Изменения в жизни казаков при Петре 1

Новосельцев Григорий Петрович
Изменения в жизни казаков при Петре 1.

Казачьи области окончательно вошли в состав Российской империи, казаки были определены в подчинение воинскому ведомству. Они приносили присягу на верность империи и государю. Они во многом сохранили свои вольности, но и получили ограничения в своих делах. Атаман войска назначался или утверждался императором, они были обязаны служить, как все в империи. Многим это не нравится сейчас. Они считают, что вольность казаков была разрушена. Но что считать вольностью? Положение, когда, пользуясь не выдачей с Дона беглых, в казачьих регионах могли скрываться преступники совершать безнаказанно набеги на Россию, прекратилось. В конце концов этому надо было положить конец и привести в порядок сам принцип формирования и существования казачьих областей. Казаки начали обрабатывать землю, что-то же положительно сказалось на их жизни. Поразмыслим, а были ли у казаков альтернативы? Заметки о казачестве. Казаки и государственность Михаил Ханджей Работая с документами по истории казачества Дона, я обратил внимание на некоторые странности, над которыми призадумался и решил поделиться своими размышлениями с любителями казачьей истории. - Как известно, первые упоминания о вольных казаках, дошедшее до нас, это XV век, а точнее 1444 год. Оно сообщало нам, потомкам: «Придоша на них (татар) мордва, на ртах, с сулицами и с рогатинами, и с саблями, а Казаки Рязанские такожь на трах, с другия стороны». - Из далёкой старины, но уже XVI века, а точнее – 1557 года, мы имеем сведения, что атаман Андрей Шадра с тремя сотнями единомышленников ушёл с Дона в калмыцкие степи на Терек и в устье реки Акташе основал городок под названием Андреев, дав начало гребенскому казачеству. Обращаю своё внимание на то, что ни упоминаний, ни каких-то отличительных признаков «государственности» в этих источниках нет. Смотрю дальше. - 1584 год. Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иованновичу. - В1612 – 1615 годах войско переходило из ведения Разряда в Посольский Приказ и присягало на верность Михаилу Фёдоровичу Романову. - В 1700 году по повелению Петра I изменили порядок сбора на войсковой круг, на который было велено приходить только станичным атаманам. - В 1701 году донской казачий полк под предводительством казачьего полковника Максима Фролова принимал участие в войне со Швецией на территории Финляндии совместно с русской армией под командованием Шереметьева. - До 1716 года Российская империя вела отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами (но не как с самостоятельным государством – курсив автора) - В 1716 году войско Донское перешло в ведение Правительствующего сената. - В 1721 году вступило в ведение Военной коллегии Российской империи. Я заостряю своё внимание именно на этих основных данных, а не на довольно многочисленных источниках по истории казачества Дона, которые к вопросу не относятся. В связи с этим: «На каком основании существует версия о том, что казаки Дона имели свою государственность»? Чем-то можно доказать? Ведь «Казачий круг» — это не Новгородское вече, а его бледное подобие, где «любо- не любо» горланят, папахи вверх бросают и тем решают – идти на разбой или нет.  Ивану Грозному пришлось завоевывать Новгород, как не входящее образование в состав его княжества, а самостоятельное во всех отношениях. А о каком –либо казачьем государстве в Диком Поле источники имеются? Если они есть, то где зарыты? Так не бывает в природе обществ – народ есть, а сведений о нём нет. Разве это не относится к казакам Дона? Ведь они, как говорится, прошедшие «огонь и воду, медные трубы и попали к чертям в зубы», что скопом в «Иванов, родства не помнящих» все превратились? И даже доказать не могут, что было государство в Диком Поле, а не каждый сам по себе гулял по воле, как-то очень многие историки пишут. Некоторые сведения о «чёрных клобуках» и «бродниках» в Диком Поле до и после татаро-монгольского нашествия на Русь также не говорят о какой-либо у тех государственности. Не стану я морочить голову ни себе, ни вам вопросами, а скажу на основании вышеприведённых документов, что до 15-го века никакого «казачьего государства» в Диком Поле НЕБЫЛО.  Не было его и в 15-м веке.  Не было его и в 16-м веке. И в 17-м веке не было. А в 18-м веке тем более. Казачество было и существовало вплоть до 1946 года. Затем казачьи формирования были ликвидированы.  И теперь говорить о казаках Дона, что это самостоятельный народ испокон веков имеющий свою государственность, просто не серьёзно. Обратим внимание на то, что: Амурское, Астраханское, Донское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское казачьи войска имели государственность только РОССИЙСКУЮ.   А возродить казачью самостоятельность и государственность – это утопия, как некогда у Томазо Компанелло – образовать «островное коммунистическое государство» И еще на один момент хочу обратить внимание. Как я уже приводил Вам примеры на территории казачьих областей жило много народа и не мало из них именовало себя казаками. Это был важный «бренд» итого времени. Многих из них истребили, кто-то ушел к османам или крымским татарам. Доподлинно известно только о некрасовцах, как сохранивших свои культурные традиции. Да и узнали о них только в 20 веке. А остальные просто слились с местным населением. Часть из них все же вернулась из туретчины. Враги России до сих пор с содроганием вспоминают о казаках, даже современные вызывают у них страх. И кто создал такое о них мнение? Бутовщики, прикрывавшиеся именем казаков, и восхваленные советской властью? Или все же первопроходцы, населявшие новые земли и ставшие не просто на границе государства, но и защищавшие страну от чуждой ей идеологии и религии?
