Эх, где же вы раньше были?

Дарья Михаиловна Майская
  ДАРЬЯ МИХАИЛОВНА МАЙСКАЯ - http://proza.ru/avtor/33233323 -  ТРЕТЬЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ЛАУРЕАТ 73» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


   ТРЕТЬЕ МЕСТО ПРИСУЖДАЕТСЯ ДАРЬЕ МИХАИЛОВНЕ МАЙСКОЙ ЗА ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ЭХ, ГДЕ ЖЕ ВЫ РАНЬШЕ БЫЛИ?..» (3) http://proza.ru/2024/02/22/1309 СО СРЕДНИМ АРИФМЕТИЧЕСКИМ 7.75.
АВТОР НАГРАЖДАЕТСЯ 1300 БАЛЛАМИ ПРОЗА.РУ И ДИПЛОМОМ.
ДАРЬЯ МИХАИЛОВНА МАЙСКАЯ ВОШЛА ТРИЖДЫ В ПЕРВУЮ ТРОЙКУ ПОБЕДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ И СТАНОВИТСЯ ПОЧЁТНЫМ МАГИСТРОМ МФ ВСМ.
*** 

   Сухонькая старушка с приятными чертами лица,- так выглядит
моя соседка по комнате в санатории, которая начала свой рассказ...
Я уже приготовилась слушать: поудобнее уселась, поставила около себя
менажницу, чашку горячего зелёного чаю.
             
   Я люблю новых людей, слушать их незатейливые рассказы,
наблюдать за ними. Ведь даже обычное, каждодневное, они выполняют
каждая по-иному. У меня это вызывает желание повторить, иногда -
нет! Ни за что я не стала бы так делать!

   Но и за мной наблюдают. Однажды я была очень удивлена,
когда моя соседка, которая старше меня, минимум, лет на тридцать,
заметила:
   - Утром ты надевала белое нижнее бельё, а после обеда ты, почему-то,
в красном?..

   А я это делаю на автомате. Но раз уж поменяла, то первое уже должно
быть постирано. Пошла посмотреть - точно! Всё висит, сохнет.
Я тогда даже рассмеялась.
Моя соседка покрутила головой, ничего не сказала более, но улыбалась.
                ***

   И вот эта моя приятельница- на время, недельки на две, продолжает
свой рассказ.

   - Я тогда была, как и ты теперь, молодая. Так же приехала в санаторий.
Не могу одна селиться в комнате - скучно. А, при моих
избыточных впечатлительности и  воображении, одной мне и
страшно бывает. Поселили меня тогда с одной пожилой
женщиной, Марией Ивановной.

   Она до Великой Отечественной войны жила в селе. О себе говорила:
   - Я ни ростом, ни красотой не выделялась, но брала бойкостью!
Не стесняясь пела, плясала, говорила. - На самом деле, она,
действительно, была пониже среднего росточка,
приятная на лицо с милым вздёрнутым носиком,- поясняет моя
рассказчица. - И полюбила я
парня,- продолжает та Мария Ивановна. - Много ребят на селе,
да зачем они мне? Только этот Яша и нужен мне был. А вокруг него
карагод* девчат вьётся! Да каких!
Пришлось мне из себя прыгать, чтобы его завоевать!
А работала я птичницей в колхозе. Дома меня почти и не видели.
Я, как в каком-то кино: глину замешиваю, замазываю стены,
потом мелом их выбеливаю, полы скребу - как в больничной палате
чистота!

   Над каждым яичком дрожу, над каждой птичкой: старалась
план выполнить и перевыполнить, чтобы говорили обо мне,
на праздниках на сцену вызывали, поздравляли, подарки дарили.
Портрет мой, почти метровый, в фойе клуба висел! Передовиков
тогда чествовали!

   И одевалась я лучше всех! Узнала в районном центре
портниху знаменитую и напросилась к ней в ученицы.
Она не хотела меня учить, но я пообещала, что шить
буду только на себя. В выходные ездила, вечерами после работы
на велосипеде гоняла. Выучилась шить!
Похожу в одном-другом платье, а потом распорю их и комбинирую.
Вот у меня и обновки! Да так ладно получалось - загляденье!

   Поженились мы, всё-таки, с моим Яшей! Только на меня и смотрел!
Дочка Нина у нас родилась. На меня похожа... А мне хотелось,
чтоб на Яшу. Ничего девочка: черноглазая, губки яркие, волосы,
как у меня, чёрные, густые. И смышлёная! Радуемся на неё с Яшей.

