Как меня не взяли на работу в медакадемию

Александр Щербаков 5
Мои постоянные читатели знают, что я прошел долгий путь в своей карьере врача.  Вначале был начальником медицинской службы подводной лодки, на флот служить меня отправил ректорат родного для меня Хабаровского медицинского института.  Во время службы и получил первые практически уроки не только оказания медицинской помощи, но и науки управления. Комсомольцы субмарины избрали меня своим комсоргом, потом коммунисты первичной партийной организации приняли меня кандидатом в члены КПСС. Кроме этого, я вел политические занятия среди матросов. Именно как пропагандист я попал на лекцию по менеджменту, который читал в краевом доме политического просвещения русский по происхождению и американец по паспорту некто господин Терещенко, сделавший хорошую карьеру в США и приехавший в СССР поделиться своим богатым опытом.

После увольнения в запас я почти 12 лет проработал в первичном звене здравоохранения.  Этим звеном была крупная городская клиническая больница в Хабаровске, в состав которой входил стационар на 480 коек, три поликлиники, женская консультация и травматологический пункт. На базе стационара были две кафедры медицинского института – хирургии и терапии.  За годы работы в больнице я последовательно занимал должности рядового врача-рентгенолога стационара, затем стал заведующим рентгеновским отделением и провел его реорганизацию.

Раньше рентгеновские кабинеты поликлиник подчинялись заведующим этих поликлиник, и если кто-то из этих кабинетов уходил в отпуск или заболевал, то заведующие поликлиник обращались к заведующему рентгеновским отделением стационара с просьбой помочь кадрами.  Когда я стал заведовать отделением, то после курсов усовершенствования решил объединить под своим началом все рентгеновские кабинеты, а со временем и флюорографические кабинеты двух поликлиник.  С моими предложениями согласилась главный врач больницы, согласились и заведующие поликлиниками, ведь теперь у них не будет болеть голова при отсутствии  кадров, и вскоре появилось самое крупное в крае рентгеновское отделение в составе 42 штатных единицы врачей, рентген-лаборантов, регистраторов флюорографов и санитарок. Через два года наше отделением было признано победителем социалистического соревнования в крае, а меня назначили внештатным рентгенологом города Хабаровска. К этому времени я уже был врачом-рентгенологом высшей квалификационной категории.

Кроме работы я активно участвовал в общественной жизни больницы. Как кандидата в члены КПСС  в больнице мне  дали партийные поручения. Через год я стал полноценным коммунистом. Вначале я возглавлял группу народного контроля, а через 2 года коммунисты первичной партийной организации меня, самого молодого по возрасту и стажу в ней, избрали своим секретарем, т.е. я стал парторгом огромного, свыше 2,5 тысяч сотрудников, коллектива.

Я всю жизнь был дисциплинированным и ответственным человеком, поэтому и к выполнению этого поручения отнесся с подобающим вниманием. В тот год была принята новая Конституция СССР 1977 года, где у первичных партийных организаций трудовых коллективов появились права и обязанности влиять на производственные вопросы.  В свете новых требований Конституции я и перестроил работу парторганизации, и члены партбюро, которое я возглавлял как секретарь, меня поддержали.  Это заметили в райкоме и горкоме КПСС, а также в отделе здравоохранения горисполкома.

И когда появилась вакантная должность главного врача такой же крупной, как наша, и тоже клинической больницы, только в другом районе города, меня стали сватать туда главным врачом, обещая дать квартиру.  В это время моя семья жила с моими родителями в их кооперативной квартире, на 27.кв. м полезной площади 7 человек.  Но я чувствовал, что у меня еще нет ни достаточных знаний, ни опыта, чтобы возглавить огромный коллектив с большими задачами перед ним. И хотя на меня давили, упирая на партийную дисциплину, я отбился. Тем более что главный врач, не желая терять хорошего специалиста и активного общественника, добилась в райкоме партии и райисполкоме выделения нашей семье квартиры.

