Толкование на Н. З. Проклятие и благословение змея

Игорь Устичев
               Из Книги Бытия мы узнаем, что: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт.3:1). Он искусил Ада и Еву, за что и был проклят Богом: «за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14). А в другом месте Священного Писания мы читаем: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16). Снова мы сталкиваемся с антиномией, т.е. двумя истинными высказываниями противоречащими друг другу, как о том говорит наука. Но, Писание не может противоречить само себе, ибо оно Боговдохновенно, т.е. имеет своим источником непосредственно Святого Духа. Нам предстоит разобраться с этим вопросом. Начнем с Ветхого Завета. Согласно учению Церкви, под «змеем» понимается сам сатана, который принял его облик. Он избирает облик этого земноводного, потому что тот был самым хитрым из всех тварей. Так, кого проклинает Бог: змея или сатану? Ведь Он сам создал змея, о чем ясно говорит начало 3-й главы Книги Бытия. Более того, змей и до проклятия «ходил на чреве». А вот, что он ел до проклятия – тайна за семи печатями, потому все твари земные были созданы Богом для пребывания в раю вместе с первыми людьми, разделяя с ними радость пребывания с Богом. Есть богословское мнение, что они ничем не питались, кроме как благодатью или растительной пищей, но друг друга они точно не пожирали, иначе это противоречило бы самому смыслу создания рая, как места блаженства флоры, фауны и человека.  Это уже после проклятия земли за грехи Адама, все помрачилось и исказилось: звери стали поедать друг друга и бросаться на человека, которого перестали узнавать, как своего властелина и сотаинника в раю. Проклиная змея, Бог дает ему определение питаться «прахом» до конца дней его. «До конца дней» – значит до конца мира сего. Но мы все знаем, что змеи землю не едят, если под землей понимать прах, из которого был сотворен Адам. Тогда, о каком прахе говорит Бог? Очевидно, что прахом следует признать все, что связано с флорой и фауной, после проклятия земли. То, что было предназначено для вечной жизни в раю, превратилось в прах, т.е, облеклось во временные, а значит материальные рамки: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). В прах превратилась не только вся земля, но и человек, созданный для вечной жизни. Все, чем питаются змеи появляется и исчезает по закону материального мира, т.е. рождается, живет и умирает. Поэтому «прахом» Бог называет не то, чем змей питался в раю, а то, что ему теперь предстоит есть до тех пор, пока земля не обновится вместе с человеком после Второго Пришествия Христа. Поэтому проклятие змея можно рассматривать в двух аспектах: проклятие в его облике дьявола, которому предписано «ходить на чреве», т.е. скрываться от людей, используя всю хитрость и лукавство, и есть прах, т.е. питаться злыми, коварными и богопротивными помыслами людей отпавших от Бога, улавливая их души на погибель в западню, как принято охотиться змеям. Впрыскивая яд в душу, дьявол пожирает свои жертвы; и проклятие – как проклятие всего «скота и зверей полевых», которых создал Господь Бог. В змее проклинается вся фауна земли, как в самом мудром из всех животных. Как в Адаме проклято все человечество, так в змее проклинается весь животный мир. Это было необходимо не потому, что животные в чем-то виноваты. Они, не наделенные разумом, поэтому вообще не могут быть в чем-либо виноваты. Это было сделано ради выживания людей на земле после ее проклятия. Человек стал смертным, а значит нуждающимся в пище и еде, что ему могли дать только растения и животные. Оставив животный и растительный мир вне проклятия, Бог смешал бы смертность людей с бессмертностью тварей и растений, что привело бы к гибели и тех, и других. Ради бессмертного человека были созданы бессмертные животные и растения, и из-за грехопадения или смерти человека стал тленным или смертным животный и растительный мир. Как они были неразрывно связаны в раю, так и остались вместе после изгнания из рая. Таким образом, становится очевидным, что Бог проклинает не змея как животное, а змея как дьявола, во-первых, а во-вторых, в облике змея обрекается на смерть все живое на земле, вплоть до скончания мира.