   И тут война! Яша мой тракторист. Его сразу забрали.
Немного переучился и воевал танкистом с первых месяцев!
Ждала я его. Не знаю таких слов, чтобы выразить, как ждала!
Дочь, письма и работа - до этого сузился весь круг моей жизни.

   Я не знаю, Яша разбудил во мне женщину, любовь к нему или
по натуре я такая была горячая, тяжело мне было без мужчины.
Хоть криком кричи! Тем жгучее было моё желание поскорее
увидеть Яшу. Готова была пешком, бегом бежать к нему на фронт.
И побежала бы, родители велели одуматься, в руках себя держать.
Молилась о нём день и ночь!

   Пришла Победа! Кто плачет, кто радуется. Да...
радость такая, что нет для неё слов! Я тогда узнала,
как это бывает, когда дух захватывает!

   Яша пришёл в солдатской форме, в орденах и медалях! Орёл!
Побыл с недельку дома и говорит, что поедет в Ленинград.
Там сейчас рабочие руки нужны. Устроится и сразу заберёт нас
с дочкой, в городе будем жить!

   Защемило у меня сердце, как от какого предчувствия,
но я понимала: страшно мне потому, что я только и видела одно
наше село да райцентр наш. А что такое Ленинград?.. Наверное,
побольше, чем наш райцентр.

   Месяц, другой, третий Яша работает. Письма от него через день,
а то и чаще приходят, всё о любви и, как всегда, о дочке спрашивает.

   Случилась беда: отец его умер, Яша не приехал - не отпустили.
Потом мать умерла... Опять не приехал. Сестра его в их доме
командует, всем распоряжается. Я-то у своих родителей так и живу
с дочкой. И Яша с нами у моих родителей жил.

   Стал Яша пореже мне писать - занят очень. Да ведь уже почти
год равняется, как он уехал в Ленинград. Не выдержала я,
сгребла дочку, сумку с вещами и поехала в Ленинград.
Уж и не знаю, как, но нашла, где Яша живёт.
Адрес-то на конвертах был, он и не менял его.

   Оказалось, сначала он по этому адресу жил, а потом,
ему коммунальную комнату дали. Рассказали, как найти.
Кинулась я! Быстро нашла! Комната его хорошая, большая,
но такой кавардак, такая грязища, каких я отродясь нигде и никогда
не видела.

   Я, как в своём птичнике, стала всё мыть, скрести, выгребать.
Смотрю, женские вещи какие-то. Думаю: это от прежних жильцов-замарах
остались, а Яшенька ещё не успел порядок навести. Да и где мужику
справиться с таким? Всё перемыла, перестирала Яшино, а это женское
в узел связала, пусть сам решает, что с ним делать.

   Вечером прибежал Яша, ему сказал кто-то, что к нему
гостья приехала, а что за гостья, не стали говорить, чтоб посильнее
обрадовался, когда нас с дочкой увидит! Он, как увидел меня,
остолбенел!
   - Ты?! Откуда?! Я же писал тебе, как устроюсь, сам за тобой приеду!
   - Да ты и устроился! Комнату получил. У нас в селе лучше и нет
ни у кого. Грязно очень было, но теперь, сам видишь, всё блестит!
Узел этот вынеси отсюда: выбросить или сжечь надо.
Я там и вши видела. Твои вещи керосинчиком прошла, а потом
выстирала. Мало у тебя вещей, быстро управилась. Снимай с себя всё,
обработать и постирать надо. И голову дай посмотрю.

   Да какая там голова! Ниночка уже спала. Он закрыл дверь на крючок,
схватил меня в охапку и не знаю уже, сколько не отпускал!
Так мы с ним соскучились друг по другу.

   Вдруг в дверь постучали. Пока он мешкал, я сама дверь открыла.
Женщина входит - "Это она за своим узлом пришла",- мелькнуло
у меня в голове.

   - Яш, я к маме заходила, вот и пришла попозже.
А это, кто у нас?
Это "у нас" резануло меня, а у моего Яши, кажется, язык отнялся.
Не может ничего сказать - мямлит что-то да с ноги на ногу
переминается.

   - Я его жена, - пришлось самой отвечать, а там за занавеской
наша дочка спит. А ты за узлом своим пришла? Давно надо было
забрать - мы его уже выбросить хотели или сжечь. Там вши
пешком ходят. И тут вижу: у неё живот выпирает из-под пальтеца.
А она с Яши глаз не спускает:
   - Яш! А я тебе, кто же? А ребёнок наш скоро родится...
Как же мне с ним?

