Содействовал ли Давуду ал-Мушкури визирь шаха

Али Албанви
Содействовал ли Давуду ал-Мушкури визирь шаха, суннит Фатх-‘Али-хан?


В 2022 году была издана книга под редакцией Д.Т. Поттса [D.T. Potts], профессора археологии и истории Древнего Ближнего Востока в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета. Данное исследование автора базировалась на анализе европейских, британских и американских газет XVIII–XIX вв., которые на его взгляд «представляют собой богатый и практически не изученный источник современных, зачастую очевидцев исторических событий и мнений, касающихся Ирана, начиная с периода поздних Сефевидов (1712 г.) и заканчивая периодом Каджаров (ок. 1797–1920 гг.)».

В данной научной работе собраны и аннотированы тысячи статей, опубликованных в колониальных и раннереспубликанских американских газетах, начиная с первого упоминания о событиях в Персии в американской прессе (1712 г.) и заканчивая смертью Мухаммад-шаха (1848 г.), что впервые позволяет получить богатейшую информацию об Иране и его месте в мире в XVIII — начале XIX в. Автор сообщает что в 1711 г. в Амстердаме был опубликован девятитомник «Путешествие месье шевалье Шардена в Персию» [«Voyages de Monsieur le chevalier Chardin, en Perse»].

Определённый интерес для нас представляет сведения о предполагаемом антишахском заговоре великого визира Фатх-‘Али-хана ’ад-Дагистани [Fath ‘Ali Khan Daghestani]. Автор подмечает, что, экспансия России на Кавказе, распад сефевидской власти, борьба между афганцами и сторонниками Тахмасп-мирзы [Tahmasp Mirza], распад гражданского правления в приграничных с Османской империей районах вызвали повышенный интерес к Константинополю. Тахмасп Мирза и Махмуд Галзай [Mahmud Ghalza’i], «стремясь укрепить свои претензии на легитимность, начали дипломатические отношения с Россией и Портой, что привело к обмену посланниками и заключению недолговечных договоров».

Противоречивые сообщения о победах и поражениях русских, османских, проафганских и просафавидских войск не давали покоя газетным вихрям 1720-х гг. относительно судьбы шаха Султана Хусайна, а также слухов и его семьи. Масштабы территориальных завоеваний Османской империи в Западном Иране, в частности осада Тебриза, и на Южном Кавказе (Грузия, Армения) также были предметом постоянного освещения. Смерть Петра I и воцарение Екатерины I на короткий срок опередили смерть [Мир] Махмуда [Хотаки] [1697–1725] и приход к власти [Мир] шаха Ашрафа [Хотаки, 1700–1730] весной 1725 года. Неудивительно, что убийство большинства оставшихся в живых царских детей Сефевидов также было отмечено в сообщениях прессы.

Что же касается непосредственной деятельности визира [vazir-e divan-e ‘ala] Фатх-‘Али-хана ’ад-Дагистани, то Д.Т. Поттс пишет, что в 1720–1722 гг. этот пост занимал Мухаммад-Кули-хан Шамлу [Mohammad Qoli Khan Shamlu], занганехский курд, но в тексте [сообщения] имеется в виду Фатх-‘Али-хан ’ад-Дагистани или «ал-Лакзи» [Lagzi] (т. е. лезгин, этническая группа, сосредоточенная в основном в Дагестане, в окрестностях Дарбанда, но также известная в Трабзоне и как купцы и работорговцы на Черном море), согласно турецкому авторитету XVII века Эвлийа Эфенди [Evliya Efendi], который сменил Шах Кули-хана [Shah Qoli Khan] в 1715 году.

Согласно хронике Sekhnia Chkheidze, в 1721 гг. Шах-Султан, находясь все ещё в Тегеране, обнаружил, что против него выступил главный министр: это был Фатх-‘Али-хан [Phath-Ali-Khan], лезгин по происхождению [Lesgui de naissance], принадлежавший к семье Шамхала, но, «будучи возвышенным сувереном [т. е. шахом], добился от него всякого рода почестей и милостей. Он желал, чтобы его вывели на трон... Он был арестован, и его имущество было конфисковано».

Известно, что Фатх-‘Али-хан ’ад-Дагистани он был арестован 8 декабря 1720 г. по обвинению в попытке захвата власти и разжигании смуты в приграничных районах [например, нападения лезгин на [персов] в Ширване]. Считается, что проникновение лезгин к югу от Кавказа началось после 1399/1400 г. после заселения Тимуром [области] Елисени [Eliseni] [старогрузинское название долины Илису] с целью дестабилизации государства. По сведениям, французского посла [Ange de Gardanne], 3000 курдов направились в Тегеран, чтобы отстранить от власти шаха Султана Хусайна и поставить на его место Фатх-‘Али-хан ’ад-Дагистани.

Очевидец событий, [P;re Bachou], проживавший в Шамахи, в Ширване, отмечал, что «причиной бедствий Персии является заговор, который [itimad al-dawlah], или первый министр шаха, сформировал за прошедшее время против этого государства». [P;re Bachou] рассматривал заговор Фатх-‘Али-хана как план посадить на персидский престол суннита [т. е. себя], чтобы помешать их [суннитов] подавлению ши’итами.

О карьере Фатх-‘Али-хана ’ад-Дагистани существует подробный рассказ в книге Мухаммад-Хашима Асафа [Mohammad Hashim Asaf] «Rustam at-tawarikh» (на фарси).

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Potts D.T. Agreeable News from Persia Iran in the Colonial and Early Republican American Press, 1712–1848. 2022. P. 1–2; 8; 22. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.09.2023). — Яз. анг.