Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице IХ

Нил Крас
   ПОСЛЕСЛОВИЕ — Б.

   Дальше пойдёт продолжение моего философствования по теме еврейских кладбищ, но перед этим, воспользовавшись возможностью представить вам ещё один коллаж, кратко поясню - пока он у вас перед глазами - фотографии, его составляющие.

***
 
- «Кладбище принадлежит городскому совету, имеет ограждения, запирается и охраняется.»:  https://mitzvatemet.com/ru. И выглядит это образцово-показательно (часть I, фото 7) или вполне пристойно (фото 45); более того, ограждение кладбища не лишено даже смотровых окошечек (46). Но первая иллюстрация, оспаривающая это чрезмерно смелое заявление  («запирается и охраняется») была представлена в части 7-й (фото 34), вторая — здесь (44). Есть ещё, сообщу вам по секрету, другие лазы, через которые можно легко проникнуть на территорию кладбища. Для будущего - третий раз повторяю - запирающегося и охраняемого кладбища, время пока ещё не наступило.

 - Фото 47 демонстрирует развитие архитектурной мысли и производственных возможностей "оградителей" кладбища. В первоначальном проекте намечался, как видится, штакетник или, вероятнее, профилированный лист из пластика (?), закреплённый на бетонный столбиках. Но потом обстоятельства стали более благоприятными — и появился - по всем параметрам - лучший вариант, который представлен уже исполненным (фото 47). Заодно удалось отодвинуть границу кладбища ещё на пару метров. Всё — неплохо, только вот и бесполезным теперь бетонным столбам не нашлось какого-либо применения в ином месте, и ненужный штакетник (надеюсь, старый) до сих пор не удосужились убрать (48).

- По поводу этого места (49), где под углом сходятся новое - с просветами - ограждение кладбища и глухой бетонный забор монастырского подворья с воротами из металлического профнастила. Если учитывать данные аэросъёмки (часть VI, 22), закономерно появляется мысль о частичном нахождении подворья на бывшей кладбищенской земле. Мы не знаем, кто и когда это дозволил: прежний настоятель монастыря, при котором начинали строительство, умер, нового, принявшего всё хозяйство монастыря, спрашивать мы не решились. Потому что, как я писал, понимаем, что свершившееся —  н е о б р а т и м о . Вот этот вырез (часть IV, 20 и часть VI, 31) [с образованием «носика поилки» на новейшей карте] и является одним из последствий достигнутого консенсуса (см. ниже).

***

   Можете в этом со мной не соглашаться, как и с многим другим в этой статье — я не буду ничего оспаривать: большинство моих заключений основано (замечу, не чрезмернее вашего!) на сопоставлениях не совсем чётких фактов, на рассуждениях, а также на прочем не материальном, а мысленном (на результатах процесса обработки информации). [Можно выразиться ультрасовременно: мои заключения — продукт расхода мыслетоплива.] Но, как заметил ещё Ф. И. Тютчев в стихотворении «Силенциум!» (« Молчи!»,1831),  «Мысль изреченная есть ложь...». «Записанная», добавлю от себя, — тоже.
   Однако, изначально сия ложь — не сознательное искажение истины, как  почти всегда понимается слово «ложь» в обиходе. Она просто-напросто, с моей стороны — «всего лишь» недостоверная информация ввиду недостаточности имеющихся в наличии сведений. К этому приплюсовывается потеря полноты передачи мысли при изменении «формата»: усмотреть в словах изречённых или записанных все нюансы мысли, как мне представляется, невозможно.
   Так что просить извинения мне не за что, а желать понимания — в самый раз, самое оно.

