Кыз Жибек. Некоторые странности поэмы

Базарали Двесов
Некоторые странности лиро-эпической поэмы «Кыз Жибек».

Как известно эпическое сказание, будь то архаическое, героическое или лирическое, не смотря на вольный характер повествования, характеризуется построением сюжета в рамках определенной структуры и наличием характерных для эпических сказаний, элементов.

К примеру, в эпическом сказании, куда отчасти относится и поэма «Каз Жибек», главными элементами повествования должны являться предыстория, чудесное рождение героя, его подвиги, любовные похождения и, наконец, победа героя над врагами или же его героическая смерь. В героико-архаическом эпосе эти элементы достаточно сильно мифологизируются. В лиро-эпических же поэмах акцент делается на поэтическую взволнованность содержания. Но тем не менее выше перечисленные элементы на весь сюжет и отдельно на каждого персонажа произведения должны распределяться равномерно.

Но что же мы наблюдаем в поэме «Кыз Жибек»? Странность, которая бросается в глаза то, что в поэме, определяемой наравне с лирической и как эпическая, (в смысле эпическая не как общий жанр прозаических письменных произведений, а как жанр фольклорный, то есть героический эпос), эти две ипостаси, лирическая и эпическая, довольно четко разделены между действиями двух главных героев, Толегеном и Сансызбаем.

Для ясности разберем действия этих двух главных персонажей. Не смотря на то, что поэма начинается с эпического элемента, то есть, с того, что у Базарбая не было наследников, рождение носителя лирической линии поэмы, Толегена, не несет в себе эпических черт: Толеген родился, когда его матери было 44 года, что вполне может считаться естественным явлением, тогда как Сансызбай, родился, когда его матери было уже за пятьдесят. Далее Толеген совершает поступок, характерный герою эпоса, как поиск невесты, но совершает его в возрасте17 лет, что так же не свойственно герою эпоса, тогда как Сансызбай женится на 24 летней Жибек будучи подростком (в одних вариантах в 10 летнем возрасте, в других - в 14 летнем, а, с учетом разницы с возрастом Толегена - в 18 - летнем возрасте). Для сравнения: Кобланды батыр женится на взрослой девушке на выданье, Кортка, аж в 6 летнем возрасте.

Любовные отношения между Толегеном и Жибек носят вполне земной характер: отвергнутый Жибек при первой встрече , Толеген идет к своей цели обходным путем, то есть, через сватовство без предварительного согласия девушки, что вполне укладывается в рамки существовавших на момент предполагаемого создания поэмы, традиции. Да и Жибек к своему первому свидания (через три месяца после сватовства!) с Толегеном идет в большей степени из уважения к Каршига, то есть, тоже в рамках традиции, тогда как Сансызбай и Жибек влюбляются в друг друга заочно - Сансызбай через описание образа Жибек Толегеном, а Жибек через описания образа Сансызбая Шеге, что характерно эпическому сказанию.

Далее, Толеген погибает от рук рядового разбойника, при этом не совершив сколько ни будь значимого подвига, тогда как малолетний Сансызбай (в одних вариантах в 10 летнем возрасте, в других вариантах в 14 лет, хотя с учетом разницы в возрасте с Толегеном, ему должно было быть 18 лет) вступает в неравный поединок со взрослым и более опытным соперником, ханом Кореном, и побеждает его, что также приближает его образ к образу героя эпоса. Для сравнения: Кобланды побеждает своего соперника в 6 летнем возрасте. Далее Сансызбай и вовсе совершает чудеса героического подвига: в варианте Жусипбека Шайхисламова Сансызбай в пух и прах разбивает многочисленное войско калмыков, напавших на его род, затем едет на родину Жибек и разбивает основное войско хана Корена, венчая тем самым свой жизненный путь почетом и славой достойный настоящему эпическому герою.

Все вышеперечисленные нюансы наталкивают на мысль - не была ли в первоначальном варианте лиро-эпическая поэма «Кыз Жибек» полноценным героическим эпосом, где любовная история являлась равнозначной другим событиям эпоса. Если слегка переставить местами некоторые эпизоды поэмы и убрать из поэмы другой странный элемент - амангерлик, который возможно сознательно включен для акцентирования внимания слушателя на вполне земных любовных похождениях героя с одновременным желанием сохранить эпические элементы поэмы, так оно и выходит. К примеру, один единственный персонаж, будь то Толеген или Сансызбай, рождается долгожданным ребенком, как это предусмотрено в эпосе, то есть, когда матери героя был далеко за дето рожаемым сроком, возраст. Затем наш герой, не важно Толеген или Сансызбай, совершает второй эпический поступок - поиск невесты будучи в малолетнем возрасте. Далее следует поединок героя со своей невестой, пусть не физический, но, в форме словесного состязания, айтыс. За ним следуют сватовство, поединок с соперником, счастливая свадьба, победа над врагами и венец событий - пророческий сон или предчувствие супруги и подлое убийство героя. Примерно в таком порядке протекает и заканчивается счастливый жизненный путь Кобланды батыра и трагический - героя Манас.

При такой реконструкции поэмы действия персонажей могли бы обрести логическую последовательность, а сюжет имел бы логическую концовку, как подобает яркому и полноценному по объему и содержанию героическому эпосу мирового уровня. При этом сюжетная линия с трагической любовью ни чуть не потеряла бы свою привлекательность.

В пользу того, что некогда героический эпос «Кыз Жибек» с логически последовательной сюжетной линией из-за желания сказителей делать акцент на любовной истории, эволюционировал в лиро-эпическую поэму, со слегка запутанной сюжетной линией, может говорить и то, что теперь уже лиро-эпическая поэма постепенно теряет свои остатки эпических элементов: в некоторых вариантах, в частности в варианте Бекен Ыбраима, второй пророческий сон Жибек и сражение Сансызбая с войском Корен хана не упоминается, в опере же Брусиловского и фильме Ходжикова сюжетная линия Сансызбая, и сам Сансызбай, вовсе отсутствуют, то есть, происходит полная эволюция лиро-эпической поэмы в полноценную лирическую драму. На этом фоне вышеобъявленное предположение выглядит не столь и фантастическим.

И все же, подводя итоги нашего рассуждения - была ли поэма в своем истоке героическим или вовсе героико-архаическим эпосом, и если такое было возможным, то какие мотивы двигали сказителей изменить ее содержание: политические, социальные, любовные или сугубо личные, то есть, желание завершить поэму на положительной ноте - победой добра над злом, из за отсутствия каких-либо источников, нам остается только догадываться. Мы знаем бессмертную поэму «Кыз Жибек» таким, каким ее застали столетие назад и это прекрасно.

Двесов Б. Астана. 2023. Из интернет-журнала "Нур Кисса" по ссылке nurkissa.kz