Рембрандт. Блудный сын...

Ольга Сергеева -Саркисова
 Рембрандт был очень плодовитым художником. Он создал огромное количество работ-350 картин, 300 офортов,2000 рисунков. Раньше их насчитывалось намного больше: только картин -850! Он был так популярен, что к нему шли в ученики очень многие дети, взрослые и художники, которые копировали своего учителя. И не только ученики, а другие художники копировали его работы на котором ставили клеймо мастерской Рембрандта и продавали их. Уровень работ был разный,не всегда самый высокий, но было столько желающих получить работу мастера, что обращали внимание только на подпись.Как же нас легко обмануть! А всё тщеславие... Рынок картин наводнился подделками. В последнее время эксперты, изучая руку мастера, принялись за проверку шедевров разных коллекций в разных музеях мира, галереях, частных коллекциях, и пришли к выводу, что во многих коллекциях имеются подделки. Подлинников намного меньше,чем об этом писали раньше. Энергетика его картин, игра света и тени, духовная и эмоциональная насыщенность образов до сих пор привлекает внимание и интерес к его шедеврам.Очень большое место в творчестве художника занимает портрет. Рембрандт раскрывает духовную жизнь модели, словно длящуюся во времени. Как красноречивы лица, глаза, руки изображаемых людей! Это своего рода портреты-биографии...Хочется в них заглянуть, узнать что-то неповторимое в каждом, насладиться необыкновенным реализмом его портретов.
   Нельзя не коснуться последней работы мастера, вернее двух- своеобразный диптих :1."Блудный сын в таверне" 2."Возвращение блудного сына".Это метасюжет из Библии- обобщение,которое касается всех и каждого.Я уверена ,что каждый вспомнит какой-нибудь эпизод из своей жизни на тему блудного сына, или дочери.Потому что блудные дети — это каждый из нас.
В этих работах он интерпретирует библейскую притчу из евангелия от Луки о нерадивом младшем сыне, который легкомысленно проматывает состояние отца, уходит из дома в поисках лёгкой, беззаботной жизни, кутит в тавернах с красавицами, погрязая в безделии и пороке. В этой работе он изобразил себя с бокалом вина, а на коленях у него Саския...(«Автопортрет с Саскией на коленях»)
Это был самый счастливый период их жизни 1635г.Почему бы не пошутить?Это пока только шутка... Пусть все завидуют его богатству и любви. Кто в такие минуты думает о плохом? -Никто!Вот и он не думал,что жизнь пойдёт по другому сценарию.Это единственный семейный портрет, где они изображены вдвоём. Себя изобразил беспечным,радостным в роли блудного сына в богатом одеянии, со шпагой, в шляпе с пером, с бокалом сладкого вина, обнимающего за талию красавицу, и расточающего «имение своё с блудницами",  Кажется,что так будет вечно, но жизнь полна неожиданностей.Саския тоже в богатой одежде изображает блудницу. Он счастлив бесконечно, и пока не знает,как судьба распорядится его жизнью. Эта дама всегда припасает неожиданные сюрпризы.Молодость беспечна и легкомысленна.
На столе на блюде из серебра-фазан, символ тщеславия. И только одна деталь напоминает, что пир закончится когда-нибудь, и по счетам придётся платить-это незаметная грифельная доска на стене комнаты. В этих работах он плачет и смеётся над собой.Он вернётся к теме блудного сына через 31 год, когда потеряет всё самое дорогое- любимую жену и сына Титуса...Уже подступают старость и болезни.Это будет уже другой Рембрандт. Он всё чувствует и пропускает через себя, всю боль мира, приближаясь к финалу...Всё больше пишет портреты стариков, пожилых людей- они ему очень понятны,близки.   