Бытовые изменения во внутренней жизни донских казаков в царствование Петра I.
Покорение Азова и постройки крепостей в устье Дона было решающим событием в истории донских казаков. Территория Дона замыкалась в пределах владений российской державы, и борьба в устьях Дона против соседей кочевников переходила в руки последней. Войско не лишалось еще своей внутренней автономии, но оно территориально включалось в состав московских владений. Постройка крепостей в устье Дона, на Азовском побережье, была сильнее всяких царских указов: с указами казаки считались не всегда, но не могли не считаться с наличием крепостей и вооруженных сил, составлявших гарнизоны покоренного района. Войско ставилось под контроль азовского губернатора, к которому перешло право сношений с окрестными народами. Ограничение войска шло и путем царских грамот. В 1703 году Петр запретил казакам войска донского иметь сношения с окрестными народами без ведома азовского губернатора. Толстого, которому было поручено разбирать спорные, пограничные вопросы между донскими и днепровскими казаками. Ему же подчинены были казаки и на случай войны. Атаман войска по-прежнему выбирался свободными голосами, но стал утверждаться царем. Окраинные городки войска стали подвергаться контролю и переписи. В 1703 году из Москвы были посланы стольники Пушкин и Кологривов в городки, лежавшие по Дону, Хопру, Медведице, Бузулуку и Донцу для разбора и переписи казаков старожилов и новоприхожих людей, которые в тех местах явятся. Тех людей, кто зашел на Дон после 1695 года, стольники должны были, наказав, отсылать десятого из них на работы под Азов, остальных отправить с Дона в прежние места. Указом 1703 года казакам запрещалось под страхом смертной казни принимать к себе беглых людей. С усиливавшимся влиянием Москвы, в казачьих делах, стало усиливаться и значение атамана и старшины. С 1705 года атаманы и старшины стали вытеснять войсковой круг и рассылали от себя распоряжения по станицам и на круг призывали лишь добрых сердец казаков. После неудачного прутского похода, когда фортеции Азова и Таганрога были разрушены, Черкасск, на крайнем рубеже становился фортецией Его величества. В истории казачества на Дону бунт Булавина и измена Мазепы в Приднепровье были гибельными для донских и еще больше для днепровских казаков. После ликвидации бунта на Дону и бегства Мазепы в Турцию, казаки оказались в полной зависимости от воли московского царя. Над ними нависла угроза полной ликвидации их самостоятельности. После бегства Мазепы в пределы Турции, гетманом днепровских казаков Петром был утвержден Скоропадский, и при нем была назначена коллегия из представителей Москвы, под контролем которой находилась вся деятельность гетмана. На... Дену выборный атаман был утвержден царем, и смена его теперь зависела от его воли. Существование свободного казачества оканчивалось, и они превращались окончательно в служилое сословие московского государства. Не изменилось положение для донских казаков после того, как Азов и Таганрог были возвращены Турции, и казаки оказались в непосредственной близости с турками и крымцами. В 1711 году, после оставления Азова, вся амуниция из него была вывезена в построенный «траншемент», в трех верстах ниже Черкасска, в котором был оставлен гарнизон московских войск, и казачий полк, находившийся с 1698 года в Азове. Но траншемент этот оказался бесполезным в военном отношении и вредным в политическом и 11 июня 1712 года был переведен на новое место выше Черкасска, версты две от Дона. Коменданту траншемента, кроме военных задач, давался наказ и смотреть, чтобы от донских казаков какой шаткости не было и никаких противных поступков не происходило, и о том всяким образом разведывать, и, буде, что противно усмотрит или заподлинно узнает, до того не допускать. Кроме траншемента около Черкасска с 1707 года на границах Дона существовали крепости Ново-Павловская на р. Оседере, Бахмутская, Бютик и Хоперск. Однако эти укрепления для обороны против Крыма, после передачи Азова Турции, были недостаточны. Окраины России и территория Дона подвергались частым нападениям со стороны крымских и кубанских орд. В 1713 году крымский хан с крымскими и кубанскими татарами и азовскими турками вторгся в пределы России, сжег большое количество сел, захватил до 14.000 пленных и угнал до 90.000 скота. Для отражения набегов на московские владения и территорию Дона требовались большие усилия. Но во внутреннем быту казаков происходили глубокие бытовые изменения. Казаки из военной общины превратились в состояние мирного обывателя. Тревожные времена непрерывных войн, набегов, искание военной добычи, как средства наживы, становилось пережитком прошлого. Основными средствами казаков становилось земледелие и промыслы мирного характера. В 1695 году на Дону было разрешено земледелие. Земли на Дону для земледелия было много, большое значение в 53 хозяйстве казаков имели и другие