Письма другу. Расхождение

Евгений Садков
       "Зло должно быть с кулаками. У добра же только открытое сердце"
            Ван Ли-чжун, китайский гуманист при дворе Фу Си.

 "                Уважаемый Лев Николаевич.

 Затронув судьбу моего земляка, крайне несправедливо обойти вниманием Ваши взаимоотношения с другим.

 Сергей Суворов (http://proza.ru/2023/09/16/196), тепло принятый в Ясной Поляне, лишь маленькая деталь хода российской истории. Для кого-то безвозвратная, с потопом после ухода таких личностей. Но не для носителя декларируемой им нравственности и человеколюбия.

 Эти крупицы-затравки в насыщенном новыми идеями обществе должны по идее двигать его к совершенству и процветанию.

 К сожалению все предыдущие эпохи показывают не линейный путь развития цивилизации, а некую дьявольски закодированную спираль. Да и она не поднимается вверх, а подобно глобуле регулярно концентрируется вокруг неких черных дыр.

 Так было через семь лет после Вашего ухода из этого противоречивого мира. Некий эксперимент,изначально основанный на Ваших же иллюзиях построения более совершенного общества.

 И как всегда, Лев Николаевич, полное фиаско к концу века. Иллюзорная гуманизация завершилась периодом прихода к власти "братков", а следом их всесильных покровителей.

 Так неужели Вы, великий гуманист и просветитель народных масс, не чувствуете собственной вины за случившееся с Россией? И за то, что происходит с ней сейчас? Не икается ли в райских кущах, созданных собственным воображением?

 При иных  взаимоотношениях с гуманитариями вашего века мог бы и ход истрии быть более прогрессивным. Или идет, в другом измерении.

 Там Вы сближаетесь с моим земляком. Да, Вы сторонник эволюционного развития общества. Он же, склонный к побегам зека, видит будущее России только в революции.

 Конечно, подобное сближение лишь идеализация отношений между такими личностями. Тем более, что масла в огонь ваших отношений подливали другие исторические личности. Ладно Ульянов, тролливший Вас, и принявший "новых людей", в лице литературного Рахметова. О нем, о моем земляке тепло отзывался Маркс, не говоря уж об Энгельсе.

 Так и видится диалог теоретических основателей экспериментальной общественной формации:

 -Ну как там, Фридрих, наш саратовский бунтарь?

 -Зажигает, Карл. Трудом превращает обезьяну в человека.

 Возможно ваше неприятие друг друга связаны и с происхождением. Но это, думаю, маловероятно. А вот быстрый старт моего земляка в общественную жизнь России сыграл свою роль.

 Вы родились в один год, он на два месяца раньше Вас. И его восхождение на духовный Олимп России, в отличие от Вашего, было революционным.

 Он напоминает мне Джанго Освобожденного из одноименной картины Тарантино.  Намного раньше Вас говорил о главном просчете государственного освобождения российских крестьян от рабства, о необходимости индустриального  прогресса. Да и взаимоотношения героев его главного произведения более динамичны духовных страданий Карениной и Безухова.

 Перед тем, как написать это письмо, прочитал статью некого Луначарского, приуроченную к вашему совместному с моим земляком юбилею. Тогда в экспериментальном обществе России с помпой отмечали двойное столетие.

 Прикольно, но и здесь вы разошлись, причем весьма странно. По идее его юбилей должны были праздновать раньше, но первым оказались Вы.

 Сначала подумал, что хотели совместить Октябрь с открытием памятника в Саратове. Но нет, первый памятник, точнее -бюст знаменитому земляку был поставлен около  Липок в 1918.

 Похоже, походя "пристегнули" к главному празднику экспериментального государства.

 Даже будущее усмехнулось над вашими расхождениями.

 Но надеюсь, в другом измерении вы, в великой надежде на прогресс и гуманизацию, объединились в борьбе за это самое, светлое будущее.

                Ваш ученик ЕС"