Именно в те годы в мои руки попала книга американца Карнеги, выпущенная в самиздате одной из Прибалтийских республик. Кто не знает, напомню – Карнеги писал о науке управления, т.е. американском менеджменте. Я много почерпнул из этой книги, сделал конспект некоторых глав.  Это помогло мне находить правильный подход к коллегам и подчиненным.

А еще через несколько лет мне предложили должность, от которой я не смел отказаться – главного рентгено-радиолога края, на этот раз штатной, с небольшим штатом  в составе врача-радиолога, техников-дозиметристов. Начался новый этап моей работы уже в краевой клинической больнице.  Меня стали привлекать к проведению занятий на курсах первичной специализации по рентгенологии на факультете усовершенствования врачей, используя мой богатый опыт работы в первичном звене.  А когда вышел приказ о внедрении бригадного подряда в медицинских учреждениях, я перестроил работу своего отделения по нему, кстати, первым в Хабаровском крае.  Поэтому меня стали привлекать к участию в различных семинарах по бригадному подряду, проводившихся в крае.

Я давно начал активно участвовать  в заседаниях краевого научного общества врачей-рентгенологов, выступая на них с докладами и сообщениями об интересных случаях рентгенодиагностики, еще работая рядовым врачом-рентгенологом.   Меня избрали вначале членом Правления краевого научного общества, а затем и республиканского, и я участвовал в двух заседаниях Правления, а также в работе Всесоюзного съезда рентгенологов и радиологов в городе Таллинне.

В октябре 1988 года работу рентгеновской службы Хабаровского края приехал проверять главный рентгенолог РСФСР профессор П.В.Власов. Он высоко оценил и мою личную работу, и тех рентгеновских отделений и кабинетов, которые проверял. Написал благоприятную для края справку, которую доложил заведующему отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома А.И.Вялкову.

А.И.Вялков до этого несколько лет работал инструктором крайкома КПСС, курировавшего медицинские учреждения, и с ним мы пересекались по партийной линии, когда я возглавлял первичную парторганизацию.  При нем я даже делился своим опытом работы парторга на занятиях секретарей первичных партийных организаций учреждений здравоохранения. Так что он знал мои деловые качества, и в тот же день, как ознакомился со справкой профессора П.В.Власов, пригласил меня к себе и предложил стать его заместителем по организации медицинской помощи взрослому населению края. Я вначале опешил, а потом стал отказываться от этого неожиданного для меня предложения, заявив, что у меня нет опыта такой работы.

Но у Вялкова были свои аргументы на мой счет. Он заявил, что я много лет проработал в многопрофильной больнице, где оказываются почти все виды стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, и как парторг на своих собраниях и заседаниях бюро не раз обсуждал подобные вопросы. К тому же я много раз участвовал в консилиумах с участием ведущих клиницистов мединститута и пользуюсь авторитетом у них. К тому же я умею работать с людьми, иначе коммунисты больницы не избирали меня девять лет подряд своим парторгом. За годы работы главным рентгенологом лично познакомился с большинством главных врачей края. Да и в моем подчинении будут несколько опытных, уважаемых специалистов как отдела здравоохранения, так и ведущих учреждений края.

И хотя в этот день я не дал согласия на предложение Вялкова, мне надо было посоветоваться с семьей, родителями, но в конце концов принял его, и для меня началась другая жизнь. Я застал период работы при советской власти, но не очень долгий, всего три года, а потом работы на изломе истории страны. Уже через год Вялков назначил меня своим первым заместителем, я стал при нем кем-то вроде начальника штаба в армии.

А.И.Вялков был крупным организатором здравоохранения. Прошел долгий путь, начиная с врача в поликлиник города Комсомольска-на-Амуре, потом стал её заведующим, директором медицинского училища, инструктором городского комитета КПСС Комсомольска-на-Амуре, и потом и крайкома партии. Примечательно, что коммунисты первичной партийной организации крайкома избрали А.И.Вялкова своим парторгом, что при каком мощном первом секретаря крайкома, каким был А.К.Черный, член ЦК КПСС, о многом говорит.