***

   Вернёмся к нашим общим рассуждениям.
Определение границ кладбища представлялось - после всего там произошедшего с лета 1941-го года - неразрешимой задачей. Так оно и оказалось, так оно и осталось, хотя «чёткие» его очертания появились на карте. Совершенно новый, возникший в результате консенсуса, контур. Казалось бы, большего (лучшего) — и не желалось. «Но какой ценой?» В таких случаях отвечают даже с некой гордостью: «Ценой компромисса.» Мы, мол, принципиальны, но чтобы достичь успеха, необходима гибкость. Причём, с обеих сторон. Даже обозначают её, эту гибкость, «стратегической», применённой в расчёте на будущее. Другими словами, на предположение, что когда-то позднее… 
   Позднее: Что' и Где?
   Обрисуются новые границы кладбища?
   Снаружи или  в н у т р и  нынешних? - вот в чём вопрос!
   
   Частники-домовладельцы (или их потомки — люди будущих поколений:  речь ведь идёт о «позднее») вернут городу когда-то - по советскому телефонному праву или за мзду власть предержащим - приватизированную кладбищенскую землю, разберут свои дома и соберут их где-то в районе Луки-Мелешковской (ближе выбрать им участки мэрии не удастся)? То же сделают владельцы магазинов, мастерских, складских помещений и прочие предприниматели, давно хозяйничающие на кладбищенской земле? Даже 71-й Детский сад, трудовой коллектив которого осваивал одним из первых нынешнюю свою территорию около полустолетия тому назад, за что был - опять же первым в области - даже награждён медалью «За освоение целинных земель» (кладбища), да-да, и он будет передислоцирован в другое место? Забавно? Нет: смех сквозь слёзы. Потому что теперь этот же детсад, скорее всего, уже семьдесят первый не только среди детсадов города, а и — в  списке приватизаторов, посягнувших на кладбищенскую землю, тот или иной кус её поглотивших, не поперхнувшись.

   «Компромисс», надо помнить, понятие, хотя и демократическое, но не лишённое негативных компонентов. И используется в тех случаях, когда «без него будет  е щ ё  х у ж е », что означает, говоря другими словами: при достижении компромисса никому из участников его не станет  х о р о ш о. Во всяком случае, старое еврейское кладбище никогда не возвратится к своим прежним границам. А о том, что памятники, пусть только те, что остались после злодеяний нацистов, никому уже увидеть не придётся, не сто'ит и упоминать ни в изъявительном, ни в сослагательном (условном) наклонении. Ни при каких условиях!

   Так что говорить о том, что «еврейская община победила, отвоевала, возвратила обратно», и тому подобное никак не следует. Потому что такая оценка  результатов многолетних усилий (мол, хотя бы частично сняла с себя позор) была бы ошибочной. Сим решением  п о к а я л и с ь  о б е  высокие стороны. И сегодня винить никого не следует.
   От рождения близорукая мэрия повернула голову и, прищурившись, пристальней посмотрела в сторону Запада, распознав взгляд с укоризной оттуда. А в общине не забыли, что в системе категорий Талмуда значатся и «напрасная вражда», и «пути мира».

   К великому сожалению, текст договора между мэрией и еврейской общиной предельно суховат. Я его не видел, но могу поручиться, что там нет никакой преамбулы (о талмудистской морали и демократических ценностях) и ничего исторического (о происходившем  и с ч е з н о в е н и и  кладбища). Договор, как принято торжественно-бюрократически выражаться, направлен в будущее. Этот договор, как и предыдущий 2015-го года, и последующие, можно назвать предварительным, в каком-то смысле, временным. Однако многие  винничане, как и большинство участников подготовки этого консенсуса, ошибочно считают его если не вечным, то по крайней мере — долговременным. Ещё раз заявляю: я его в глаза не видел, но винницкий опыт (помните комиссию 2008-го года, о которой я упоминал в начале статьи?) решения проблем, возникших в результате нарушения Закона, не придаёт мне уверенности в его (Договора) исполнении по времени и по всем пунктам. Всех заинтересованных лиц призываю, исходя из этого, к бдительности!

