Немецкие охотники в небе Днепра - 4

Андрей Грачев 2
Йоханнес Бунцек.

Лейтенант Йоханнес Бунцек из 7 отряда JG52 не так известен, как Хартманн, Ралль или Крупински. Однако осенью 43 года он был очень результативен. Так, с 14 сентября до конца месяца он оформил 20 побед. А за октябрь отличился ещё 20 раз. Результат очень достойный. Причём из этих побед 19 штук составляют "Илы", кроме того он заявил три "Бостона", то есть ас был универсальный.

Итак, 14 сентября ас сбил два "Бостона". Они принадлежали 442 бап, погибли экипажи Грузинского, 260 бап, и Хахеля, 449 бап.

15 сентября ас сбил в бою пилота 274 иап Кабанова Степана Семёновича, который, к счастью, смог спастись с парашютом. На счету этого пилота было 3 победы. Затем ас отличился 18 сентября, сбил истребитель и два штурмовика. Погиб комэск Бычков Василий Федотович из 291 иап, имевший 4 победы. Как и прочие асы, Бунцек, служивший под руководством Крупински, старался в основном атаковать ведущих советских групп.

С "Илами" ситуация несколько неординарная. Обращает на себя внимание нестандартная высота боя для штурмовиков - 3500 и 4000 метров. Возникает вопрос - что же они там делали?

Это были два разведчика из 94 гшап, Пучков и Агафонов. Возвращаясь с удачной разведки, пилоты обнаружили ю-87 и решили попытать счастья. Забравшись повыше, они приготовились атаковать, однако, увы, Бунцек им не дал этого сделать. В итоге оба штурмовика были подбиты, сели на вынужденные, однако ремонтировать их было уже невозможно. Лётчики, к счастью, не пострадали.

Сразу три штурмовика ас оформил за один бой 20 числа. Ещё одну заявку оформил в том бою сам командир эскадры Дитрих Храбак. Пострадала 5-я гшад. Налет утром оказался неудачен. Над целью штурмовики потеряли строй, истребители прикрытия были связаны боем. В итоге немцы сбили четыре штурмовика, отразив налет. Как видим, основную роль сыграл Бунцек. Ещё два штурмовика сбил ас на следующий день. И снова постадала 5 гшад, потерявшая в указанное время два своих "Ила".

Затем ас отличился 24 числа. На сей раз он сбил истребитель. Как упоминают советские источники, всего одна пара бф-109 атаковала группу 483 иап. Был сбит капитан Олейник, ведущий советской группы. Кроме того, был подбит лётчик Андреску. Он совершил вынужденную посадку, на которой самолёт был разбит, но сам лётчик был цел. Заявку немцы, однако, оформили только одну. 26 числа Бунцек снова нанес потерю тому же полку. Он вообще-то сначала пытался прорваться к Илам, но это ему не удалось. Тогда он провел атаку по истребителям и сбил пилота Васильевна. 27 сентября он сбил единственный потерянный за день в воздушном бою штурмовик 8-й ВА. А 28 числа он над целью атаковал восьмёрку 175-го шап и сбил один штурмовик. 29 числа он заявил ещё два Ила за один вылет. Пострадала 206 шад, потерявшая три штурмовика. Отличился, помимо Бунцека, Фридрих Облезер.

30 числа Бунцек закончил месяц двумя сбитыми "Кобрами". Сначала утром он подбил внезапной атакой самолёт лётчика Иванова из 16-го гиап. Несмотря на тяжёлые повреждения, он всё же посадил самолёт на фюзеляж, но его пришлось списать. А во втором бою Бунцек сбил один из трех самолётов 100-го гиап, кстати очень вероятно, что именно он сбил Дольникова. Мы рассказывали про тот бой в статье о Хартманне.

Словом, подводя итоги сентября, мы можем сказать, что Бунцек был пунктуальный ас, как и его командир Крупински. Оценивал успехи точно. И, что довольно важно, умел биться против Илов.

