Встреча с близкими после смерти

Игорь Устичев
               Почти всех волнует вопрос о посмертной участи не только собственной души, но и близких, родных, знакомых. Человеческие привязанности настолько сильны, что мысль о встрече с дорогими нам усопшими неразрывно связана с бытием человека. В этот вопрос нужно внести ясность, руководствуясь Православными вероучениями о спасении (Сотериология), о посмертной участи души и Страшном Суде (Эсхатология). Ответ на него позволит сформировать правильное отношение к жизни, смерти, близким и родным. Смерть, какой мы ее воспринимаем, это прекращение биологического и физиологического процессов в организме, именуемом – «человек», и ничего более. Материя родилась, отработала и истлела, вернувшись в свое исходное состояние – прах. Но, человеку свойственно отождествлять личное Я, свое мировоззрение, желание, мысли с телом, в котором он находится. По-другому он мыслить не в состоянии: не может он отделить свое сознание от телесной оболочки. Такое под силу только тем, кто умер для мира сего. Тогда для них тело – это уже труп, а душа – вечная жизнь. Но большинство людей к такой оценке своего бытия явно не готовы. Вся проблема заключается не столько в сознании, сколько в неверном представлении о том, что собой представляет человек. А он существо двусоставное (дихотомия: тело и душа), а в некоторых учениях трехсоставное: душа, тело и дух). Причем, все эти части и едины, и разделены одновременно. Это обусловлено тем, что Бог создал человека по образу и подобию Своему, а Бог, как известно – это Святая Троица. А в Троице каждое Лицо имеет Свои личные свойства, при том, что вся Троица представляет собой Единого Бога. По личным свойствам Отец, Сын и Дух отличны, а по природе или по сущности – едины. Так и в человеке сосуществуют вместе тело, душа и дух. Каждое из них отлично от другого, но все они вместе представляют живого человека.  Со смертью тела, душа и дух, которые вечны – не исчезают и не прекращают своего бытия. Но в своем сознании человеку разделить их друг от друга крайне трудно. Исход души из тела можно уподобить сну. Когда мы спим, то продолжаем во сне жить: чувствовать, любить, страдать, переживать, общаться с близкими, обонять и т.п. Тело остается в кровати неподвижным, а сознание вполне комфортно себя чувствует и живет своей жизнью, и даже испытывает те ощущения, которые в теле ему недоступны. Тоже самое происходит и в момент смерти. Душа, покидает тело в полном сознании и понимании происходящего. Свидетельство тому многочисленные случаи, описанные в воспоминаниях очнувшихся после летаргической смерти и вышедших из комы. Во сны люди верят, а вот в собственную смерть – ни за что! Св. Иоанн Златоуст негодовал по этому поводу: «Каждый день перед собой покойников видете, а ведете себя так, как- будто собираетесь жить вечно!».  Таким образом, мы выяснили, что сознание человека, которое является неотъемлемой части души, но никак не тела, со смертью никуда не исчезает, а следует за человеком до конца: либо в геенну, либо в Царствие Небесное. Именно сознание, хранящее в себе память прожитой жизни, усугубляет муки или усиливает блаженство. Это уже, кому, как Бог присудит. Одним из главных факторов, внушающих ужас смерти, является страх никогда не увидеть своих близких и родных. Этот страх противоестественен для боголюбивой души и цепной пес души приземленной, мирской, страстной. Как только наступает мгновение смерти и душа выходит из тела, ее встречают и ангелы, и бесы. Об этом хорошо сказано в описание жительства св. Феодоры и ее мытарствах. Желающие легко могут найти и прочитать этот путеводитель по загробной жизни. Нам же предстоит показать, как сознание души без тела, т.е. после смерти отличается от сознания души в теле. Будучи во плоти, душа находится под гнетом чувств и страстей, которые являются неотъемлемой часть земной жизни человека. Душа пребывает в узах плоти и покоряется ей. Но, после смерти ее уже ничто не удерживает и не ограничивает, и она начинает самостоятельную и независимую от чувств и страстей жизнь в ином мире. В отличии от тела, душа – беспола, т.е. нет ни женской, ни мужской души, а значит нет у нее родственников, детей, мужей, сестер, братьев и т.