Замечания к плану

Борис Владимирович Пустозеров
Пояснения и замечания к плану темы «Устройство Мира».

1
Покой и движение мы можем только осознавать и чувствовать, можем наслаждаться ими и привыкать к ним, запоминать их, но мы не можем их определить, потому что у них нет никаких пределов, кроме самих себя – максимальный покой каждый субъект определяет для себя сам и только сам, а минимальный покой, стремящийся к отсутствию покоя, уже есть движение. Так же и минимальное движение, приближающееся к своему отсутствию, есть покой, а про максимальное движение даже непонятно, что можно предположить, ведь у всякого субъекта свои предположения, основанные лишь на собственном опыте существования. Одно можно сказать точно – движение невозможно без покоя, ведь мы и определяем любое движение лишь относительно покоя, так что покой есть условие для движения. Точно также и движение есть главное и единственное условие наличия покоя – не будь движения, как бы мы осознавали покой?

Мы можем говорить про физическое тело, что оно покоится или движется, что оно находится в покое или в движении, что тело находится в состоянии покоя или в состоянии движения – этими фразами мы описываем одну и ту же ситуацию. Ещё мы можем сказать, что тело обрело состояние покоя (обрело покой) или пришло в состояние движения, что тело сменило состояние покоя на состояние движения или наоборот. То есть,
- тело может быть в состоянии (как в восторге или в напряжении?)
- тело может находиться в состоянии (как в пространстве?)
- тело может перейти в состояние (как в комнату из другой комнаты, то есть как в иное пространство?)
- тело может сменить состояние (как положение, то есть относительно другого тела?)
- тело может обрести состояние (как способность или как знание?)

Таким образом, мы не можем состоянию – покою или движению – дать никакого чёткого определения. Мы знаем лишь, что можно быть и находиться в состоянии, сменить состояние относительно другого состояния или обрести состояние, выйдя из другого состояния. Мы чувствуем и осознаём состояние, но не знаем, что это такое – можем лишь невразумительно бормотать что-то про отсутствие и про условие. Именно поэтому состояния – Покой и Движение – можно положить в основу устройства Мира. Не только можно, но и нужно, потому что в этом нашем Мире всё может только двигаться или покоиться, то есть не двигаться. Третьего варианта нет, все остальные возможности являются лишь комбинациями этих двух.

Условие, как и предел, не является причиной, поэтому мы не можем говорить о покое или движении как о причине друг для друга. Сказать, что вместе покой и движение являются причиной возникновения Мира, тоже не можем, но можем, наверно, сказать, что Мир постоянно творится покоем и движением. То есть, Покой и Движение – это источник творения Мира. И это, возможно, единственное чёткое определение для этих Главных состояний. Любое из них и они «суммарно» не являются ни первопричиной, ни субстанцией, о которых так любят рассуждать философы, потому что для первой необходимо наличие времени, а для второй обязательна независимость от условий. Зато каждое из Состояний что-то в себе содержит. Покой имеет свойства, Движение имеет способы. А можно выразиться иначе – Покой отвечает за свойства объектов, а Движение отвечает за способы проявления. Свойствами уже определяются сами объекты, и так как они определены свойствами Покоя, мы их и должны называть «объекты Покоя». А по способам можно определить явления, и так как они определяются способами Движения, то и называть их следует «явлениями Движения».

Покой и Движение творят Мир. Мы его познаём как мир объектов Покоя – Вселенную, объективную реальность. И мы же его чувствуем как мир явлений Движения – своё бытие, субъективную реальность. То есть мы можем сказать, что множество объектов Покоя составляют Вселенную, а множество явлений движения составляют Бытие.