1 октября ас сбил штурмовик из состава четверки 175-го шап. Кстати, хотя только Бунцек оформил заявку, но потери составили два Ила. Затем 3 октября ас заявил два ЛаГГа и Ил. И снова, хотя 5-я гшад была атакована над целью бф-109 и потеряла два Ила, заявку оформил только Бунцек. Оба Ила были подбиты, вышли из боя, но до аэродрома не дошли и пропали без вести. Наверное, немцы проследили судьбу только одного. Один истребитель был из состава злополучной группы Полякова 483 иап, об этом бое мы рассказывали в статье о Крупински. Что до заявленного утром ЛаГГа, то мы не имеем по его нему точных данных. Поскольку в полосе действия 8 ВА немцы сильно завысили успехи. Затем ас отличился 7 октября, сбив два истребителя из состава 302 иад. 9 октября ас сбил два истребителя. Из состава 429 иап от внезапной атаки аса погиб лётчик Иванов. Кроме того, он заявил "Кобру", она была из состава 100-го гиап.

10 числа ас заявил истребитель и штурмовик. Истребитель был из состава 161 иап, который потерял два своих Ла-5, оба лётчика спаслись. Немцы, кстати, оформили три заявки, немного завысив успех. Штурмовик был из состава 6-й гшад.

11 числа ас заявил целых три Ила и один истребитель. В тот день немцы очень активно противодействовали налетам "Илов" и нанесли им большие потери. В первом случае шестёрка 995-го шап была атакована и в полном составе не вернулась. Позже только один "Ил" смог вернуться на аэродром с места посадки на другом аэродроме. Все остальные пять, будучи атакованы бф-109, были сильно повреждены и потеряны на вынужденных. У счастью, все пилоты остались живы, но погибли несколько стрелков. Немцы оформили четыре заявки - кроме двух заявок Бунцека, отличились пилоты его отряда Пауль Эберхард и Антон Оберхёфер. В следующем бою немцы снова встретили "Илы" над целью. Атаковали советские пилоты двумя группами 175 и 237 шап. В ходе боя сбит был один Ил тем же Бунцеком, ещё два существенно повреждены. Истребитель был из состава 161 иап, пилотировал его Владимир Сергеевич Бондаренко, опытный пилот, участник ещё финской, имевший 3 победы на счету. Он спасся с парашютом.

Два "Ила" ас сбил утром 12 числа. Из-за несогласованности по времени произошёл казус : над целью одновременно оказались две разные группы "Илов" 5-й гшад, что привело к трагедии. Одна группа заходила на атаку, другая как раз выходила из неё, и залп реактивными снарядами пришёлся как раз по этой группе. Один из "Илов" был сбит, была создана суматоха, чем не преминули воспользоваться немцы. В итоге с вылета не вернулось четыре "Ила". По времени подходят две заявки от Бунцека и одна от Карла-Хайнца Плюккера из 3 отряда.

13 октября от действий аса пострадала уже 8 ВА. А конкретно 15 иап, который потерял пилотов Соснина и Никитина, оба сбиты Бунцеком. 14 октября мы не нашли точного подтверждения заявки аса. А 15 числа он сбил Бостон из 244 бап.

После этого ас отличился только 30 ноября. Видимо, он был в отпуске. При атаке на ю-88 в том бою истребители сопровождения подбили один из самолетов 866 иап, он на посадке разбился. Заявку оформил Бунцек.

Нет сомнения, что Бунцек стал бы одним из лучших асов JG52. Но 11 декабря Кирия Шалва Нестерович поставил точку в карьере аса. Мы описывали тот бой в статье "охота на немецких асов - 2". Бунцек, сопровождая ю-88, никак не ожидал, что его неожиданно атакует советский "Як". Немца поймали на типичный приём самой эскадры JG52: Кирия подошёл максимально близко и резко атаковал ведущего. Бунцек пытался уйти на подбитом самолёте, однако сорвался в пике и разбился. Немцы были очень расстроены этой потерей. Её нелепо пытались списать на столкновение с Ла-5, для чего нет ни малейших предпосылок. Ла-5 вообще в том районе не появлялись. Собственно, в итоге эта версия не получила официального подтверждения.

Кирия сбил замечательного аса. Бунцек был очень объективен и очень трудолюбив. Если у него и были случаи завышения, то лишь единичные, и они, скорее всего, вполне восполняются неоформленными заявками. Учителем его был тот же Крупински. Заметим, что, конечно же, Бунцек больше неприятностей приносил "Илам". Мы не находим в числе его побед сбитых видных советских асов, как у Ралля, Крупински или Хартманна. Это, конечно же, никак не укор ему. Потеря такого аса мгновенно сказалась на боеспособности эскадры, поскольку все асы были наперечет.