И времени, как смерти, нет...

Анатолий Объедков
На литературно – музыкальном фестивале в д. Горки  Новгородской области 17 июня 2023г. Марианна Соломко любезно подарила мне свою очередную  красиво изданную книгу «Неопалимый краснотал», название которой звучит привлекательно и многообещающе. Книга издана в Санкт-Петербурге НППЛ «Родные просторы» приложением к журналу «Невский Альманах» тиражом 500 экз.
      Сразу же скажу, что автор этой книги человек опытный, чьи стихи высоко оценивались в различных конкурсах.
      Но моя цель – не писать вслепую хвалебный отзыв, а подойти трезво к тому, что написано, по-дружески, найти хорошее и если что не так, то и указать на это, помочь автору взглянуть на себя со стороны. Марианна ещё молода и она сможет прислушаться, понять, принять, сделать какие-то выводы. Может и не согласиться. Это её право. Она вполне зрелый автор.
      Итак, начинаю со стихотворения «Шли долго. Потом ковыляли…» - написано с той силой, которая далеко не всем поэтам дана. Жёсткие, суровые строчки, нет в них женского начала, а есть скупая реальность и турбулентная, потрясающая  образность:
                Прошли ледяное горнило
                И волчьи оскалы атак.
                Убит под обстрелом Корнилов,
                Расстрелян в Иркутске Колчак…
  А какое окончание стихотворения! Вдумайтесь в то время, обратите внимание на точность и трагедийность тех событий, когда шла братоубийственная война:
                Всё помнит, приникшая к взморью
                Колючая Крыма щека,
                Где братской наполнены кровью
                Арбузы на солончаках.
  Здесь поэзия и правда жизни сливаются воедино. Всё просто, нет ничего лишнего. Спокойно до предела, а пробирает чем-то глубоким и настоящим. Только нужно скинуть незримую пелену со своих глаз…
    Я как-то не всегда придавал большого значения рифмам. Но в этом стихотворении они звучат свежо, я даже испытываю наслаждение, они органично вписываются в текст: взморью –кровью, где-то – Кутепов, ковыляли –ковылями, соль- сердоболь, горнило-Корнилов, степь –успеть.
     Интересно, вдохновенно написано стихотворение «Был вечер по-мартовски маркий…», особенно впечатляют строки:
                Мы шли фонарями метафор
                На призрачный свет амплуа, -
                Звучала волшебная арфа
                В квартире А.Н.Бенуа.
                Затем были звуки «Стенвея»,
                И вот с переливами струн
                Раскрылась портьеры камея –
                Огромный явился мейн – кун…
  Стихотворение «Не пахнут улицы хлебами…» призывает к памяти о 900 дневной блокады Ленинграда, помнить то время, когда Мужество и Хлеб ценились превыше всего:
                И пульс не слышат метронома,
                Звучащий как великий гимн,
                Тем, кто погиб в воронке дома,
                Кто свой паёк отдал другим.
                Победа! Прорвана Блокада.
                Но плачут в небе журавли
                О не вернувшихся когда-то,
                За хлеб, не поднятый с земли.
 Строчки призывают еще беречь Хлеб, который достаётся дорогой ценой, часто - ценою жизни.
    Стихотворение о кукушке подкупает искренностью, своим видением птичьего мира, автор находит свои слова:
                Кукушка в си- бемоль мажоре
                Звучит на весь аэродром
                И что ей блеск консерваторий,
                Аплодисментов бурный гром?
                Природа – вот её профессор,
                А ветка – музыкальный класс.
                Нет мелодичнее подлеска,
                Где птичий, радостный Парнас…
     Так мог изобразить автор, имеющий музыкальное образование. Профессиональная терминология органично сливается с пением птицы, веет как ни странно уходящей весною и пробуждает светлое настроение.
   Вспоминаются замечательные строчки Ивана Бунина:
                Лес зелёный кругом, молодой и росистый.
                А в лесу тишина, и среди тишины
                Только голос кукушки. Вещун голосистый!
                Отзовись, доживу ли до новой весны…

      Стихотворение «Троеточие лета» я бы начал со строчки: Сверчков радиолы..»,  -  мне кажется, что тогда текст получится более ёмким, освободится от многословия и от …огурцов, которые  преподносит данное слово.
       «Но жаль, что станет всё неправдой…» - в нём слышится грусть и раздумья о том, что всё со временем проходит, в том числе и человечья жизнь, в первую очередь – родных и близких, что уйдут в небытиё мелкие обиды и непонятные ссоры, а пока можно жить и радоваться и верить:
                Звучат Чайковский и Свиридов –
                С сестрой классический дуэт,
                И нет на прошлое обиды,
                И времени – как смерти – нет…
  Само время – понятие относительное, оно для живущих на этой земле. А для вечности – его не существует.
    Своеобразное стихотворение «Бутылка водки», где показана жизнь простого народа, а именно тех, кто по тем или иным причинам прикладывается к горькому зелью:
                И брошен крестик в рюмочку,
                И поднят тост за дурочку…
    Единственное, как мне кажется, не совсем правильно, почти пародийно, звучит строка:
                Из зарослей морковника…
   Перед глазами встаёт после прочтения ботва огородной моркови…Возможно, автор подразумевал Купырь лесной,-  есть такое высокое симпатичное растение с белыми цветками. Если растереть его листочек в ладонях, то от рук пойдёт приятный запах моркови.
      Не соглашусь я и с таким утверждением автора:
                Православное русло
                Современной Руси,
                Словно в карцере узник,
                В беспросветной грязи…
     Да, церковь и вера были в гонении до Великой Отечественной войны, но в тяжёлые годы испытаний И.В. Сталин обратился к церкви лицом. Учредили
орден святого А.Невского, в 1943 г. решается вопрос о восстановлении патриаршества, об открытии храмов, семинарий.
     Возможно, не стоит так писать, понятно с каким оттенком:
                Изб
                Ветхий архаизм
                Вона!-
                Во углу – икона…
   Слово «вона» не очень хорошо звучит по отношению к слову «икона».
   Неплохое стихотворение «Кики- Мари», автор живописует словом, сливается душой с миром Природы:
                В тумане, что прохладно-млечен,
                Ты мухоморовый платок
                Накинь на зябнущие плечи,
                На фортепьянный локоток…
   Стихотворение «На Коневце» я бы начал со строчки «Здесь песчаные острые косы…».Двух последующих строф вполне достаточно, чтобы передать настроение, передать прочувствованное уединение, которое так иногда необходимо.
          Хорошее начало у стихотворения:
                Аист на стоге сена –
                Ангел всея Руси,
                Как часовой вселенной
                На луговой оси…
   Перекликается с гениальными строчками Н.Рубцова:
                И вокруг любви непобедимой
                К сёлам, к соснам, к ягодам Руси
                Жизнь моя вращается незримо,
                Как земля вокруг своей оси…
   Но вернёмся к автору, где далее есть строка «Входит в земной закат…» - звучит совсем не так как начало стихотворения, -  об исчезновении самой земли. Я понимаю, что автор писал о вечернем закате солнца. Да и последнюю строчку я бы заменил.
         Вот такие у меня возникают мысли после прочтения книги. Конечно, я далеко не о всех стихах отозвался, есть у Марианны и другие удачные строфы и стихотворения. Но я высказался о тех, которые меня зацепили.
         Хочется верить, что надежды автора на долговечность жизни её лучших стихотворений сбудутся. Об этом она сама говорит вот в этих строчках:
                Но есть такие певчие страницы,
                Что дарят на бессмертие надежду.
                Пиши и пой, покуда есть накал,
                Гори неопалимый краснотал!