Весенняя флора

Юрий Панов 2
    Каких цветов вы знаете больше, читатель, весенних или осенних? Ответ очевиден. Весной горожанин просыпается,  как медведь, от зимней спячки  и направляется на природу. Все  мы воспринимаем  это время восторженно. Но не обязательно идти в лес, лучше в ботанический сад. И там вы найдете уголки местной дикой флоры, конечно, весенней. Когда-то такой уголок был на ВДНХ. Его создала  не москвичка, а выпускница дореволюционной тамбовской гимназии Мария Евтюхова. Не так много книг  в нашей музейной библиотеке с дарственными надписями авторов и книга Евтюховой самая дорогая. Еще школьником я получил ее книгу о весенней флоре,  и понял, что ботаника одна из самых интересных наук на земле, и хотя ботаником не стал, обрел навсегда путь в природе, где ждали меня бесчисленные удовольствия.  Я приглашаю вас, читатель,  на счастливый  путь,  проложенный на земле Марией Евтюховой.

   Чтобы обрести этот путь Марии Евтюховой пришлось порядочно поблуждать. Она родилась на рубеже веков. Время  после революции было сложное. Тамбовская земля видела и конницу белых,  и конницу красных,  и отряды восставших крестьян. После окончания университета Мария в опасных окрестностях Тамбова с ботаником с  Алехиным собирала гербарий, помогая учителю создавать науку о географии растений. А потом было замужество и работа в краеведческом музее Нового Иерусалима. И когда историки ботаники вспоминают Евтюхову, они не забывают добавить к ее  основной профессии - музейный работник.  В музее были свои труды  и свои экспедиции в Подмосковье. Вместе с мужем она исследовала  самые крупные озера области, Тростенское, Чудцево и другие.  Муж изучал птичье население, а жена  растения. Наверняка их работы пригодились первым советским  руководителям кружков натуралистов,   и они перед войной эти озера часто посещали с ребятами. Когда началась война,  Мария  в эвакуации  снова встретилась со своим именитым  учителем Алехиным, исследовала с ним флору Туркмении.


 Свой счастливый путь Мария обрела сразу после войны. Ей несказанно повезло. Она стала  ботаником – пионером  в самых древних, заповедных лесах Подмосковья. На месте Ерденьевской и Леоновской рощ в Останкино решили построить главный в стране   ботанический сад. Словно предвидя неминуемые бедствия, ботаники решили создать полную  картину флоры уникального места, чтобы будущие поколения смогли оценить тот ущерб, который люди  нанесут двухсотлетним дубравам. Конечно,   уже тогда природа в окрестностях Шереметьевского дворца не была девственной, но все-таки Мария собрала хороший гербарий. Сегодня почти все эти виды исчезли. Уже после смерти Марии Александровны,  отчаявшиеся ботаники решили оградить часть рощи. За ограду не разрешали просто так ступать даже ученым. Бесполезно. Большая часть дубов высохла, воздух в районе стал другим. Неожиданно место это понравилось лесному ореху. Под усыхающими дубами выросли уже не кусты, деревья лещины необыкновенной толщины и высоты. Под их кронами было так темно, что исчезли все травы. Когда объединили ботсад и ВДНХ, все пошли разными путями. Можно заниматься благоустройством,  Архитекторы придумывают ультрасовременные,  модные экологические тропы, а ботаники действуют по старинке, сеют желуди, или высаживают дубки, полученные из местных желудей. Кто окажется прав? Через двести лет узнаем.

А как же путь Марии Евтюховой. Конечно,  оранжереи и китайские садики прекрасны, но она решила приблизить весну к горожанам, создала на ВДНХ уголок дикой флоры. Раз травы вымирают под вековыми дубами, можно привезти красивые цветы из Подмосковья. Какие цветы нас радуют весной? Прежде всего,  подснежники, точнее то, что горожане называют подснежниками. Это сон-трава. Наши кружковцы  из КИППа привозили сон-траву синюю, а бывает она и белая и розовая и желтая, но … в Сибири. Цветы хороши,  когда рядом оттеняют их  камни, и Евтюхова устраивает альпийскую горку и объясняет, как это сделать, тогда еще горки были редкостью. В своей книге она рассказывает о рабочих завода «Калибр» Они просят дизайнеров не увлекаться садовыми роскошными цветами, а высаживать простые растения местной флоры, такие как ландыши и папоротники. Именно они нас успокаивают после напряженного дня, на них наш глаз отдыхает.

В нашей гимназии мы идем путем Марии Александровны много лет. Каждую весну мы отправляемся по Линево, чтобы поддержать проектами и фильмами пенсионеров, высаживающих дикарей у подъездов. Женщина с лопатой – это круто. Выйдет перезимовавший сибиряк утром из подъезда, а его встречают оранжевые огоньки, голубая бруннера или лохматые папоротники. Сажаем дикоросы мы на пришкольном участке, конечно, они, как и в поселке,  не из Красной книги. В поселке альпийских горок пока нет, но вот у школы весной  всех встречает встречает бадан, привезенный с Алтая. И не случайно меня, ка и всех жителей Линево влечет Алтай, влекут  прозрачная вода, камни и цветы.

Если вы заглянете в Википедию , много о Марии Александровне вы не найдете, да и ботанический сад больше гордится академиком Цициным, а не пионерами – ботаниками. Есть ботаника официальная. Это хорошо, но есть ботаника камерная, это еще лучше.  Были времена, когда с Клавой Глазуновой мы московской мягкой снежной зимой ходили в гости к Марии Александровне и приносили крошечные букетики фиалок, купленные на Смоленской площади. Ее старый домик  встречал нас окнами в полуподвале. Так наверное вечером горели окна в уютной комнате  мастера из романа Булгакова. И если я весной изучаю с ребятами местную флору, я вспоминаю Марию Александровну, если я иду мио алпийской горки у школы, я вспоминаю Марию Александровну. Надеюсь и вы, читатель, любите наши простые местные весенние растения и не подозреваете, что тоже идете по пути Марии Александровны Евтюховой. Удачи