Как осуществляется управление на небесах?
«213. Так как небеса разделены на общества, из которых самые большие состоят даже из нескольких сотен тысяч ангелов, и так как все члены одного общества живут в однородном благе, но не в одинаковой мудрости, то из этого непременно следует, что на небесах есть и управление …
Управление на небесах различно: одно, в обществах, образующих небесное царство Господне, и другое – в обществах, образующих духовное царство Господне; различно также и по должностям, которые исполняются каждым обществом. …
214. Управление в небесном царстве Господнем называется Правдой. Потому что все подданные этого царства живут во благе любви (в особом состоянии души?), к Господу направленной и от него же получаемой, и всё, что по этому благу делается, называется Правдой. Управление в этом царстве принадлежит одному Господу; Он сам ведёт ангелов и учит их делам жизни. …
215. Управление в духовном царстве Господнем называется Судом, потому что подданные этого царства живут в духовном благе, которое есть благо любви к ближнему, а это благо, в сущности есть истина; истина же относится к суду, а благо к правде. Ангелы этого царства, хотя также ведомы Господом, но не прямо, а посредственно. Вот почему у них есть наставники в большем или меньшем числе, смотря по потребностям общества; и также законы, по которым они должны жить между собой. Наставники управляют всем согласно этим законам. Они понимают их верно, потому что они мудры, а в случае сомнения им даётся пояснения от Господа».
Что же надо понимать под Господом? Прежде всего – это жизненный принцип, проявляющийся во Вселенском Разуме. Таково моё понимание. Тот, кто ближе (непосредственно связан) к Всемирному Разуму, тот и ближе к Правде.
«216. Так как управление по благу в небесном царстве Господнем называется Правдой, а управление по истине – Судом, то и в Слове говорится о Правде и Суде, когда речь идёт о небесах и о церкви; в этом случае Правда означает небесное благо, а Суд – духовное благо, которое, в сущности, есть истина. …»
Истина познаётся, через разум ангела, а Правду он ощущает непосредственно. То же самое относится к человеку, но он познаёт правду через интуицию. Права ли я?
«217. В духовном царстве Господнём образы правления различны; в одном обществе оно не таково, как в другом. Это разнообразие зависит от различного рода служб (ministeria) , исполняемых обществами, а их службы согласны с службами всех частей человеческого тела, которым они соответствуют и которые, как известно, разнообразны: иная служба (ministerium) … сердце, иная – лёгкого, иная - печени, иная – селезёнка, иная – также каждого орудия чувств; как различно управление этих частей в теле, так различно и управление обществ в большом человеке, то есть в небесах. …»
Получается, что работа органов человека зависит от работы небесных служб ангелов? В чём тогда работа мозга человека? Он связывает работу всех этих органов. Так ли это?
«Но все образы небесного управления согласуются в том, что целью для них есть общественное благо и в этом благе – благо каждого. Это происходит от того, что все ангелы во всех небесах находятся под усмотрением (auspicio) Господа, который любит (даёт им жизнь?) их всех. И по божественной любви своей устраивает такой порядок, чтобы каждый получал своё личное или частичное благо от общего. Даже каждый получает это благо по мере любви своей к общему: ибо насколько кто любит свою общину, настолько он любит всех и каждого в ней, а как эта любовь от Господа, то настолько же Господь любит каждого и дарует ему благо.
218. Из этого понято, каковы наставники духовных небес, то есть они более других находятся в любви (имеют непосредственный канал связи с Высшим Разумом?) и мудрости (владеют большей информацией?): по любви они всем хотят благо, а по мудрости – умеют осуществлять его на деле. При таких свойствах они не начальствуют и не приказывают, но управляют (ministerant) и служат, ибо творить благо другим по любви к благу – это служить, а заботиться о том, чтоб это благо осуществлялось на деле, - это управлять. И они не считают себя выше других, а ниже, ибо на первом месте ставят благо общества и ближнего, а своё собственное – на последнем: что на первом месте то выше, а что на последнем - то ниже.
Тем не менее, им воздаётся честь и слава. Они живут в середине общества на более возвышенном месте, чем другие, и в прекрасных дворцах. Они даже принимают эту честь и славу, но не для себя, а ради послушания; ибо все на небесах знают, что эта честь и слава даны им от Господа и что посему их должно слушаться. …»
Все ли ангелы осознают это?
«219. Подобный образ управления в наименьшем виде существует и в каждом доме. В каждом доме есть хозяин и слуги: хозяин любит слуг своих, а слуги любят хозяина; вследствие этого они служат друг другу по любви. Хозяин учит их, как должно жить и что следует делать, слуги же слушаются и исполняют свою обязанность; исполнять службу есть для каждого наслаждение жизни. Из этого ясно, что царство Господне есть царство служб».
Я так понимаю, что хозяин – это начальник, а слуги это подчинённые. Очень похоже на структуру человеческого общества.
Есть ли управление в аду?
«220. В аду есть также разного рода управление, потому что без него ничто бы сдерживало жителей ада. Но в противоположность небесному оно всё основано на любви к себе; тут каждый хочет повелевать другим и начальствовать; ненавидит того, кто ему не благоприятствует, мстит ему и поступает с ним жестоко: такова любовь к себе; вследствие этого самые злые духи там ставятся в начальники, и им повинуются из страха. …»
Запрограммированы ли ангелы на служение?
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 100).