О наших предках для моих внуков

Марианна Ольшевская
 Дорогой Егор!
 Я пишу для тебя и Александры. Я обещала написать о нашем "родословном дереве", как ты выразился при нашей последней встрече. Мне было смешно услышать это выражение. Не дворяне ведь, не князья и графы, с их "деревом".

 Все наши предки по линии твоей мамы - крестьяне из России.
Жаль, у меня не было привычки вести дневник. Жаль, что я не записала о наших предках то, что слышала от мамы и бабушки. Многое забыла. Теперь придется собирать по крупинкам.
Итак, начнем.

 Моя мама, Лидия (твоя прабабушка) и ее мама, Мария - были из Кировской области. Эта местность называлась Вятка.
Почему Вятка? Главной рекой области была полноводная и очень красивая река Вятка. Именно благодаря названию реки регион называли вятским краем, или Вяткой. Вятка расположена на Севере России. Там было много лесов, живописных рек и чистых озер.

 Интересно сравнить крестьянские избы на русском Севере и в Черноземье. На Севере - огромные дома, нередко двухэтажные, из дерева, но большие как хоромы, а в Черноземье - в основном маленькие, с соломенными крышами.
 Видимо, на Севере крестьяне долгое время жили в относительной свободе, на окраине государства, вне досягаемости чиновников, поэтому и жили лучше.

 Русские крестьяне Вятской губернии

Немалая часть русского населения Вятской губернии - это  Новгородская колония, поселившаяся на берегах Вятки в XIII столетии. Управление здесь было почти без всякой зависимости от Москвы. Вятка была отделена татарами и финскими племенами от Новгорода, оставалась на отшибе в своих дремучих лесах и образовала свой быт.
 
"Наречие вятских крестьян удивительным образом напоминает язык старинных летописей. Их спряжение глаголов, ударение на словах, певучее произношение, - писал в своей заметке Александр Иванович Герцен, который был в ссылке в Вятке.  Записи Герцена датированы 1837 годом:
"Архитектура изб – другой факт, ясно говорящий о различия быта вятских крестьян от прочих русских. Они строят вообще избы высокие, двухэтажные с большими сенями, с крышами плоскими. Двор, обнесенный обыкновенно бревенчатым забором, покрывается глухим навесом, под которым находятся амбары для хлеба и скотный двор, и идет от самой избы. Заметно, что леса губернии дозволила со всею волею развернуться потребностям быта. Какой же была изба крестьянина? Это – крепость, отовсюду предохраненная от набегов разбойников и диких зверей. Ясно, что такой образ построения введен тогда, когда они жили отдельными семьями по огромным лесам; ясно также, что время, в которое они небезопасно жили в этих лесах, еще не очень отдалено. Вятские крестьяне любят плотничать, и это ремесло не прямое ли наследство от новгородцев?" - пишет Герцен.

"Третье различие еще ярче, - продолжает Герцен, -  Это – страсть вятских крестьян к переселениям на новые места. Тогда как во внутренних губерниях одна власть помещика может заставить крестьянина расстаться с местом его жительства, и он оставляет его со слезами, несмотря на выгоды переселения, вятский крестьянин поступает совсем иначе: истощение земли, малейшее неудобство – и он готов идти со своим семейством во глубину леса, расчистить там поле, поставить избу и жить без соседей. Может быть, эта привычка вкоренилась с самых древних времен, когда без надзора они селились где хотели и как хотели?
Занятия вятских крестьян – хлебопашество, пчеловодство, скотоводство и обыкновенные работы сельского быта. В особенности же они хорошо выделывают все деревянное, отдавая тем дань и своей страсти и богатым лесам"

 Именно здесь зародилась знаменитая дымковская игрушка, здесь по-прежнему вырезают из дерева матрёшек и плетут лапти.

 Самый крупный город области - Киров. До 1457 — носил название Вятка, до 1780 — Хлынов, до 1934 — Вятка. В 1934 году, после убийства советского партийного деятеля С. М. Кирова, уроженца Вятской губернии, Вятка была переименована в Киров.
Киров расположен в долине реки Вятки, в среднем её течении, на северо-востоке Европейской части России, в зоне таёжных лесов.

СЕЛО ЛОПЬЯЛ
 Лопьял — село в Уржумском районе Кировской области России,

 Село Лопьял упоминается в 1740 году Казанской конторой. До этого там было более древнее поселение. В 1897 году в районе села нашли при раскопках различные предметы (гривна, браслеты, височное кольцо, бусы и различных привески), которые археологи относят к IX—X векам.