***

   Земному шару (планете Земля) — примерно четыре с половиной миллиарда лет. Жизни - в биологическом смысле слова - на Земле — около четырёх с четвертью миллиарда лет. Нача'ла сих планетарных явлений — в невообразимой для нас дали'.
   Предки человека возникли примерно шесть-семь миллионов лет тому назад,
человеку разумному (лат. - Homo sapiens) на Земле — около 200 тысяч лет. Последний из этих отрезков времени мы  к а к  б ы  в состоянии себе мысленно представить. Однако возникновение человеческих обществ мы воображаем себе туманно.

   Появление евреев в Виннице датируется XVI-м столетием, которое совсем «близко от нас». Возникновение кладбища (см. выше) — ещё «ближе». Евреев расселили в отведенном для них месте или они предпочли покатый скалистый холм на правом берегу Бога са'ми — решить нам трудно: Иерусалимка - невидимка (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Ну а что кладбище для иудеев  расположилось именно здесь, было - это уже точно - согласовано с местными властями: несколько ниже по течению реки, на левом берегу (тогда — фактически вне городских границ), на откосе холма, хорошо заметном (расстояние по воздуху — где-то всего около одной тысячи метров) из Иерусалимки. [О времени появления этого кладбища размышляли мы в VII-й части статьи.]

   И вот столько разговоров и споров о кладбище, возникновение и гибель которого через несколько сот лет после первых захоронений на нём — какое-то мгновение (ну пусть — минутка) в истории нашей планеты, человека, человеческих обществ. Да ещё: кто бы из нас — винничан, если бы, положим, кладбище не разрушили в годы оккупации и не закрыли в 1949-м году, знал и помнил своих предков,  захороненных там более столетия тому назад — времени первого отображения места расположения кладбища на карте города? Наверное, десяток - другой евреев, «суперкоренных» (в 3-м-4-м поколениях) винничан, всё ещё проживающих в городе. Не более того. Малые доли процента всего населения!

   В чём же дело, за что мы боремся?
А дело просто в том, что мы несём в себе не только гены давно умерших предков, но мы являемся (желаем мы этого или нет), как и ли'ца других национальностей,  п р е д с т а в и т е л я м и  н а р о д а.  В нашем случае —  народа, имеющего свои тысячелетние традиции, попирать которые никакого права ни нам, ни другим не дано.
   За то и боремся. Потому что мы — люди. Эти традиции — как бы, моральные гены — помогают нам выбирать жизненную позицию в разных ситуациях, в конечном счёте выстоять и, преодолев препятствия, выжить.
Так можно понимать значение кладбищ в наше время. Хотя есть уже давно (не у евреев) колумбарии — сте'ны с нишами для хранения урн с прахом после кремации, распыление праха над поверхностью морей и океанов, точечное погребение урн в лесах или в своём саду (одновременно с посадкой нового дерева), даже изготовление из праха сожжённых тел умерших «алмазов (диамантов) памяти»: Diamantbestattung – Wikipedia, Memorial diamond – Wikipedia, Diamantbestattung: Der Erinnerungsdiamant aus Asche (friedlichruhen.de), пр.
Но ведь одни носят на голове брыль, другие — кипу, третьи — тюрбан … И никто не предлагает всем носить береты или бескозырки.

   В людях сосуществует с рождения генетическое, что изменить на сегодняшний день (за исключением нескольких наследственных генетических дефектов) не представляется возможным, и социальное, какая-то часть которого тоже наследуется, но, в основном, приобретается в процессе жизни. Как указывают учебники науки социологии,  социальное порождается условиями общественной жизни, обстоятельствами той или иной общественной среды, общественной формации. Каждый человек и даже народ (особенно, если он генетически более-менее однороден) является продуктом взаимодействия этих двух начал: врождённого и, так сказать, нажитого (накопленного в жизни).

   В животном мире — то же самое. Но современный человек разительно отличается от даже наиболее генетически близких ему животных - человекообразных обезьян, хотя у них число генов, отличных от человеческих,  совсем не велико (общий геном у человека и шимпанзе составляет около 94%, а иногда приводятся даже цифры до 98%.).
   Главные физические отличия: прямохождение, идеально сформированная для тонких работ кисть и высокоразвитый мозг человека. Главным социальным отличием человека является поведение. Врождённых генетически-наследуемых форм поведения у человека минимум, без обучения и воспитания человек не сформируется психически нормальным. Специфически-человеческое поведение складывается только в ходе воспитания и существования в коллективе.