В конце творческого пути Рембрандт пишет большое полотно «Возвращение блудного сына». Это последняя работа мастера и своеобразный итог прожитой жизни. Мы уже видим другую сцену на этой картине, описанную в евангелие.Неделю в году в церквях читают эту поучительную историю. Это уже не тот радостный, беспечный юноша-гуляка, ушедший из родного дома отца и свободно тративший всё им нажитое. Растратив и прогуляв всё состояние, он жалким, совершенно униженным возвращается к отцу за прощением. Художник наполняет эту сцену глубоко человеческим содержанием. Это картина обобщение, здесь показана драма, которая многому учит. Это и урок человечности. Идея любви к страдающему и страждущему человеку раскрыта здесь очень убедительно. Лицо старого ослепшего от слёз отца и жест его рук выражают бесконечную доброту, всепрощение и любовь,...а фигура сына на коленях в грязном одеянии, почти в лохмотьях, лишь остатки орнамента на одежде говорят о прежней роскоши, в стоптанной, и до дыр изношенной обуви, прильнувшая к отцу, и молящая о прошении, подчёркивает искреннее и глубокое раскаяние сына и трогает до глубины души. Художник как бы приглашает нас к разговору, предлагая пережить подобные чувства.
На картине изображены братья, которые возмущены поведением брата и выступают в роли судей... Так и хочется напомнить-"Не судите, и не судимы будете"А судьи кто? Братья...Они упрекают отца за то,что тот так легко прощает своего блудного сына.Особенно им не нравится то, что отец приказал приготовить праздничный стол и зажарить самую большую животину. - "Почему , ты ,отец поступаешь так? Нам ты никогда не устраивал такой пир."
- "Вы всегда были со мной и получали мою любовь.А он умер и воскрес, потерялся и нашёлся"- таков был ответ отца.Он так скучал о сыне,что бросился бежать к нему навстречу, и даже не успел обуть сандалию одну,не понял,что бежит босиком, боялся не успеть, слёзы застилали ему глаза...это мы увидим в набросах к картине, так тропился, хотел скорее обнять сына отец,ведь когда он увидел его - ему стало его жалко. И ни единого слова упрёка,никаких речей с обвинениями,никаких моралите - только прощение и любовь. И всё заканчивается праздником. 
 История, которую христианство рассказывает миру, это и есть история о блудном сыне. " Сын мой пропадал, но наконец-то нашелся!» - это слова гимна для любящего отца.
 Изобразив в картине себя,художник как бы просит прощения у всех, кто остановится и будет думать, рассматривать это полотно.Возможно,стоя у картины кто-то невольно узнает себя в одном из образов.К себе он всегда беспощаден и открыт миру для диалога. Поучительная модель человеческих отношений работает и сегодня. Около этой картины можно стоять часами, перекидывая мостики из прошлого в настоящее и будущее, замечая, как меняются идеалы, трансформирует их время или нет?Где грань, за которую нельзя заступить...
 Он не случайно к этой теме обращается, так как всегда вечные проблемы и общечеловеческое его волновало прежде всего...
Притча о Блудном сыне никогда не потеряет своей актуальности. Она значима не только для религиозной или христианской культуры, но и для светской культуры, литературы и искусства. В литературе и искусстве будут появляться её новые  интерпретации,прочтения,толкования. 
Над этой темой думали многие писатели и поэты,-Батюшков,Пушкин,Салтыков-Щедрин, Гоголь,Тургенев,Достоевский,Бунин и многие другие . Почему-то невольно припомнились строки И.Бунина (1918г):

