Что такое реальность в холизме и буддизме?

Сергей Горский Москва
Что такое реальность?

На этот, простенький, казалось бы, вопрос с точки зрения перцепции (реальность есть то, что я могу видеть, слышать, нюхать, осязать, наконец, чувствовать на языке), здравого смысла (типа, реальные пацаны, в натуре...) и научного мейнстрима (реальность есть материя) есть совершенно неочевидные ответы с точки зрения некоторых новейших прорывных направлений в науке и древнейших религиозных представлений:

1) «реальность —  это нераздельная цельность», — заявил в середине прошлого века  Дэвид Бом, основатель голографической парадигмы: http://proza.ru/2017/01/27/348.

В данном случае реальность есть Целое, (др.греч. — Холос), которое обладает приоритетом по отношению к части. Это и составляет суть холизма, идущего на Западе ещё от Аристотеля, утверждавшего в своей Метафизике, что «Целое — это всегда нечто большее, чем сумма его частей». В холизме мир есть Целое, Холос, Единая Всеохватывающая Система, а любые части этого Целого (звёзды, планеты, вещи, люди) — лишь относительно независимые подсистемы единой холистической Системы, которая и составляет истинную реальность.

2) «...мы должны быть готовы радикально пересмотреть наше представление о реальности, отказавшись от доминирующего принципа локальности», — подхватил в 1983 году сотрудник “Нью сайентист” Базил  Райли, говоря о двух новых сериях экспериментов, поставленных французам Аленом Аспе (фр. — Alain Aspect) в Институте теоретической оптики в Орсе под Парижем. Эти эксперименты убедительно доказывают теорему Белла о нелокальности (“Нью сайентист”, Лондон, 6 января 1983 года).

«Большинство современных учёных строго придерживается концепции „реализма“. Сторонники этой точки зрения считают, что наблюдаемая („внешняя“) реальность существует независимо от факта наблюдения. Однако квантовая физика камня на камне не оставила от некоторых из наших основополагающих представлений. Теорема Белла гласит, что любая теория, которая основывается одновременно на реализме и локальности (что значит, что на локальные события нельзя повлиять воздействиями в разделённых областях пространства), находится в противоречии с определёнными квантовыми предсказаниями. Эксперименты с квантово-сцепленными парами частиц многократно подтвердили это, тем самым сделав теории локального реализма несостоятельными. Таким образом, фундаментальная концепция реализма может быть сохранена только введением “призрачного” действия, которое отрицает локальность», — утверждает Антон Цайлингер  в статье «Экспериментальная проверка нелокального реализма», опубликованной в журнале “Nature” 19 апреля 2007 года.

Именно вышеупомянутого жутковатого «призрачного действия на расстоянии» (“spooky action at a distance”), которое отрицает локальный реализм современной науки,  как огня боялся небезызвестный Альберт Эйнштейн. (Чур меня, чур!) Тем не менее в 2022 году француз Ален Аспе и австриец Антон Цайлингер стали лауреатом Нобелевской премии по физике:  http://proza.ru/2022/10/25/152   
 
Да здравствует нелокальный реализм и брат-близнец его холизм!

3) «Всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально», — такими словами  д.ф.н., востоковед, религиовед Е.А. Торчинов описывает самую суть древней буддийской мудрости в книге «Пути философии Востока и Запада».
 
В переводе на современный язык нелокального реализма эту суть можно выразить так:

ВСЁ РЕАЛЬНОЕ — НЕЛОКАЛЬНО, ВСЁ ЛОКАЛЬНОЕ — НЕРЕАЛЬНО.

Говоря словами Артура Шопенгауэра, человек, подавивший в себе волю к жизни, познаёт, что «этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями — ничто».

