Крестная

Зоя Белова
Надо же, крестной 99! Звоню поздравить.
- Крестная, дорогая, вот на столетие приеду обязательно.
- Ради этого буду жить! – оптимистично и с юмором прозвучало в ответ.
Эти слова застряли в моей голове, и в течение года я нет-нет, и произносила их вслух, восхищаясь разуму человека такого почтенного возраста. «Я просто обязана поехать!» - решила я. Между тем, дата приближалась. Надо сказать, я весь год со страхом брала трубку, когда кто-то звонил из мест моего далекого детства, только бы с крестной было все нормально…

- Девочки, сходите к крестной за яблоками! - говорила мама, и мы, младшие сестрички, хватали сумку и радостно бежали, именно бежали к крестной. Что нас так тянуло в ее дом на другом конце города? Бедность была во всем, и в мебели, самой необходимой, и в еде, самой обычной, без изысков. Но нас встречали так радостно, с такой любовью. Она была крестной трем моим старшим сестрам, когда в далеких пятидесятых годах тайком от моего отца, а ее брата, коммуниста, а значит атеиста, взяла девочек с трех до девяти лет, и повезла в близлежащий город, где была церковь, и окрестила. Мне в ту пору было месяца три-четыре, меня не взяли. Но с тех пор она стала крестной для всех – для нас, наших подруг и друзей. Это стало ее именем, никто не называл ее тетя Маруся, только Крестная.
Дом был деревянный, на две семьи, а во дворе сад. Две яблони антоновки, несколько вишневых деревьев, да крыжовник. Остальное место занимала картошка, главная кормилица того времени. Никто особо и не ухаживал за этим садом, но все росло, плодоносило, и было главным нашим угощением. Ели недозрелый крыжовник, затем поспевала вишня: открой окно и протяни руку – вот она. Приходил черед яблок. Ели еще не зрелые, а чтобы были послаще, колотили ими по столу, тогда они становились мягкими и сочными.
- Женя, Юра, идите с девочками в сад, - говорила она своим сыновьям. А уж там мы с бесстрашием лезли на яблони, выбирая антоновку поспелее, пожелтее. Скоро в школу, будем брать яблочко на перекус.
Часто крестная приходила к нам в гости, засиживалась до вечера, и мы просили ее остаться ночевать. Какие интересные истории она нам рассказывала, и про свое детство, и про тяжелую юность. Только закончила первый курс техникума, началась война. Вместе со студентами пешком отправилась копать противотанковые окопы, но немцы пришли в их края на Брянщине, и они оказались на оккупированной территории. Ее отца, а моего деда, Ивана Карповича, а он был начальником почты, немцы повесили на 2-ом Брянске 7 ноября 1941 года. Рассказывала, как они под страхом смерти помогали партизанам, как уходили в лес со своими пожитками и домашним скотом, где продолжали копать окопы в районе Дятькова. Мы слушали, с какой радостью встречали они воинов Красной Армии, освободивших в сентябре 1943-го родной Дятьковский район, Брянщину.

И вот мы с сыном и снохой едем к юбилярше, сто лет… В нашем роду это впервые, ведь крестная похоронила всех своих младших сестер и старших братьев. По телефону она мне говорила, что каждый вечер перед сном молится за упокой всех умерших и за здравие всех живых, перебирая в уме имена многочисленных внуков, правнуков, племянников и всех наших детей, и внуков. Она осталась во главе рода, наша крестная.
Мы приехали после официального поздравления представителями районной администрации, ведь это событие городского масштаба, к тому же Мария Ивановна, а это ее имя, до самой пенсии работала в отделе архитектуры при администрации города. Были и ее подруги. Когда сын сказал, что поедет за подругами крестной, я удивилась, сколько же им лет, неужели так много столетних? Оказалось, нет, но тоже почтенного возраста, за восемьдесят. Было тепло и непринужденно. Произносили добрые слова, благодарили за советы и по работе, и по жизни, читали ей стихи-посвящения. Крестная выдержала свой юбилей очень стойко, улыбалась и постоянно всех благодарила в ответ. Я ее держала за руку, а она гладила мою и повторяла мое имя. Мне было почему-то грустно, что при здравом уме человек уже не имеет силы физической. Передо мной был маленький ребенок, которого хотелось взять на руки и погладить по головке. Хорошо, что рядом с ней сын и заботливая сноха, а если бы была одна? Я постаралась выбросить из головы свои «а если…», и просто порадовалась за свою легендарную крестную. Дай бог ей пожить столько, сколько отмерено Всевышним!