О возрастном цензе на книги

Анна Штомпель
Дорогие авторы и читатели (а также редакторы и издатели)! Согласны ли вы с тем, как ныне проставляют возрастные ограничения? Особенно странно ситуация выглядит с учётом того, что ещё в конце прошлого года был принят закон об упрощении возрастной маркировки для книг и фильмов. Суть: промежуточная маркировка (от 0+ до 16+) больше не требуется. Правообладатели могут её только «рекомендовать». Как это выглядит на самом деле?

Выкладывая «Игру в пазлы» на Литрес, я как автор поставила 6+. (Именно с такой маркировкой печатная книга продавалась в одном из интернет-магазинов, и я считаю это адекватной оценкой). Однако модератор на Литрес завернул. Пришлось поднять до 12+. Да, формально в книге можно найти два-три момента, которые соответствуют такой маркировке. Ключевое слово – ФОРМАЛЬНО! На мой взгляд, именно этим и отличается нынешний возрастной ценз. В итоге книга, где главной героине почти до финала 10-11 лет, и все проблемы соответствующие, выставлена как 12+. Теперь скажите: кто от этого выиграл? Подростки 12+ вряд ли найдут в книге что-то для себя интересное (разве что к финалу). А дети, например, 10 лет читают книгу взахлёб (знаю такие случаи), но им она «противопоказана»!..

Что касается второй книги «Игра в пазлы: новые правила», с ней получилось ещё веселей. Мой недосмотр: там было несколько непечатных слов. Я совершенно об этом забыла. Конечно, вернули – требуя 18+ и штамп на обложке «нецензурная брань». Я тут же убрала все плохие слова. Всё равно вернули – мол, опять «брань». Где?! Ищи сама в объёмном тексте, голову ломай, что барину не по нраву... При современном развитии техники неужели нельзя было сделать автоматическое подчёркивание или что-нибудь в этом роде?! Несколько суток ожиданий и нервов, игры в пинг-понг с модератором. Сидела над текстом ночью и тихо загибалась... Пришлось убрать даже УПОМИНАНИЕ, что кто-то матерился, В ОСУЖДАЮЩЕМ КЛЮЧЕ. Это был важный смысловой момент: героиня приезжает из Грозного в глубинку России, в маленький городок Тульской области, и среди прочего её поражает, сколько вокруг мата... Нет. Нельзя! Мата у нас нет...

Создаётся впечатление, что проблемы в подростковых книгах должны быть приглажены и причёсаны. Всё, что чуть острее – «взрослая» литература... Героине 13-14 лет, главные темы – чужой город, одиночество, травля со стороны одноклассников. Описано всё очень аккуратно, выруливает на светлое и доброе. (Кто читал – не даст соврать!) И всё равно 16+. Вместо жанра «Книги для подростков» – «Современная русская литература». И автору опять непонятно, кто при такой маркировке эту книгу для себя найдёт и что в ней откроет...

По моему субъективному ощущению, в ряде случаев возрастной ценз носит ФОРМАЛЬНЫЙ и ХАНЖЕСКИЙ характер. Это я ещё 18+ не стала здесь разбирать (мне это актуально в связи с новой рукописью «Не тронь меня», и там тоже вопросов тьма).

Простите за такой выплеск души. Наболело. Спасибо всем, кто прочитал!