Однако сказать, что Вялков не ошибался или что знал всё, я не могу. Мы многое с ним нащупывали впервые, допускали ошибки, но они не были фатальными. Одними из первых в РСФСР в Хабаровском крае был внедрен так называемый новый хозяйственный механизм в учреждениях здравоохранения, т.е. внедрялись рыночные отношения в медицину. Это позволили практически безболезненно войти в систему обязательного медицинского страхования. Наша модель ОМС и взаимоотношения между всеми субъектами страхования были признаны лучшими и в дальнейшем внедрялись во всех регионах Дальнего Востока.

Вялков обычно выдвигал идеи, а я прорабатывал, как их можно внедрить в здравоохранение, какие средства для этого потребуются, и какие мероприятия должны быть проведены. Поэтому не удивительно, что А.И.Вялков успешно написал и защитил в Москве кандидатскую  диссертацию и выиграл конкурс на занятие должности заведующего кафедрой факультета усовершенствования Хабаровского медицинского института, который был переименован в Дальневосточный Государственный медицинских университет.  Вялков и меня привлекал к проведению занятий на своей кафедре, где проходили усовершенствования главные врачи из всех регионов Дальнего Востока.

Считаю, что Вялков очень много дал мне как организатору здравоохранения регионального уровня.  Не удивительно, что по достижении определенного стажа работы организаторов здравоохранения мне была присвоена высшая квалификационная категория и по этой специальности.

Но потом по ряду причин мне пришлось покинуть и орган здравоохранения Хабаровского края, который стал называться министерством, а затем и Дальний Восток вообще. Пять лет жизни и работы директором многопрофильной муниципальном больницы в городе Нефтеюганске пролетели очень быстро. Введенная в штаты крупных больниц 1 и 2-й категорий  должность потребовала снова прибегнуть к  творчеству. Но все, чем должен был заниматься директор больницы (а это должность введена вместо должности заместителя главного врач по АХЧ), я знал еще со времен работы в городской больницы Хабаровска. Примерно такая же структура (стационар, 4 поликлиники, женская консультация, врачебная амбулатория), примерно такая же численность персонала - около 2,5 тысяч – позволила мне с моим опытом организационной работы организовать работы всех подчиненных мне служб – аптеки, материально-технического снабжения, АХЧ на высоком уровне.  Мне нравилась моя работа, особенно в условиях достаточного финансирования всех статей расходов больницы. Можно было своевременно проводить все необходимые ремонтные работы, что позволило за те годы, что я был директором, обойтись без ЧП.  По моей инициативе была реорганизована работа реанимационного отделения огромного, свыше 900 коек, стационара, что чего был занят целый этаж здания.  Был возведен тамбур у въезда в приемное отделения, и теперь больные на каталках или носилках не подвергались  воздействию ни дождя, ни снега, ни ветра, когда переходили или их переносили из машины скорой помощи в приемное отделение. .

Но вот построить удовлетворяющий санитарным нормам больницы пищеблок я не успел, хотя был изготовлен хороший проект. Внешние обстоятельства вынудили меня уйти на пенсию при достижении 60-летнего возраста и переехать в Тюмень.  Встал вопрос о моем трудоустройстве. Ведь 60 лет для мужчины не тот возраст, который требует отдыха. К этому времени я успел поставить протез правого тазобедренного сустава, и был вполне сохранным пожилым человеком с огромным опытом практической работы в здравоохранении.

В свое время я прошел несколько курсов усовершенствования врачей. Вначале это был 2-х месячный курс по организации здравоохранения в Центральном институте усовершенствования (1989 год), причем мой диплом об окончании курсов был подписан министром здравоохранения ССССР и ректором института. Месяц мы изучали организацию здравоохранения и социальную гигиену, потом полмесяца менеджмент зарубежного здравоохранения, и полмесяца проходили практику в Министерстве здравоохранения СССР.  Это была учеба, проведенная на самом высоком уровне в те годы.

Затем 2-х недельный курс в Токийском институте РНР по японскому менеджменту (1992 год), затем 2-х недельный  выездной цикл Калифорнийского университета в Хабаровске по теме «Управление проектами» (1994 год). Каждый раз мне выдавали соответствующий документ о прохождении курсов. Много ли в нашем здравоохранения таких  руководителей с такими знаниями, дипломами, да еще с таким опытом работы? Уверен, что очень мало.