 Моя мама Лидия, а твоя прабабушка, рассказывала мне об этом селе, где жили все наши предки, крестьяне-хлебопашцы. Потом ее мама, Мария, переехала в небольшой город Малмыж.

 Как жили наши предки, крестьяне-хлебопашцы? Тебе трудно представить, насколько сложна и тяжела была их жизнь. Они пахали землю, выращивали урожай, имели коров и кур, а также свиней.

 В семьях, как правило, было много детей. Коровы-кормилицы давали молоко и масло. Коров любили, ласково с ними разговаривали, приходили в отчаяние, если корова болела и умирала.
 Крестьяне тяжело работали, чтобы прокормить семью. Почвы в этих местах бедные. Зато были богатые ягодами и грибами леса. В реках и озерах было много рыбы. Охота и рыбалка - хорошее подспорье для крестьянских хозяйств. Ружья для охоты редко у кого были, могли ставить капканы и силки. Рядом с домом был огород, выращивали картошку, морковку, капусту и другие овощи.

 Летним днем, 24 июня 1906 года, в семье небогатого крестьянина Михаила Ширяева и его жены Дарьи, родилась третья девочка. Её назвали Мария. Это была моя бабушка, твоя пра-пра-бабушка. После нее родились еще четверо детей - три девочки, и последний ребенок - мальчик. Наделы земли в то время давали только на мальчиков. С рождением каждой девочки семья беднела.
До революции в семье, где росла моя бабушка Мария, на всех семерых детей были две пары валенок. Так что зимой они выходили гулять по очереди. Многие в ту пору были неграмотными. Особенно девочки. Но моя бабушка ходила в церковно-приходскую школу за несколько километров. Она хотела учиться - и быстро научилась читать, писать, считать. В школе изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. Кроме этого, изучали историю, географию и церковнославянский язык. Бабушка рассказывала мне, что ей очень нравилась география и рассказы о других странах и континентах. Географ был учителем, остальные предметы вели священнослужители.

 Вся семья Ширяевых жила в большом доме, почти все - в одной большой комнате, кроме родителей (у них была своя комнатка). Сестер звали Прасковья (Пана), Александра (Шура), Мария (моя бабушка), Евдокия (Душа), Елизавета (Лиза), Таисия (Тая) А брата - Василий.

 Посуды личной не было. Все ели из одной большой деревянной миски. Готовили щи, супы, каши, картошку в деревенской печке. Осенью нередко была картошка с грибами и свининой. В супе или щах были куски мяса - но на такую большую семью этого часто было мало, мясо детям доставалось изредка. Кроме детей и их родителей в семье жил дед. По рассказам сестер, дед ел много, работать не любил, имел склочный характер, устраивал ссоры, скандалы, часто ругался на детей.

 Если кто-то из детей пытался тащить в рот кусок мяса из щей, то мать или отец могли мягко стукнуть ложкой по лбу: "Сначала старшим!".
Дед себя никогда не обижал в этом плане, брал лучшие куски. И если уж стукнет ложкой по лбу, то было очень больно.
Отцу нужно было мясо, чтобы весь день работать.
 
 Год на год не приходится - еда крстьянской семьи зависела от урожая. Если урожай хороший - ели лучше, куски мяса попадались. Хлеб был всегда, сметана и масло тоже были, но масло в то время на хлеб никогда не намазывали, оно шло только в кашу, пироги и блины. Если урожай плохой - могли и пустые щи хлебать. Молоко с хлебом и блины помогали набить живот и почувствовать сытость. Выручали яйца от кур. Курятину на столе имели к праздникам.

 Отец и мать, Михаил и Дарья Ширяевы, были очень добрыми, спокойными, всегда покорно принимавшими все невзгоды и проблемы - "На всё - Воля Божья!".
Отец, Михаил, был грамотным, очень любил читать, и когда у него была возможность, он покупал дешевые книги, читал их и перечитывал. Сельчане нередко приходили к нему с просьбой помочь написать письмо или какое-нибудь прошение. В ту пору на селе было мало грамотных.
 В семье не пили самогон или бражку. Вообще в селе Лопьял не было горьких пьяниц. Мама говорила мне, что даже в праздники, хоть и выпивали сельчане, но если кто-то перебирал и был пьян - то потом ему было за это стыдно. И в следующий раз человек старался не пить - слава выпихохи никому не нужна. Это было позорно как для парня, так и для его родителей.

продолжение следует))