Не бей. Без Любви

Сергей Лановой
Поощрение и наказание являются краеугольными камнями для воспитания детей, независимо от возраста и активности, но если с понятием "поощрение" всё более-менее ясно, то наказание - это во всех смыслах тёмный мир, в котором гораздо труднее ориентироваться настолько же адекватно, как в поощрении, где всего-то и дел (мы исходим из нормального), что поддержать правильные (ещё раз - исходим из нормального) действия ребёнка, наградив его за это словом, действием или конфетой, совмещающей в себе первое и второе.

Соответствующее наказание обязано присутствовать в нормальном воспитании по одной простой причине - без него растущий разум не поймёт, где находится опасность пересечения каких-либо границ - этических, физических и вообще любых жизненно важных, без которых в процессе становления маленькой личности не произойдёт заполненность необходимых для заполнения человеческих лакун. Воспитание - это мягкая или жёсткая борьба с неопытностью маленького человека, чья жизнь может немедленно прекратиться после какого-либо неверного движения, действия или шага. Именно для этого необходимо наказание - немедленное и как можно более ощутимое, чтобы развивающийся инстинкт записал произошедшее событие в область ненужных, опасных или хотя бы с осторожностью преодолеваемых.

И вот тут возникает сложная для многих родителей дилемма - ругать, уговаривать, ставить в угол или бить. Нехорошее сочетание слов, верно? Бить ребёнка. Ребёнок и удар. В человечных настройках даже сама фонетика произносимого или читаемого выглядит преступной. Но даже этот жестокий набор слов включает в себя задумку Природы помочь тебе сохранить родное, не перешагивая при этом невидимые границы.

А правила и границы, как я уже повторял, в нормальной поведенческой фактуре каждого, кто воспитывает бесценное растущее и хочет обезопасить своё чадо от того, чем его может встретить внешний мир. Нормальный папа не станет разбивать о ребёнка кулаки. Нормальная мама найдёт доступные способы уразумления. Даже если это всего лишь попавшееся в руки полотенце.

Нет, я против порки ремнём и другими предметами быта, равно, как и не поддерживаю практику отправления "в угол", где провинившееся дитё должно понять, за что его сюда поставили. Но хороший (исходим из нормы) подзатыльник вполне может затушить желание ребёнка пройтись по балконным перилам, точно так же, как маленький волчонок, получивший чувствительный укус клыков мамы-волчицы, уразумеет опасность пересекать в одиночку ручей. Уговоры здесь не работают, поскольку даже если человечек уже говорит, вы так или иначе имеете дело с младенцем, личинкой, с пока ещё пустым сознанием, которое может остаться таким или, ещё хуже, замусоренным, если не ограничивать его в поступлении информации, положительное или отрицательное воздействие которых обязаны увидеть и донести воспитатели, родители, близкие. И в данном случае мы снова исходим из норм, которые не нужно объяснять. Разумное, доброе и вечное. Осторожное, заботливое, искреннее. Вмещающее в себя весь опыт давно живущих на земле.

И снова: насколько этично или необходимо шлёпать, одёргивать, бить. Спросите об этом у той самой волчицы, зубами хватающую своих непослушных волчат, чтобы вытащить их из неподходящего для них места. У неё было семь душ, за двумя она не уследила. И теперь нещадно кусает оставшуюся пятёрку, чтобы не потерять их тоже. Это означает, что ты бьёшь, потому что любишь. Ты кусаешь, поскольку не хочешь потерять. Ты наказываешь, чтобы твоё продолжение осталось живым и здоровым. В этом разношерстном на сладкое и горькое мире человечных животных и остающимися в самом лучшем смысле животными людей.

Ударь, конечно же, но с той самой нормальной и действительно созидающей Любовью, о которой я уже неоднократно упоминал, если ты способен её воспроизвести. Той самой, которая позволит изъять из твоих движений накопившееся раздражение и бытовую злость. Оставляя лишь желаемое действие, за которым следует долгая и постоянно заполняемая необходимым опытом новая жизнь.



GC