Еще время учебы в Токио я обратил внимание на разницу преподавательского состава в наших институтах и в японских.  Кто учит студентов в наших ВУЗах? Вчерашние студенты, хорошо окончившие институты, поступившие в аспирантуры, написавшие диссертации и начинающие учить студентов уму-разуму. Т.е. молодые люди, не имеющие практического опыта работы в медицинских учреждениях. Верно, я прав?  Ну студентам такие педагоги подойдут, те приходят на учебу стерильные, ничего не знаю в медицине.  А вот для курсов повышения квалификации нужны педагоги, которые имеют практический опыт работы,  написавшие диссертации без отрыва от практики. В Москве нас учили именно такие. Заведующий кафедрой профессор Симонян долгие годы был главным врачом крупной тысяче-коечной городской клинической больницы, и все его доценты и ассистенты прошли такую же школу.

Такие преподаватели учили нас и японскому менеджменту.  Все это было опытные, в солидных годах люди, прошедшие хорошую жизненную школу и достигшие немалых карьерных высот – директора заводов, учреждений, начальники цехов. Они нам передавали свой личный успешный опыт практической работы. Были мы и в японских больницах – муниципальных, частных, больницах префектур, встречались с их руководителями. Все эти люди, как правило, в пожилом возрасте и с огромным практическим опытом работы на разных ступенях карьерной лестницы.  В Японии мою кандидатуру в главные врачи крупной больницы, как в Хабаровске, даже на дух не подпустили – ни опыта, ни знаний, только желание и молодой напор.  А сколько с таким напором наломали дров в нашем здравоохранении в постсоветское время? Пальцев на руках и ногах не хватит загибать.

Поэтому по приезду в Тюмень я, поразмыслив, решил пойти трудоустраиваться в Тюменскую медицинскую академию.  Думаю, неужели ни на кафедре организации здравоохранения, ни на кафедре рентгенологии у них не найдется вакансий.  Не надо мне высших должностей, профессоров и доцентов, подойдет пенсионеру и  должность ассистента или даже лаборанта, которые при случае мог бы позаниматься и со студентами. Записался на прием к ректору, написал свое резюме, захватил все необходимые документы – паспорт, дипломы, сертификат специалиста, и пришел.

В свое время по должности первого заместителя руководителя регионального здравоохранения я был членом ученого совета вначале ХГМИ, потом ДВГМУ, регулярно участвовал в его заседаниях и несколько раз выступал, когда дело доходило до заказа на медицинские кадры для края или по вопросам улучшения качества подготовки врачей. 

В назначенное время я  пришел в кабинет ректора медицинской академии, представился, предоставил своё резюме.  Потом ректор стал задавать мне вопросы, на которые я давал обстоятельные ответы.  Спросил, на какую кафедру я хотел быу строиться работать. Я честно сказал, что имею опыт преподавания и по рентгенологии, и по организации здравоохранения.  Ректор задумался, а потом открыл карты. Да, у него есть вакансии и на той, и на другой кафедре. Руководят ими не такие уж молодые, но не имеющие опыта практической работы люди с учеными степенями. Сотрудниками еще более молодые и еще менее опытные люди.  А так как зарплаты в институте не очень высокие, то они делят вакантные должности между собой, берут подработку, так сказать.  И ему, как руководителю вуза, не хочется лишать их этой подработки. Тем более что они будут комплексовать перед таким опытным во многих отношениях человеком, начнутся трения в коллективе, а он этого не хочет.

Ректора Тюменской медакадемии не волновало  качество преподавания, что мой приход разбудит то болото, что есть там, главное, чтобы была тишь до благодать. Я это понял и не стал настаивать.  Ушел, так сказать, не солоно хлебавши. Типичная для нынешней России ситуация. Как в  том анекдоте. Сын, молодой лейтенант, спрашивает отца-полковника: «Пап, я смогу стать генералом?», на что тот отвечает: «Нет, у генерала свой сын имеется».