                Теперь необходимо вернуться к Евангелие. Почему же Христос призывает Своих учеников брать пример со змея, чем, по сути, благословляет его, вопреки проклятию из Книги Бытия? Если Бог говорит, что нужно брать пример со змея, значит благословляется змей, потому что нельзя благословить яблоко и отказать в благословении яблоне. Как толковать слова Христа? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться с природой этого земноводного. Змеи – спокойны, выдержаны, не делают лишних движений, не моргают, всегда одинаково невозмутимы и хладнокровны, скрыты, открывают пасть только в случаях защиты и прокормления, сторонятся человека, легко приспосабливаются к любым условиям: лес, поле, пустыня, горы, водоемы и т.п.  живут и охотятся по одиночке, берут только то, что смогут съесть сейчас, ничего не собирают про запас. Помимо прочего, змеи обладают еще одной уникальной особенностью. Когда настает время линьки или сброса старой шкуры, они продираются сквозь камни или расщелины, чтобы содрать с себя старую кожу. Это очень символическое действие, по учению отцов, означает Ветхого и Нового Адама: сбрасываемая шкура – это Ветхий Адам, а новая – Новый Адам или «новая тварь во Христе» (2Кор.5:17). Камни, сквозь которые продирается змей – означают скорби и искушения земной жизни. Заповедуя брать пример со змея, Христос, несомненно, все это имеет ввиду. Кроме того, Он напоминает ученикам о Книге Бытия, в которой змей назван «самым хитрым из всех зверей». Применительно к Апостолам эти слова Учителя означают следующее. Иисус отправляет Своих учеников проповедовать Евангелие среди язычников, которых Он называет «волками», т.е. среди враждебных, полных суеверий, язычества и идолопоклонства племен и народов. Евангелие Царствия, которое им надлежит пронести до краев земли – это учение о любви к ближнему. Любовь насаждается не злобой, агрессией, спорами, местью, а кротостью, любовью и смирением, основанных на рассудительности, выдержке, терпении. Не имея качеств змея, о которых мы упомянули выше, апостолы не смогли бы выполнить свою миссию благовествования. Они просто погибли бы в окружении чуждого и враждебного им мира. Их уделом становятся: одиночество, нестяжательность, мудрость, рассудительность, способность адаптироваться в любой среде и к любым условиям, довольствоваться необходимым, ничего не собирать про запас: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). Эти все качества можно найти в природе змея, и в тоже время их нет ни у кого из других представителей животного мира. Поэтому благословение Христа касается не змея, как животного, а тех положительных качеств, которые он являет своей природой, данной ему от Бога. Проклятие в змее всех животных, о котором говорит Книга Бытия, не говорит о проклятии всего лучшего, что сохранилось в тварном мире после  грехопадения; а благословение Господом положительных качеств змея, не означает снятие проклятие со всей земли и всего, что на ней. Это время еще сокрыто тьмой веков и ждет своего часа в Парусии.
                Какие выводы из всего изученного мы можем сделать. Самый главный, как нам представляется, заключается в том, что нужно научиться видеть природу вещей, проникать взором Божественной мудрости, которую может стяжать всякий желающий и подвизающийся в любомудрии. Через внешний мир, который есть творение Божие, или проявление Бога ради Его познания, нам открыты свойства и Промысел Божий, который прежде всего направлены для человека и ради его спасения. Изучая природу, растительный и животный мир мы научаемся видеть в его красоте явление Бога Живого, Его откровения и наставления человеку. Сама природа является одним из доказательств существования Бога. Именно поэтому многие Боговдохновенные истины передаются или выражаются в символах флоры и фауны. Вспомним обозначения четырех евангелистов: человек, орел, телец, лев, а пример флоры или горчичного дерева – прообразом Царствия Небесного (Мф.13:31). Кроме того, каждый представитель фауны может своими повадками или внешним видом открывать человеку глубинные богословские истины, если проникать в их природу созерцанием, которое возможно только при содействии Святого Духа. Тогда, как говорится: имеющий глаза, да увидит. Помимо этого, наблюдая через призму богопознания за окружающим миром, человек может получить наставления и открыть истину, недоступные другим. Тогда Сам Бог будет наставлять его через Свое создание и красоту тварного мира.