Как скот на убой

Артем Новоседов
О развитии любой страны можно судить по состоянию рынка труда в ней. Когда рынок труда стагнирует, а предложений работы мало, то это свидетельствует о том, что развитие страны заморожено. Если рабочая сила становится ненужной, то это также может означать, что люди нужны для каких-то других нерабочих целей. Достаточно создать в экономике такие условия, когда найм персонала становится затрудненным. Когда деньги кончатся, то многие пойдут на первую доступную работу. Догадайтесь, какая работа доступна в нынешних реалиях?

Вообще, самую первичную оценку состояния рынка труда в стране можно дать, если обратиться к такому показателю как количество вакансий в сфере продаж. Ибо продажи (обмен) - это традиционно самая активная сфера занятости, в которой проще всего найти работу, даже если вы не умеете сами ничего производить. Потому что продавать можно даже то, что вам не принадлежит и вами не создано. Собственно, производство в широком смысле - это вторая область человеческой занятости. Производить можно не только сырьё или товары, но и услуги. А среди услуг, конечно, бывают не только бытовые (типа парикмахерских), но и, например, информационные. Потому что информация тоже часто требует обработки прежде, чем она станет понятной, т.е. интерпретируемой, превратившись в знание.  Обычно выделяют ещё третью сферу занятости - финансовую. Иногда её рассматривают как комбинацию первых двух: "торговля деньгами с целью их воспроизводства/мультипликации", - хотя такой взгляд не совсем корректен, ибо деньги хоть и нематериальны по своей природе, но в отличие от тех же знаний имеют универсальное хождение.

О состоянии всех этих трёх сфер занятости можно судить по различным индикаторам, количество вакансий - это конечно не единственный показатель, потому что вакансии можно пересоздавать и дублировать, создавая у людей иллюзию активности на рынке и занимая их время ответной бессмысленной активностью, но при этом никого не нанимать.  В частности, о состоянии финансовой сферы можно судить по количеству игроков на рынке: банки, страховые компании, микрофинансовые и тд. Например, на российском рынке микрокредитования в 2015 году было более 4000 компаний, а сейчас - около 1000. Рынок сжался в 4 раза по количеству игроков на нём, хотя его объёмы продолжают расти. Количество банков за последние 10-15 лет тоже уменьшилось после серии отзывов лицензий: в 2011 году было около 1000 банков, сейчас - 300-350. Это означает что рынок финансовых услуг стал более концентрированным, темпы его развития с предложением новых продуктов снизились, а значит снизился и спрос на работников.

Демонстрировать активность (или создавать её иллюзию) можно разными способами. Например, удлинять цепочку отбора кандидатов. Придумывать различные конкурсы и тесты. Чем больше кандидат убьёт своего времени, выполняя бесплатно все ваши задания и прихоти, тем сложнее кандидату будет объяснить самому себе почему он (или она) должен отказаться от вашего неказистого  предложения в последний момент. Когда кандидат не нравится, можно давать вопросы, для которых нет правильных ответов, либо правильных ответов - несколько (смотрите, например, парадокс Бертрана). Это позволяет в конце сказать кандидату "Нет", так чтобы было проще донести идею его/её ущербности и несовершенства, девальвировав весь опыт вместе с зарплатными ожиданиями. В период экономической стагнации  можно играть с людьми в интересные игры: например, в ответ на отклик на какую-то вакансию на одном сайте предложить откликнуться теперь на другом, создавая возможности для своих собственных дополнительных заработков (новым нераскрученным сайтам нужны посетители), либо предложить кандидату продолжить дальнейшее общение в каком-то новом экзотическом мессенджере в целях маркетингового продвижения этого нового мессенджера. Можно попросить кандидата дотронуться до левого уха правой рукой через голову, либо попросить включить камеру во время интернет-общения, но самим оставаться при этом невидимыми. Конечно всё это является непродуктивными способами развития экономики, поэтому самые большие мастера по созданию у людей иллюзий - это политики. Делают они это, как правило, перед выборами. После выборов всё можно поменять назад как было: людей уволить, мирные договоры - расторгнуть.

Особо изощрённые фокусы можно выкидывать, если иметь дело с инвалидами и людьми ограниченной мобильности, ибо выбор работы для них априори ограничен только предложениями удалённой работы из дома. Можно сначала "разогреть" кандидата, раз пообщавшись по телефону и дав надежду, а потом назначить финальное очное интервью с необходимостью поездки в другой город на такси, а за полчаса до назначенного времени отправить сообщение через мессенджер, о том, что встреча, к сожалению, отменена по причине отсутствия руководства, так чтобы было над чем "ржать до усрачки".

Если вам понравился этот пост - ставьте лайк, записывайтесь в наш новый оркестр и получите супер-эксклюзивный шанс выиграть 3 обёртки от жвачки в подарок!