Кратко о наказании

Александр Безверхов
   Наказание происходит от слова «наказ», которое означает поучение и наставление старшего и опытного, как правило, члена семьи.
Но, большинство людей, спрашивая о наказании, подразумевают возмездие в виде избиения, унижения, оскорбления, издевательства, мести, шантажа.
Поэтому надо разделять эти понятия.
   
   Там, где родитель разозлился, разгневался на ребенка, он пожелал ему зла.
   Отлупил его ремнём, или рукой – отомстил ему за неправильное поведение.
   Сделал больно и унизил. Это больше месть, чем наказ.
   Накричал, не скрывая раздражения – опять месть, теперь словесная, а раздражение напомнило ребёнку, что он не очень-то и желательная персона на этом празднике жизни.
   Поставил в угол – смотря как это сделал, с каким отношением, с какими разъяснениями. Если надолго – это издевательство, тем больше, чем подвижнее ребёнок. Никакого отношения к проступку ребёнка эта процедура отношения не имеет, он может уже не помнить свой проступок - чем меньше ребёнок, тем дальше для него связь проступка и стояния в углу. Возможно, родитель предполагает, что в следующий раз, прежде, чем совершить проступок, ребёнок вспомнит о возмездии.
 Но, этот факт работает по-другому: если родитель добьётся здесь «успеха» и, бегая и играя, ребёнок будет думать постоянно об угрозе возмездия, даже стояния в углу, то это будет называться навязанной тревожностью.  И веское основание ощущать и думать ребёнку, что его не очень-то любят в этом доме.   
   Не стал родитель лупить сейчас, но пригрозил это сделать в следующий раз, значит – шантажировал, угрожал расправой. Ясно, что не от большой любви и уважения.
   Любые оскорбления, крики, раздраженность, угрозы дают понять ребенку, что он больше случайность в этой жизни, чем проект. И, уж, ни о какой любви, признании, уважении здесь речи вести нет возможности.
   Всё это делает ребенка слабее личностно. Принципиально слабым.

   А что такое настоящее наказание с точки зрения Культуры?
   Люди культуры знают, что отношение родителей, их поступки, могут, как усиливать ребёнка, так и ослаблять.
   Никакое действие не должно ослаблять человека растущего. Потому, что становление происходит всегда, каждую секунду, «здесь и сейчас» и никаких «потом» не существует.
   Процедура наказа призвана усилить ребенка пониманием и ответственностью. Любой разумный воспитательный акт усиливает ребенка, каждую грань формирующейся личности.
   Мстить ребенку за испорченное имущество глупо, особенно, если его можно починить, или как-то исправить. Вот эта совместная процедура исправления является самым лучшим наказом. Убиваем двух зайцев – ребёнок понимает, что такое разрушении и обучается сложным инструментальным навыкам.
   Если дело нельзя исправить, надо показать, что для вас это утрата, пускай, даже, маленькая. Ваше сожаление об утрате гораздо действеннее, чем возмездие. И при этом важно своим отношением напомнить ребенку, что он гораздо важнее и весомее, чем нанесённый им ущерб.
   Надо понимать главное: все ваши действия и поступки сигнализирует ребенку, прежде всего, о вас, а не о деле. О вашем отношении к нему.
   Отсюда исходит отношение к себе, отношение к другим, отношение к миру.
   На которых строится мироощущение и миропонимание.
   Которые и определяют судьбу.
 
   Все предатели, трусы, воры, негодяи, лжецы, подлецы, насильники - прежде всего, слабые люди, которые транслируют свою полученную нелюбовь окружающим, начиная прямо с детства. Именно они рвутся, прежде всего, к власти, почестям, карьере.
   
Сказанное относится, прежде всего, к доподростковому возрасту, подростки – немного отдельная тема.