2
Мы (субъекты) выделяем (различаем) объекты в Покое Вселенной по различным свойствам Покоя, которые в нашем понимании становятся «индивидуальными» качествами его объектов. Свойствами Покоя, по которым выделяются его объекты, являются тяжесть, протяжённость и изменяемость, которая заключается в том, что тяжесть и протяжённость последовательно сменяют друг друга. Кроме того, другими свойствами объектов Покоя – их можно назвать признаками объектов – как качествами, «приобретёнными» в отношениях с другими объектами, являются «относительная» способность Материи, «материальная» вещественность Пространства и «пространственная» длительность Отношения.
Мы ощущаем давление, понимаем стремления и по необходимости запоминаем привычные связи – то есть, мы различаем явления в Движении Бытия, благодаря различным способам Движения, которыми, собственно, и выражаются его явления. Так что способами Движения, по которым все субъекты могут различать явления, надо признать напряжение, направление и постоянство как отсутствие изменений («неизменение») напряжения или направления. Кроме того, явления Движения характеризуются своими условиями, формирующимися в связи с другими явлениями, – это возможность Стремления в связи, достаточность Давления в стремлении и необходимость Связи в давлении.
Каждый способ Движения и условие явления имеют величину, как и свойство Покоя или признак объекта – они все (способы, условия, свойства, признаки) в данном случае выступают качествами объектов или явлений.

И ещё такое соображение. Отношение есть изменяющий объект Покоя, а Связь – постоянное явление Движения. Но если, глядя на Схему устройства Мира, отношение также признать явлением Движения (в этом нет особого противоречия), то каждый вид отношения во Вселенной (Воздействие, Восприятие, Сохранение) уже можно представить как «условный» способ движения объектов во Вселенной, который имеет собственную величину (силу, информацию, температуру). Определение «условный» должно быть взято в кавычки именно потому, что во Вселенной способна двигаться только Материя, в отличие от Пространства и Отношения, которые не способны, зато одно вещественно, другое длительно.
А если связь признавать ещё и объектом Покоя (в этом также нет большого противоречия), то и каждая категория (класс, вид) связи в Бытии (Колебание, Качество, Количество) легко представляется  «знаковым» свойством покоя явлений в Бытии, имеющим свою величину (возрастающую или убывающую либо постоянную амплитуду колебания, минимальную или максимальную величину качества, отрицательное или положительное число количества). Тут уже определение «знаковый» должно быть взято в кавычки, потому что в своём Бытии знак качества определяется субъектом лишь благодаря своим ощущениям, то есть только через Давление, в отличие от Стремления и Связи, которые как качество неощутимы, зато осознаются и запоминаются, благодаря колебаниям Стремления и количествам Связей.
Можно в рассуждениях пойти ещё дальше и не только Связь, но и Стремление с Давлением представить объектами Покоя, ведь они ЕСТЬ в бытии субъекта. Тогда направление и напряжение как способы Движения «трансформируются» в направленность и напряжённость как условные свойства Покоя (условные, потому что Покой не может быть напряжённым и, тем более, направленным). А если не только Отношение, но и Материю с Пространством представить воспринимаемыми явлениями, то тяжесть и протяжённость из свойств Покоя могут «трансформироваться» в тяготение и протяжение как способы Движения. Но подобные рассуждения лишь добавляют ненужной сложности и малоинтересны.

3
Между схемами Вселенной и Бытия явно просматриваются соответствия, позволяющие делать корректировку расположения объектов одной схемы относительно явлений в другой, и наоборот, при чётком определении в одном месте и нечётком в другом.

Объекты Покоя (материя, пространство, отношение) – явления Движения (стремление, давление, связь).
Признак объекта (тяжесть, протяжённость, изменение) – признак явления (направленность, напряжённость, постоянство). Суть объекта (тяготение, протяжение, изменяемость) – суть явления (направление, напряжение, неизменность).
Свойство объекта (способность материи, вещественность пространства, длительность отношения) – условие явления (возможность стремления, необходимость давления, достаточность связи).
Множество объектов (среда как множество частиц, поле как множество точек, процесс как множество действий) – совокупность явлений (поворот как совокупность смещений, сжатие как совокупность толчков, чередование как совокупность наличий).
Вид («образ», «способ») отношения (воздействие материи на пространство, восприятие отношения (воздействия) пространством, сохранение материи в отношении) – средство связи (колебание стремления под давлением, качество связи (колебаний) в давлении, количество стремлений в связи).
Ограничение объекта (тело – объект, ограниченный средой и частицами, форма – объект, ограниченный полями и точками, темп – объект, ограниченный процессами и действиями) – объединение явлений (проникновение – явление объединения смещений и поворотов, уплотнение – явление объединения толчков и сжатий, порядок – явление объединения наличий и чередований).