отрасли, как скотоводство, коневодство, рыболовство и охота на зверя. С началом земледелия требовались рабочие руки, и для этой цели казаками использовался бежавший всякого звания народ из пределов России, искавший убежище на Дону. Несмотря на строгий запрет Москвы принимать беглецов, на Дону постепенно начинало образовываться крепостное население. Начинался происходить захват земель и скопление их в одних руках, и рабочие начинали становиться в зависимость местных казачьих землевладельцев. В жизни казаков сохранялся старый обычай ежегодных выходов на ловлю зверя. В степи и лесах, которыми покрывались в те времена реки и овраги, было множество зверя и птицы. На лов зверя выходили станицами. Для руководства охотой назначался старший, атаман и при нем были избранные на этот случай всех рангов чины: сотники, пятидесятники, десятники и др. Распределялись люди на роль загонщиков и стрелков, которыми охватывался район, назначенный для охоты. Кольцо это по общему приказанию начинало с криками и шумом сжиматься к центру. Когда звери оказывались стиснутыми со всех сторон, охоту открывал старший. Он первый стрелял, после чего начиналась общая охота и стрельба по согнанному зверю. Обычай на зверя массовой охоты был увлекательным спортом и служил прекрасной школой для развития смелости, ловкости и всех качеств, присущих воину коннику и стрелку. Добыча делилась между всеми и служила важным материальным подспорьем в быту казаков. Выход казаков на ловлю зверя не редко враждебные соседи крымцы и кубанские татары использовали для набегов на донские станицы. Осенью 1705 года, когда 2/3 донских казаков было в «польском походе» и остававшиеся на Дону были на звериной ловле, кубанцы сделал нападение на казачьи станицы. Казакам с звериной ловли пришлось броситься в погоню за татарами. Однако с усилением мощи Москвы на ее южных окраинах, угроза нападений до некоторой степени уменьшалась. Роль казаков в обороне страны оставалась значительной, но деятельность их тесно связывалась с общим планом обороны страны. В 1720 году царь Петр пожаловал Войску Донскому грамоту, в которой писал: «Ты, войсковой атаман был в обоих азовских походах, потом в Польше в калишском сражении и прочих битвах, да во время воровского на Дону возмущения, оставя дом, жену и детей в Черкасске, бежал в Азов откуда над бунтовщиками чинил поиски, а в 1717 году был с 1.000 казаками в Финляндии и в генеральном сражении под Азов поступал радетельно, в 1717 г. же в приход кубанского 54 Бахты-Гирея с малым числом превосходную его силу разбил. За таковую службу тебя войскового атамана и войско донское пожаловать знаками милости признали. Тебе войсковому атаману послан наш царского величества портрет алмазаму украшений». Таким образом, за время тяжелых, непрерывных войн, тяжелого мятежа, пережитого на территории Дона, заслуга донских казаков была царем отмечена милостивой грамотой и наградой атамана Войска. Изменения во внутренней жизни казаков продолжались и сводились к одной цели — ограничения их независимости. Основное ограничение независимого положения казаков было положено указом 1700 года, которым были запрещены войсковые Круги и заменялись собранием станичных атаманов, и двух выборных лиц от станиц. Войсковой Круг мог созываться лишь в особых случаях и только когда атаман и старшина найдут нужным. Оставались лишь по-прежнему станичные сборы. Утвержден был порядок наряжать казаков на службу по очередям, порядок, существовавший в течение всей истории донских казаков. При гетмане днепровских казаков учреждена была коллегия для контроля его деятельности. Присутствие этой коллегии вызывало недовольство казачьей старшины и среди казаков распространялись универсалы с жалобами на решения коллегии. В 1722 году скончался гетман Скоропадский, заместителем его был назначен Полуботка, которого Петр недолюбливал. Он был вызван в Москву и ему было предъявлено обвинение в рассылаемых универсалах для казачьей черни. Он был посажен в крепость с его писарем, где он и умер. В сношениях с донскими казаками Петр произвел существенное изменение. 16 марта 1716 года после учреждения правительственного Сената, Войско донское переводилось из ведения Посольского Приказа в ведение Сената. Донская Епархия теряла свою самостоятельность и была подчинена воронежскому митрополиту. Донские монастыри, находившиеся на территории Воронежа: Троицкий-Борщев, основанный в 1553 году, Черншев-Николский — 1615 года и Девичий-Покровский, основанные донскими казаками для донских казачек, были также переданы в ведение воронежского митрополита. Царем Петром были приняты некоторые улучшения во внутреннем казачьем быту. После принятого на Дону в 1695 году права свободного земледелия, Петр приказывал в землях войска разводить сады и огороды, сеять хлеб, сколько необходимо для домашнего обихода. Из Франции Петр выписал виноделов и в районе Цымлянской станицы были разведены виноградники.