   Первые захоронения людей в отведенных для этого местах появились в давние времена, приблизительно 10 тысяч лет до н. э. (в начале палеолита - т. н. каменного века). В мезолите (среднем каменном веке) сложилась уже определённая культура погребений (обряды) — и по остаткам захороненных вместе с людьми предметов (одежды, оружия, бытовой утвари, пищи, пр.) судят теперь о тех временах, о тех народах. Виды мест захоронений варьировали от простых ям до мавзолеев и пирамид. Последние сохранились до сих пор — и таят ещё много неразгаданного. А посмотрите на некрополи древних этрусков, римлян, египтян, пр.!
   Организация и поддержание кладбищ любого вида — мест захоронения тел, трупов, останков, праха умерших или погибших насильственной смертью людей, таким образом, являются одним из поведенческих отличий людей от животных. Последние остаются истлевать там, где их застала смерть. Так называемые «кладбища слонов» и тому подобное — мифы, образные определения палеонтологами мест массовой гибели животных (больших стад) в результате стихийных явлений.  Скопления сохранившихся окаменелых останков животных семейства  Elephantidae и получили название «кладбища слонов». 
    Сим беглым перечислением фактов я хочу ещё раз подчеркнуть, что места' захоронений и памятники при них — одни из важных атрибутов (необходимого, существенного, неотъемлемого свойства)  ч е л о в е ч е с к о г о  о б щ е с т в а.
   И относиться к ним надо с должным пиететом.

***

   Для тех, кто всё ещё не понял сущности описываемых событий, кто удивляется моему особому вниманию к этой теме на протяжении десяти лет, снова повторяю сказанное, как выражались в старину, многажды.

   ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ в Виннице проживали иудеи, число которых в течение первых ЧЕТЫРЁХ СТОЛЕТИЙ росло, а роль в жизни города достигала того же уровня, что и господствующих национальностей католической или православной веры. В ремесленничестве, в торговле, в возведении заводов, фабрик, красивых зданий (своего жилья, гостиниц, аптек, магазинов, доходных домов - для сдачи квартир внаём),  пр. Доля евреев-врачей, педагогов, юристов, людей искусства, пр. интеллигенции достигала внушительных размеров. В последнем полустолетии перед второй мировой войной, несмотря на начавшуюся эмиграцию евреев в Палестину и США, на появление погромов и превратности I-й мировой и Гражданской войн, число евреев в Виннице доходило до двух третей и ни разу не опускалось ниже одной трети от всего населения.

   В первые два десятилетия советской власти произошёл огромный скачок в значении еврейской интеллигенции города, особенно учителей и врачей (в связи с наличием в городе вузов, готовящих таких специалистов). Среди руководителей и ведущих работников предприятий других отраслей народного хозяйства в эти годы также оказалось немало евреев (строителей, инженеров, юристов, журналистов, деятелей искусства, военнослужащих, пр., получивших образование в Киеве, Одессе, и т. д.).
   Даже в послевоенное время, невзирая на уничтожение многих тысяч представителей еврейского населения Винницы в первый год оккупации города в период II-й мировой войны, а также вопреки трём, направленным против евреев, кампаниям кремлёвского садиста и продолжавшегося после его смерти ещё три десятилетия государственного антисемитизма, евреи оставались среди видных действующих лиц всех процессов, явлений, событий городской жизни.

   За столетия своего существования еврейская община Винницы дала человечеству не только крупнейших представителей иудаизма, но и - в различных сферах - ряд светских учёных, достигших мирового признания. Вплоть до звания Нобелевского лауреата за открытие лекарства против туберкулёза, о чём в Виннице - в течение более  п о л у в е к а  после награждения Зельмана Ваксмана (в 1952 г.) - даже не упоминали. И это — об одном из величайших благодетелей человечества: Винница. Гонение годонимов чуждых этнонимов - II (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)!