д. В загробном мире есть только душа, как сознание и личная память, которая хранит только то, что сотворила душа при жизни: в чем была добродетельна и в чем порочна, что сделала хорошего и что плохого. Перед ее лицом находятся только либо ее добрые дела, либо злые. Все зависит от ее посмертной участи. Оправданная, она видит только благое и доброе, потому что все плохое изглажено оправдательным приговором Судьи, а осужденная – видит все только срамное, скверное, унизительное и постыдное, что она сотворила при жизни, ибо созерцание собственного стыда – неотъемлемая часть осуждения в смерть. Поэтому св. отцы и учат, что не Бог будет судить человек после смерти, а он сам себя через представления перед его взором всех мерзких и не раскаянных дел, сотворенных при жизни. Сами дела, мысли, поступки буду судьями человеку, но не Бог. Мы очень привязаны к тем, кто нам близок. Но даже, несмотря на самую сильную любовь к ним, далеко не каждую минуту жизни мы думаем о тех, кто нам дорог. Наше сознание устроено так, что помимо личных привязанностей, есть и множество других дел и забот, которые отнимают наше внимание. Поэтому мы редко в повседневных заботах, обращаемся мыслью к нашим родным, если только чего-то с ними не случится. Когда душа покинет тело, то столкнется с такими проблемами и заботам, с таким страхом или радостью (в зависимости от того, кто и как жил), что мысли о родственниках ее уже волновать не будут. Одна душа будет страшиться и мучаться в ожидании приговора осуждения на адские муки (и тогда ей не до близких), а другая – будет испытывать неизреченные радость и блаженство от встречи с ангелами и Христом (и тогда ей тоже будет не до родных). Как мы уже показали, душа человека не имеет пола. Это значит, что все те привязанности и чувства, которые она испытывала, будучи в мужском или женском теле, ей чужды в Горнем мире. Конечно, нельзя исключать, что, например, душа жены, встретила душу мужа в Царствии Небесном. Но эта встреча будет совершенно иной, чем в теле. Там встреча будет в радости о пребывании их вместе со Христом, а не друг с другом. Там нет родственников, там есть только родственные души во Христе, и их отношении я между собой совершенно одинаковы вне зависимости от степени родства и времени отшествия ко Господу. Христос об этом прямо говорит: « …в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф.22:30). Именно ангельское состояние души определяет ее отношение к некогда бывшим родственникам во плоти: они все для ее сотаинники и соучастники разделения радости во Христе и блаженства в Царствии Небесном.    
                Но это то, что касается оправданных и спасенных. А какова же участь родственных душ, осужденных в геенну? Здесь все намного и страшнее, и печальнее. Главный ужас ада заключается не в его муках, а в том, что каждый обреченный терпит немыслимые страдания в одиночестве, не видя и не слыша собратьев по несчастью. Как известно, самая страшное наказание для преступника – это не смерть, пусть и лютая, а одиночество, т.е. отбытие пожизненного наказания в камере-одиночке. Редко кто выдерживает такую муку и не сходит с ума или не накладывает на себя руки. И, если это так страшно во временной жизни, когда смерть избавляет от мучений, то что испытывают тот, кто знает, что такая мука не закончится никогда: хотел бы человек умереть, да не может. Поскольку в преисподней все мучаются в одиночестве, то, по определению, они ни с кем их своих близких встретится не могут. Этим только усиливается мука наказания и вопли безысходности, отчаяния и тоски наполняют неисповедимые глубины ада: «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:12). И если в царствии Небесном все радуется вместе, то в преисподней каждый мучается в одиночестве. В этом состоит весь ужас осуждения! Для нас всех, пока живущих, это служит напоминанием о том, что родственные связи в потустороннем мире не имеют никакого значения, и, следовательно, не стоит скорбеть о разлуке с теми, кто останется после нас или о тех, уже ушел от нас. Все родственное личное, страстное исчезает вместе с умершим телом, а остается только то, что сотворил человек на земле, только то, что, либо позволит ему с дерзновением сказать словами Многострадального Иова: «пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6), либо заставит стенать словами Патриарха Иакова: «Сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт.45:27).
                Выбор остается за нами, пока Господь по милости Своей продлевает наши дни ради нашего покаяния и обращения.