Частица, среда, тело – материальные объекты (наличие Материи).
Точка, поле, форма – пространственные объекты (наличие Пространства).
Действие, процесс, темп – относительные объекты (проявление Отношения).
Смещение, поворот и проникновения – стремительные явления (стремительные действия).
Толчок, сжатие, уплотнение – давящие явления (давящие действия)
Наличие, чередование, порядок – связывающие явления (проявление Связи).

Пространство вещественно, потому что неподвижно и содержит в себе материальную среду (множество частиц) – вещество из материи.
Отношение длительно, потому что его неподвижность продолжается в пространственном поле (множестве точек) – длится в пространстве.
Материя способна, потому что движется (подвижна) и выбирает относительный процесс (множество действий) – способ отношений.

4
Материя использует способ. Способность материального объекта (частицы, среды, тела) определяется способом, который использует в своём движении материя этого объекта.
Пространство содержит вещество. Вещественность пространственного объекта (точки, поля, формы) определяется веществом, которое содержится в пространстве этого объекта.
Отношение продолжается – «продолжает себя». Продолжительность относительного объекта (действия, процесса, темпа) определяется его продолжением как отношением между подвижным и неподвижным объектами (иначе – длительность определяется продолжением отношения между объектами).

Если во Вселенной мы говорим практически одинаково (почти «синонимично») о материальном объекте и о материи объекта, о пространственном объекте и о пространстве объекта, об относительном объекте, и об отношении объекта, то в Бытии не получается говорить о стремлении или связи субъекта и о «стремительном» или «связанном» субъекте, потому что речь уже идёт о явлениях. В Бытии субъект стремится, лишь потому что может стремиться, субъект давит, лишь потому что ему надо, или он хочет давить, субъект связан основательно или слабо, если ему хватает или не хватает связи. Но что именно это всё значит?

Стремление невозможно без возможности, без того, чтобы субъект что-то мог выбрать. Субъект стремится что-то сделать, то есть, выбирает действие (смещение, поворот, проникновение), когда, осознавая направление оказываемого на него воздействия, хочет и (или) может выбрать направление и способ своего движения, то есть, если появляется возможность направленного действия. Слово «когда» в данном случае синонимично слову «если». Таким образом, возможность выступает в качестве условия, характеризующего стремление субъекта как возможное явление в его бытии.

Давление не обходится без надобности. Или – давление возможно лишь по надобности. Субъект давит на какой-то объект, то есть совершает действие, действует (толкает, сжимает, уплотняет), когда и если, ощущая напряжение в своём восприятии, должен и (или) хочет продолжить своё движение или свой покой, то есть, если возникает необходимость напрячься для действия или для сохранения положения. Таким образом, необходимость выступает как условие, характеризующее давление субъекта как необходимое явление в его бытии.

Связь и возможна, и нужна лишь в какой-то (неполной, полной, избыточной) мере удовлетворяющая. Субъект связан с другим объектом качеством действия (то есть продолжает действие), или количеством действий связан с объектами (то есть сохраняет чередование действий), или колебаниями связан с центром системы объектов (то есть соблюдает порядок действий), когда и если, привыкая к постоянству, может и (или) должен действовать так, чтобы ему хватало в определённом количестве и качестве содержащегося в нём и окружающего его вещества, то есть, если проявляется достаточность, если субъекта в определённой мере удовлетворяет всё снаружи и внутри. Таким образом, достаточность выступает в качестве условия, характеризующего связь субъекта как достаточное (удовлетворяющее) явление в его бытии.