   [До него ли было? Начиная с 1948 года в СССР уже шла кампания по борьбе с космополитизмом, которая приобрела антисемитские формы, Среди пострадавших - в молодости учившийся и работавший в Виннице архитектор, известный по всему миру: Каракис, Иосиф Юльевич — Википедия (wikipedia.org). В 1952-м году расстрелом 13 известных еврейских общественных деятелей и репрессиями в отношении более 100 человек завершилось дело Еврейского антифашистского комитета. А уже в январе 1953-го года объявили о «Деле врачей-отравителей»: среди обвиняемых, в основном —  виднейшие профессора - евреи, консультировавшие в Лечебно-санитарном управлении Кремля. Посчитал бы кто-то число руководителей винницких служб, предприятий, больниц, и так далее — евреев, лишившихся в 1952-1953-м годах своих должностей. Не решился никто на это в СССР, некому поинтересоваться нашим «славным прошлым» и сейчас: евреи-то уехали, а прочие продвигают шепелей … ] 

   Лишь с началом массовой эмиграции евреев в горбачёвскую «Перестройку» говорить о Виннице, как о городе, где всё ещё ощущается наличие евреев, уже не представлялось возможным.
   После приобретения Украиной статуса Независимой страны ни у одного из Президентов не хватило чего-то (чего точно - умолчу), чтобы извиниться за антисемитизм прошедших десятилетий (первые два из президентов были «не простыми людьми» ещё в то время) и хотя бы для проформы пригласить уехавших возвратиться. Я понимаю, что откликнулись бы не многие, особо, что касается теоретического зазыва вернуться из уст бывшего члена Политбюро и 2-го секретаря Центрального комитета Компартии Украины. Но если бы в Украине не случилось то, что приходится расхлёбывать по сей час новыми и новыми Указами, к ним начали бы присоединяться другие. Переиначивая М. С. Горбачёва, процесс (реэмиграции) мог бы пойти.

   Я в этом уверен, как и в том, что, по всей вероятности, возвращение «критической массы» евреев могло бы предотвратить случившееся «другое». Я писал об этом ранее, но доказать, конечно, ни тогда, ни сегодня правильность моего суждения не могу: замысел и разработка случившегося помечены пока грифами «строго секретно» и отношение знавших о намечаемом еврейских олигархов и еврейской элиты, действия таковых «за» или «против» неведомы не только рядовым обывателям, но и людям, считающимся инсайдерами (возможно, тоже коррумпированным).

    Забывать историю евреев города, намеренно умалчивать важнейшие её вехи, стирать любые следы многовековой еврейской жизни Винницы, если судить по меркам европейской демократии  — преступление. Но пока ещё у винницкого, как писал Шекспир в сонете 121, «судьи Неправого в руках кривая мера». Потому и приходится прибегать к компромиссам, заменяющим решения по Закону.

***

   Земля на еврейском кладбище считается святой: Еврейское кладбище — Википедия (wikipedia.org). Потому я с полным правом завершаю статью подходящей, на мой взгляд, цитатой великой поэтессы - Ларисы Петровны Косач, с многозначительным (выразительным) литературным псевдонимом — Леся Украинка:
Єврейська мелодія (1896)
«Ти в руїнах тепера, єдиний наш храм,
Вороги найсвятіше сплямили,
На твоїм олтарі неправдивим богам
Чужоземці вогонь запалили.
Всі пророки твої від тебе відреклись,
І левітів немає з тобою.
Хто погляне на стіни, величні колись,
Покиває, сумний, головою.
Ти не наш, але вірними будуть тобі
На чужині ізраїльські люди, –
Що господь сам обрав за святиню собі,
Те довіку святинею буде!»
   Параллели (сопоставления) с историей еврейского кладбища в Виннице можете поискать в этих трёх строфах сами…

   Продолжение следует: http://proza.ru/2023/09/17/533.