   Смотрю я то на него, то на неё и ничего не понимаю.
Он заговорил:

   - Маш, ты сильная, со всем справишься, а Аля
(я и не поняла сразу, что её зовут так, что имена такие бывают)
слабая. Она ничего не может.
С дитём пропадёт без меня... Не обижайся. Прости...
Уезжай домой. Я Алю не могу бросить.

   До утра сидела я на табуретке, плакала, а они
легли на кровать и спали крепко и спокойно. (Не могу...
И сейчас от воспоминания, давление подскакивает)

   Чуть рассвело, одела я дочку, сумку в руки и назад, домой.
Ему сказала, чтобы в нашем селе не появлялся: родителей без него
схоронили, а сестра ему не рада будет - всем завладела.
  И тут он заплакал. И сейчас не знаю - почему, но надежда
шевельнулась. Присела я, вроде, на дорожку, а сама думаю. что
вот сейчас скажет - Маша, останься, раздевай дочку... Не сказал.

   Вернулась я в село - стыдно было так, как у нас говорят:
сама себя со стыда вижу. Но не кончился мой позор...
Почувствовала себя необычно плохо. Пошла в больницу.
Вот тут-то я и закричала. Ничего не приговаривала, просто плакала
и кричала! Наградил он меня какой-то гнусной болезнью.
Лечилась-лечилась. Вылечилась.

   Мой птичник расширился, уток добавили, гусей. Перевели его
в поле на берег пруда.
Я попросилась при нём в сторожке жить. Мне одного хотелось:
подальше от людей. Дочку с собой взяла.

   И новая беда, постыдная: так требовался мужчина,
что я ночами не спала. Холодной водой обливалась, ходила
вокруг сторожки и птичника - себя усталостью изводила - ничего
не помогало.

   Потом молила Бога: Господи! Пошли мне хоть калеку,
хоть старика с седой бородой... по пояс... Только бы мужчину.

   Так прожила несколько лет. Наконец, вернулась в село.
Родителей похоронила, надо было за своим хозяйством следить.
Да и силы не те стали, и стимула за десятерых пахать уже не было.

   Дочка окончила школу, уехала в областной центр - в институт
поступила. Осталась я одна. Тут и мужчина для меня нашёлся!
Устраивал он меня полностью: хорош в постели и... женатый.
Пришёл-ушёл. Никаких хлопот с ним.

   Иногда вечера я коротала с соседкой. Мы у неё чайку попьём,
повспоминаем, свежие новости обсудим. Свой хорошенький, благоустроенный
домик я, уходя, на замок не запирала - не было случая, чтобы в селе
баловались кражами.

   Возвращаюсь однажды, проушина для навесного замка откинута.
Как-то неприятно стало, страх о себе дал знать, но захожу.
Включила свет - всё на местах, никого нет. Пошла, закрылась
понадёжнее и легла спать. Почти засыпаю - шорох под моей кроватью.
Прислушалась - сопит кто-то.

   От ужаса я похолодела, не могу пошевелиться. Подумала, что собака
какая-то забежала. Встать боюсь - догонит и покусает!

   - Маааш! Не спишь? А то уж я весь затёк лежать тут. -
Из-под кровати выполз мой любовник! Я такого страха натерпелась,
что теперь просто озверела!

   - Маш! Не обижайся, я хотел проверить, не привечаешь ли ты кого,
кроме меня? И не знал о себе, что я ревнивый такой.

   Но я уже не слушала, а выталкивала его и до тех пор, пока он
не оказался на улице. Уже через запертую дверь крикнула ему:
   - Ноги твоей, чтобы у меня больше не было!
Не простила ему такой выходки. Жила одна, уже и думать о мужчинах
перестала. Видно, истаяла моя женская натура. А тут дочка замуж вышла,
квартиру они с мужем получили и забрали меня к себе.

   Так-то, я ещё в силе. В военкомате техничкой работаю.
Мне это в радость. И на мужиков смотрю... Сколько же их тууут!
Так смотрю, для красоты и радости...

Эх, где же вы раньше-то такие-то были?..
***

 На Конкурс - "Лауреат 73" - http://proza.ru/2023/12/08/376
Международного Фонда ВСМ
.....................
* - Карагод - род пляски, в основе которой лежит
как коллективное, так и индивидуальное мастерство
исполнителей. Здесь "пляски" вокруг парня.