Говоря словами Дэвида Бома в изложении Майкла Талбота, автора бестселлера 1991 года «Голографическая Вселенная», «наша осязаемая повседневная реальность на самом деле — всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия — беспредельный и изначальный уровень реальности, — из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. <...> несмотря на свою видимую материальность и огромные размеры, Вселенная не существует сама по себе, а всего лишь отпрыск того, что неизмеримо больше и загадочней её. Более того, она даже не является производной этого неизмеримого нечто, она лишь мимолётная тень, дальний отголосок более грандиозной реальности».

4) «Психолог Джек Корнфилд, рассказывая о своей первой встрече с покойным ныне учителем тибетского буддизма Калу Ринпоче, вспоминает, что между ними состоялся такой диалог:

— Не могли бы вы мне изложить в нескольких фразах самую суть буддийских учений? 
— Я бы мог это сделать, но вы не поверите мне, и, чтоб понять, о чём я говорю, вам потребуется много лет.
— Всё равно, объясните, пожалуйста. Ответ Ринпоче был предельно краток:
— Вас реально не существует».

Такова поучительная история о реальности в учении буддизма из книги основателя трансперсональной психологии Станислава Грофа («Космическая игра», 1998 год).
    
Некоторые комментарии:

«Тот, кто имеет мистический опыт, обладает чувством реальности более глубоким и более ясным, чем наше. Следовательно, это чувство реальности может быть и более точным, чем наше научное чувство реальности», — пишет американский нейробиолог Эндрю Ньюберг в своей книге «Почему Бог не уйдёт: наука о мозге и биология веры».

Истинная реальность, реальность как она есть, в буддизме носит название Татхата, или Таковость (санскрит — Ятха-Бхутам), т. е. мир таков, какой он есть на самом деле, вне искажающей призмы сознания. Познание этой реальности в процессе иррационально йогического Пробуждения и составляет суть благородного восьмеричного пути к спасению. На этом парадоксальном для рационального сознания и познания Запада приходится забыть и про органы чувств, и про разум, и про любой человеческий язык, и про ограниченную человеческую логику:

«язык в принципе не может адекватно описать реальность, ибо все языковые формы неадекватны реальности. Неадекватно ей и философское мышление, оперирующее понятиями и категориями. Логическое мышление не в силах постичь реальность как она есть, а язык — описать ее. Следовательно, никакая онтология, никакая «наука о бытии» невозможна, ибо она всегда будет связана не с реальностью, а с нашими представлениями о ней или даже с некоей псевдореальностью, сконструированной нашими мыслительными навыками и ложными представлениями. Всё реальное — неописываемо, всё описываемое  — нереально. Означает ли это, что реальность принципиально непостижима? Нет, ибо то, что недоступно логике и дискурсу, доступно йогическому постижению, когда в акте мудрости-понимания йогин-бодхисаттва видит мир таким, каков он есть сам по себе, помимо деформирующего его нашего восприятия. Это мир в его «таковости»  (татхата), и в этом мире господствует недвойственность (адвая); в нём нет места противопоставлению субъекта и объекта, единого и многого, покоя и движения и т.д., ибо каждый элемент подобной пары сам по себе пуст, приобретая видимость реальности лишь благодаря своей столь же самой по себе пустой противоположности» (Е.А. Торчинов «Религии мира: опыт запредельного»).

Космическая игра, в которой все мы невольно принимаем участие, ставит во главу угла нелокальную, недвойственную (адвая), не делящую на субъекта  и объекта холистическую реальность Целого, Единой Системы, а любой человек, как и всё человечество, являются лишь отдельными локальными подсистемками этой Всеохватывающей Холистической Системы.  Любая локальная подсистема не имеет собственного существования, как не имеют собственного существования тени, брызги гейзера, водовороты реки, капли океана.

            Милый друг, иль ты не видишь,
            Что всё видимое нами —
            Только отблеск, только тени
            От незримого очами?

            Владимир Сергеевич Соловьёв,  1892 г.


Этот незримый нелокальный свет океана Холоса и есть истинная реальность.
 
   

      16 сентября 2023 года