"И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав".

 Всех их интересовали особенно два момента  - "уход" и "возвращение".
Мне вспоминается "Станционный смотритель" Пушкина - повесть о романтической любви и извечном конфликте отцов и детей, который приводит к трагедии.Одна из главных тем в литературе.
На стенах дома смотрителя Самсона Вырина картинки, изображающие поучительную историю блудного сына.Пушкин уже этим готовит читателя к размышлениям о судьбе героев. Дуня,кокетливая дочка 14 лет стала добычей гусара Минского,влюбившись в него, сбежала с ним в Петербург, предав любовь своего отца.Отец убитый горем, у которого обманом увезли дочь,пойдёт пешком её искать в большой город.У ямщика  гусара узнает о дочери и придёт к ней в дом.Увидит Дуню богато одетую с Минским,потребует отдать ему дочь,а она, увидев отца, потеряет сознание.Минский ответит,что Дуню не отдаст,даст честное слово, что она будет с ним счастлива и попросит прощения, затем вышвырнет старика на улицу,сунув несколько ассигнаций, которые Вырин выкинет. Вырин боялся, что у Дуни будет судьба, как судьба других "молоденьких дур"- содержанок. Он вернётся домой, запьёт и вскоре от горя покинет этот мир.через три года"прекрасная барыня" проезжая мимо станции с тремя  барчатами и кормилицей,спросит о старике, ей сообщат,что он умер от горя, она навестит могилу.Будет плакать и рыдать.Как рассказал мальчик,приведший её к могиле-она легла и долго лежала не могиле. Больше она сюда не приезжала.
  В этой повести мы видим конфликт в выборе между счастьем отца и счастьем его дочери , и здесь верх берёт беззаветная любовь отца к своему ребёнку, хотя поступила она жестоко с отцом, сбежав от родного отца и пришло всё к трагическому финалу.Здесь нет темы  "возвращения", она смирилась и живёт в роскоши и бесправии.Кажется,что у неё всё есть и одновременно нет самого дорогого- любимого отца. Эта тема обездоленных людей,без права на свободу выбора. Сословия играли большую роль и эти преграды нельзя было преодолеть.Судьба маленького человека не могла волновать такого богача,как Минский. Возвращения не происходит.Здесь главная тема-" ухода"
 Заметила, что,поэты и писатели часто используют просто мотивы притчи,не углубляясь в детали. И тема "ухода" становится важнее,отметая тему "возвращения", и связано с мыслями о грехе.Что есть грех? Однако "уход" понимается многими как проявление человеческой свободы, поиски собственного "Я",духовного пути и места в мире.И чаще всего лирический герой выбирает одиночество,скитания, отшельничество. Мы найдём прекрасные строчки об этом у поэтов Серебряного века Брюсова,Бальмонта, Ходасевича ,Есенина ,Гумилёва, Северянина, Волошина, Бунина, Саши Черного, и многих других поэтов и писателей, и у каждого будет свой неповторимый блудный сын...Блудный сын – это, прежде всего,человек, совершивший судьбоносную греховную ошибку и раскаивающийся в ней, но по-своему.У многих герой очень напоминает Агасфера - очевидно момент вечного и безысходного блуждания по миру даёт такое ощущение. Агасфер-Вечный Странствующий Жид,за свою историю с Иисусом нет ему прощения и покоя,он страдалец и скиталец, на нём печать судьбы,рока,как отмечаем у Пушкина,у других видим,что бессмертие его не тяготит, а наполняет удовольствием, как у Бальмонта, герой тонет в гедонизме,пускаясь во "все тяжкие",погружаясь в любовные удовольствия, у Гумилева он погружается в "пространство сна" из которого нет пути, для Волошина- это"отступник, предал самого себя, свою божественную сущность,потерявший связь со своим "Я", это поэт,мечтатель,странник и прохожий" в этом мире, это существо -alter ego -связанный с демонической силой.
 У Саши Черного герой не может противиться действительности,он дома переживает вселенское горе, и попытка"ухода", вырваться из порочного круга,ограничивается ситуацией  "малого ухода" на кухню -
                "Какие-то люди звонили.
                Какие-то люди входили.
                Боясь, что кого-нибудь плюхну,
                Я бегал тихонько на кухню
                И плакал за вьюшкою грязной
                Над жизнью своей безобразной."
 
 У Ходасевича дом отца-это церковь,герой несёт сакральный смысл.
   Главное у всех уходящих часто было - это стремление к свободе, возможно мнимой, но многообещающей и желанной. Побег от любого рабства-духовного, любовного,материального, а вернуться многим не давала совесть,возможно лень,бессилие духа, отсутствие привязанности и любви к близким и миру. Тема блудного сына будет всегда архи важной, вечной,актуальной,пока человек будет жить на земле.
 
*Работа "Блудный сын в таверне" находятся в Дрезденской галерее.
  * Возвращение блудного сына" Музей Эрмитаж.