РЛА. Золотое Кольцо 2020 - Глава XXIV

Ильин Иван Викторович
Как видят внимательные читатели, маршрут наш был далеко не классическим маршрутом строго по Золотому Кольцу. Мы, в итоге, так и не побывали, к примеру, в Ростове Великом, проскочили Гусь Хрустальный, а Москву видели только из машины на забитой вечерней МКАД. Мы не посетили ни Мышкин, ни Углич, так что общее название нашего путешествия можно считать достаточно формальным, но никто из команды об этом не пожалел. И даже пасмурный мрачный день, когда мы приехали в знаменитое Дивеево, нас не расстраивал.
Я даже не представлял, когда составлял маршрут, что привел наш экипаж в четвертый «земной Удел Пресвятой Богородицы», коим почитается женский Серафимо-Дивеевский монастырь (после Иверии, Афона и Киево-Печерской Лавры). И пусть по историческим меркам монастырь совсем молодой — ему чуть меньше двух с половиной веков, но история его создания богатой рязанской помещицей, которая дала монашеский обет после ранней потери мужа и заложила Казанский собор в Дивеево на собственные средства по видению Богородицы поистине удивительна.
Агафье Семеновне Мельгуновой, в монашестве матушке Александре, дважды являлась Пресвятая Богородица. В первый раз она повелела матушке Александре уйти из Киева на святые земли в Россию, где обещала ей указать место, «где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Моё там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою». Именно в Дивеево, когда матушка шла из Мурома в Саров, Божья Матерь явилась ей второй раз и повелела именно здесь основать обитель такую, «равной которой не было, нет, и не будет никогда во всём свете. Это четвёртый жребий Мой во вселенной».
Вот в такое чудесное место завела меня и судьба, волею карт и услышанных ранее разговоров. Обитель действительно представляет из себя неописуемо красивый комплекс из восьми храмов, последний из которых — Благовещенский собор, открыл свои двери лишь в 2019-ом году. Одной же из самых почитаемых святынь монастыря является Святая Канавка, которая по велению все той же Богородицы явившейся Серафиму Саровскому была вырыта силами исключительно сестрами, а миряне могли только носить землю и отсыпать вал. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста. Каждый день, после вечернего богослужения, сестры обходят Канавку с молитвой «Богородице Дево, радуйся». Разумеется, прошли по Канавке и мы. Также как и вокруг Светлояра — думая о своем и прося милости у Богородицы.
Читая эти мои воспоминания, вы, наверное, можете подумать, что я глубоко верующий человек, но будет нечестно, если я вас не поправлю. В отношении меня нельзя сказать, что я сильно воцерковленный или даже просто верующий человек, хоть и крещен. Однако, к вере (именно к вере, а не к религии) я отношусь с большим уважением. Я не знаю наизусть молитв, я не узнаю с первого взгляда лиц на иконах (ну, кроме Николая Чудотворца, одного из православных покровителей путешественников), но в таких местах что-то во мне просыпается.  Могу часами сидеть рядом с соборами и церквями и пытаться слушать. Хотя бы себя.
В такие моменты я вспоминаю, как году в январе 2005-го, еще будучи некрещеным, я два дня просидел в Троицком Соборе в родном Псковском Кремле, в уголке, на скамейке. Два дня, от открытия храма и до его закрытия. Простыми человеческими словами, безо всяких молитв, без перерывов и еды, я просил Бога о ребенке. Даже плакал. Тихо, смиренно, но не скрывая слез. И Бог дал мне сына. Пусть через два года, но я до сих пор пребываю в уверенности, что не зря сидел тогда в храме. И только после рождения Игоря, после его крещения, еще через два года я покрестился сам, так как почувствовал, что готов. Вот такой силой обладают подобные места. Я верю в эту силу.
А еще, из мирскиз впечателний, можно вспомнить, что здесь мы встретили известного российского телеведущего и генерального директора православного канала «Спас» Бориса Корчевникова. Первым его увидела моя сестра, но подходить к нему мы не стали — рядом с ним степенно шел серьезного телосложения священник, а чуть впереди двигался и человек с камерой. Борис Вячеславович работал, и мы не стали ему мешать. Завершив свою прогулку, мы, нагруженные впечатлениями и напитавшиеся святостью этого места, двинулись в дальнейший путь.
От Дивеево до Мурома всего полторы сотни километров, и до следующей точки мы буквально долетели по местным дорожкам менее, чем за два часа. Здесь мы совершенно случайно обнаружили один из древнейших русских монастырей, Спасский-что-на-Бору или Спасо-Преображенский, первое упоминание о котором датировано 1096-ым годом, а предания возносят дату его основания к 1015-ом году. Это самые ранние упоминания монастыря в России.
Этот мужской монастырь на высоком берегу Оки по праву стал в моем списке самым благоустроенным и ухоженным, с большим отрывом опередив все, что я видел ранее. Несмотря на вечернее время, мы долго ходили и восхищались практически идеальными рядами капусты разных сортов и видов, будто на картинке, аккуратно подвязанными крепкими кустами с помидорами, морковными и огуречными грядками, и множеством невероятной красоты клумб с потрясающими цветами. Здесь же были яблони, и груши, и сливы, неистово кричавшие нам о великолепном урожае своими спелыми плодами.
Вдоль стены монастыря расположились вольерчики с коллекцией разнообразной домашней птицы, состоявшей из многообразия кур и даже павлинов. А еще здесь был очень милый ослик и вечно голодные (по собственному опыту знаю) овечки, которые тянули свои мордочки сквозь ограду в надежде получить хоть сочный листик, хоть хлебную горбушку.
Завершила же наши впечатления от этого замечательного места часовня-костница, внутри которой хранятся черепа из поруганных захоронений на территории этого монастыря в бытность его в начале XX-го века казармой НКВД. И, конечно, сопровождающая любую часовню-костницу надпись «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Кстати, эта часовня была построена, как вы догадались уже в этом веке, при благоустройстве монастыря.
Близилась ночь. Мы успели еще закупить в монастырской лавке местного хлеба и выехали в сторону Владимира, прекрасно понимая, что ночевать нам придется где-то на природе. Нам снова повезло и спутниковые карты предоставили нам великолепное место под соснами на берегу реки Судогды в районе деревни Лаврово, чуть в сторону от трассы. Ужинали мы уже в полной темноте, освещая «полевую кухню» светом фар и собирая ветки для костра при помощи фонариков. Планы на следующий день были поистине наполеоновские.