Записки русской путешественницы О, море в Гаграх!

Татьяна Соснина
Почему в песне говорится о Гагре во множественном числе? Это я поняла только тогда, когда посетила сей чудный край. Гагры две: Новая и Старая. Пальмы и море - в Старой, а в Новой - только море.

Мы оказались в Старой Гагре и разыскивали адрес, который дал брат мужа. Было жарко и влажно - тяжёлое сочетание, поэтому ещё в аэропорту я переоделась в шорты и майку. На подъёмах вверх было очень тяжело дышать. Муж оставил меня на обочине с чемоданами, а сам пошёл дальше, искать дом Петуховых. По дороге ехали грязные машины, из машин выглядывали бородатые люди: кто -то  спрашивал, где находится санаторий "Армения", кто - то оценивал мои ноги в шортах, одобрительно улюлюкая, один даже прокричал: "Какая красота! Чтоб я ослеп!" Я сделала ошибку: нельзя в Абхазии оставаться одной на дороге, да ещё в коротких шортиках. Вспомнила! Недавно в Армении произошло сильнейшее землетрясение, вот почему меня спрашивали про санаторий, там расселили пострадавших и лишившихся крова людей.

В доме Петуховых было полно отдыхающих, нам выделили место на застеклённой  террасе. Комната, которую пообещали, была занята, но через несколько дней освобождалась. На террасу,где нам предстояло провести несколько ночей, выходила дверь кухни  и окно гостиной, стоял шкаф, за шкафом кто - то спал.

Мы заселились и пошли осматривать окрестности. Нашли близко городской пляж, санатории, парк, в котором гуляли павлины, столовую. Зашли в столовую, поели суп - харчо и гуляш с макаронами. Еда - так себе, по обеденному залу летали мухи, но голод не тётка! Больше ничего не стали искать, где нам поесть. В магазинах _ полки заставлены местным вином, а кроме консервированных рыбных фрикаделек, ничего из продуктов не было. Решили: завтра утром пойдём на рынок, посмотрим овощи, фрукты, можно договориться с хозяйкой и готовить себе ,иногда, на кухне.

На рынке всё было дорого, продавцы объясняли дороговизну и скудность выбора началом июня, мол, местных фруктов и овощей ещё нет, завозим из других республик, только клубника своя. Я купила корзинку с клубникой. И корзинка, и клубника в ней - стоила десять рублей. С рынка пошли на пляж, в питьевом фонтанчике помыла клубнику, она оказалась кислой, со вкусом травы. Море и плаванье в нём - возбуждало зверский аппетит, после моря мы шли в столовую, в которой было грязно и не вкусно.

Проблема питания сменялась проблемой: где помыться? На пляже - в душевых кабинках, в них - холодная вода, но часто и она отсутствовала. Иногда, не удавалось переждать всех желающих помыться холодной водой.

Мы были молоды, находчивы, проблему питания удавалось решать так: ездили в Новую Гагру, обходили все магазины, покупали пельмени в картонных пачках, мясо криля в маленьких баночках, просили разрешения у хозяев приготовить себе ужин на их кухне. Проблему с помывкой: переходили по воде на закрытый пляж какого - то санатория, там были закрытые душевые с горячей и холодной водой, даже мыло лежало на белой раковине. После душа услышали объявление по репродуктору: всех отдыхающих санатория приглашали в фито - бар на чашку полезного чая с травами. Отведав фито - чая, гордо удалялись через главный вход, улыбаясь охранникам. Я постоянно чувствовала себя чужой "на этом празднике жизни" !

Мне надоела Гагра, надоело наше положение "дикарей", захотелось праздника и мы поехали на озеро Рица. По дороге встречали водопады, у самого крупного вышли из автобуса, чтобы сделать фото на память. Фотоаппараты были не у всех и фотосессия быстро закончилась.Чаша озера - похожа на драгоценный изумруд с голубым оттенком в горной оправе. Вкусная форель и белое вино создали ощущение праздника.
За продолжением праздника мы отправились в Пицунду. Но путь нам преградила будка охранника, чтобы пройти на территорию, требовалось заплатить три рубля.Для того времени это было очень дорого, и мы пошли другим путём - через забор. Опять превратились в дикарей! Забор не очень высокий, но я надела лёгкую юбку, зацепилась ею за проволоку и порвала. Моя юбка была испорчена, настроение тоже, продираясь сквозь заросли, я ругала мужа за жадность, моя юбка стоила дороже "трёшки"!

На пляже Пицунды - меньше людей , чем в Гагре. Не каждый захотел заплатить за вход, и не каждый решился лезть через забор. Мне понравился  фонтан с дельфинами, парящими над волной и высокие корпуса, в которых имели право отдыхать космонавты, знатные шахтёры, да знаменитые актёры. А мы были обыкновенными "дикарями", опять, чужими среди этой красоты. Ветер приносил к морю запах сосен, окружавших высотки.
Мы вернёмся через двадцать пять лет в этот райский уголок между морем и реликтовыми соснами. Будем жить на седьмом этаже второй высотки, входить и выходить через пост охраны по карте отдыхающего, смотреть с балкона на море и вдыхать запах, нагретой солнцем, коры сосен. Только это будет в другой стране и в другой жизни.
Кругом : старина, ветхость, неустроенность.Была война с Грузией, дороги разбиты, ремонт не проводился  двадцать лет. В корпусах ржавая сантехника, в холле - огромная трещина через всё стекло. Я подумала: "Война продолжается!" Сразу захотелось в Москву, где царит порядок и красота.

На пляже Пицунды я познакомилась с бабушкой, которая привезла с собой внучку лет пяти. Внучка приехала из Швеции, плохо знала русский язык, но с большим удовольствием плескалась со мной под считалочку:"Баба сеяла горох и сказала: ох!" Мы прыгали в воде, а на слово "ох" - ныряли под воду. Иностранная внучка требовала от меня повторять считалочку много раз, пока сама не выучила простые слова. Наступил вечер, мы побрели на остановку автобуса, по дороге заглянули в местный магазинчик и были вознаграждены.Купили шампанское "Олимпия", молочных сосисок и пачку пельменей. Устроили себе "царский" ужин на нашей половине террасы.