Чуть позже я прочитал в статье академика, бывшего заместителя министра здравоохранения России В.И.Шабалина, который ныне возглавляет институт геронтологии, что одной из причин слабого развития российского народного хозяйства является игнорирование опыта старших товарищей, которые уже в своей жизни наломали дров и могут дать дельные советы молодежи. Отсюда низкое качество подготовки молодых кадров. И в качестве примера для подражание привел японский опыт использования опытных кадров в практической работе по этому вопросу.  Я был  лично знаком с академиком Шабалиным в пору его работы в Минздраве России. На заставке наша совместная фотография хабаровском ресторане «Саппоро», который нынче называется по-другому. Мне понравился этот немногословный мужчина, знающий свое дело. Когда он ушел на должность директора института геронтологии, я посетовал, что будет не хватать человека, чей совет всегда может пригодиться.

Я уже не раз писал, что нынешнюю Россию сейчас губит недостаток квалифицированных кадров на всех уровнях.  И на рабочих местах, и управленцах среднего и высшего звена. А что уж тут говорить про министерские портфели или руководителей всяких корпораций. Ну какой министр сельского хозяйства из сына секретаря совбеза  Патрушева? Он что, жил на селе или имеет профильное образование? Вот что о нем можно прочитать в интернете.

Дми;трий Никола;евич Па;трушев (род. 13 октября 1977, Ленинград) — российский государственный деятель. Министр сельского хозяйства Российской Федерации с 18 мая 2018 (исполняющий обязанности с 15 по 21 января 2020).
Бывший председатель правления «Россельхозбанка», член совета директоров «Газпрома».
В 1999 году окончил Государственный университет управления по специальности «Менеджмент».

В 2002—2004 годах прошел обучение в Дипломатической академии МИД России по специальности «Мировая экономика».
В 2006 году окончил Академию ФСБ.  (Не стоит забывать, что папа всю жизнь служил в КГБ/ФСБ)

16 апреля 2003 года в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук по теме «Организационно-экономические основы развития процессного подхода в управлении качеством научно-исследовательских организаций»

3 июля 2008 года в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора экономических наук  по теме «Государственные и рыночные регуляторы в формировании и реализации промышленной политики: на материалах естественных монополий ТЭК»

По данным Диссернет, в кандидатской и докторской диссертациях Патрушева обнаружены многочисленные недокументированные заимствования. В частности, в докторской диссертации Патрушева «Государственные и рыночные регуляторы в формировании и реализации промышленной политики: на материалах естественных монополий ТЭК» (2008 год) страницы с 15 по 103, с 364 по 378, и ряд других страниц, представляют собой копию части диссертации Гасана Сафарова «Формирование механизма государственного регулирования естественных монополий в РФ» (2005 год).

В 1999—2002 годах работал в Министерстве транспорта Российской Федерации.
В 2004 году поступил на работу в Банк ВТБ.
С 2007 года занимал должность старшего вице-президента Банка ВТБ.
В 2010—2018 годах — председатель правления, член наблюдательного совета ОАО «Россельхозбанк». При Патрушеве в банке увеличилось количество продуктов и услуг, как для физических лиц, так и для бизнеса. Появились новые направления: страховое и инвестиционное. Также выросли объёмы поддержки АПК. С 2010 по 2017 год кредитный портфель РСХБ увеличился более чем в четыре раза. В 2017 году он составил 2,97 триллиона рублей.
С 2016 года по 2021 год — член совета директоров ПАО «Газпром».

18 мая 2018 года назначен министром сельского хозяйства Российской Федерации, 21 января 2020 года переназначен на данный пост.

Как вам такой министр сельского хозяйства?  Он быка-производителя от коровы отличит? Или это не важно, главное, доктор экономических наук с поддельной диссертацией.  И академия ФСБ важна для министра сельского хозяйства, верно?

И таких папенькиных сыночков среди руководителей России хватает на всех уровнях. И паркетных генералов тоже.  Отсюда и все наши проблемы.