Атаман Барбоша

Вячеслав Антонов
1581 год. На берегу Яика собрался казачий круг

Атаманы Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Матюша Мещеряк, Богдан Барбоша и многие другие с ватагами повольников думу думают о предложении промышленников Строгановых пойти к ним на службу.

Все атаманы телом крепки, на язык остры, соколами смотрят. Головы у них буйные, разбойные. Много за ними непотребства. Немало ими кровушки пролито, купеческих судов ограблено и ногайских кочевьев разорено. Да и свои товарищи во множестве по степи лежат, не захоронены, воронью на радость и развлечение. Сидят атаманы, усы покручивают, внимательно слушают, взвешивают выгоду свою.

Слово берет Ермак Тимофеевич и неслыханное доселе казаками говорит:

- Слывя ворами, мы скоро не найдем убежища в земле нашей и, отринутые богом, не узрим царства небесного. Смоем пятно наше службою честною, или смертью славною, последуем призванию царя всея Руси и мужей Строгановых!

- А какой нам антирес от походу? – Иван Кольцо спрашивает.

- Строгановы серебром платят, свинцом и порохом, пищали и коней дадут, и жупаны новые для морозов сибирских, - знает Ермак Тимофеевич, чем казацкие сердца в свою пользу склонить.

- Милость царская и прощение за разбои наши будет тем, кто за Камень на Кучума пойдет? – интересуется Матюша Мещеряк.

- Будет и милость, и прощение, и награда! Строгановы люди государевы, значит, дело будем делать государево, – говорит Ермак Тимофеевич.

- Выходит, вроде как ярмо сами на себя оденем, и конец казацкой вольнице? – гнев закипает в глазах Богдана Барбоши. – Не согласен я. Без меня за Камень идите...

ххх

Так в 1581 разделился казачий круг на тех, кто за Ермаком Тимофеевичем в Сибирь пошел (Иван Кольцо, Матюша Мещеряк, и многие другие), а кто за Богданом Барбошей на Волгу, где в урочище Сокольих гор (на территории современной Самары) разбили стан и продолжили заниматься разбоем.

В 1584 году Иван Кольцо был предательски убит местным царьком Карачи – правителем одного из улусов на Иртыше.

В 1585 году внезапным налетом воинов Кучума был разгромлен небольшой отряд Ермака Тимофеевича, а сам он утонул в Иртыше, спасаясь от преследования.

В 1587 году в Самаре, на городской площади, перед ногайскими послами («высокая» московская политика) князем Григорием Засекиным (основателем города Самара) по царскому указу за попытку захвата города были повешены Матюша Мещеряк и его товарищи, вернувшиеся на Волгу после гибели в Сибири Ермака Тимофеевича.

В 1588 году был пойман Богдан Барбоша и казнен четвертованием на одной из торговых площадей Москвы.

В 2004 году на территории предполагаемого размещения стана Богдана Барбоши закончено строительство храма Кирилла и Мефодия – братьев, ставших первыми учителями и просветителями на славянских землях.

В 2007 году месту этому возвращено историческое название «Барбошина поляна».

ххх

Испокон веку течет река Волга неторопливо и величаво. И нет ей дела до того, что было и есть на берегах её. Но иногда вдруг рябью пойдет, волной свинцовой заплещет и вздыбится белыми бурунами, словно вспомнит что – то, только ей ведомое, и разволнуется не на шутку! И вскоре успокоится. И опять плавно течет, завораживая взгляд своей красотой и силою.