Вера. Интервью с Машей. Ч. II

Сергей Десимон
Слова Маши о том, что её оставил супруг меня удивили и заинтересовали. В психотерапевтических целях я разговорил её, и она довольно откровенно ответила на вопросы, которые в этом повествования опускаю, чтобы не загружать текст.

Однако прежде чем рассказывать о Машиных отношениях с мужем мне хотелось бы обратить внимание на такой феномен как вера. Меня всегда интересовало это глубинное чувство, густо замешенное на убеждениях – в самой широкой её представленности. Хотя меня прежде всего интересовало, как этот феномен находит своё отражение в конкретных умах и отношениях моих пациентов.

В обобщённом виде – вера во все времена объединяла или противопоставляла людей: будь то вера в языческих богов или единого Бога. Совсем недавно, ещё на нашей памяти, веру в Господа в нашей стране подменяли, на внесённый с Запада, марксизм-ленинизм, в который фанатично уверовали некоторые наши соотечественники, развесив по стенам «иконы» своих вождей. В настоящее время отдельные из них веруют в либерализм, порой в крайних его уродских проявлениях, тогда как другие отдают предпочтение традиционным ценностям и человеческой духовности.

Этот феномен находит своё отражение и в бытовой жизни и в межличностных отношениях, в том числе и супружеских. То, что отдельные представления той или иной веры разрушают даже семейные отношения, продемонстрировала ситуация на Украине. В упрощённом виде для понимания веры можно перефразировать известную пословицу: скажи во что ты веришь, и я скажу – кто ты.

Частично Маша уже сообщила, во что она верит (см. Интервью с Машей. Ч.I.). Осталось уяснить: каких взглядов придерживается Роман – супруг моей пациентки. «Перые годы пока мы притирались друг к другу, – рассказала Маша, – когда сохранялась влюблённость, мы не обращали внимание на разногласия по отдельным, как мне казалась второстепенным вопросам. Например, мне не нравилось, что муж курит. Я считала, что это вредит здоровью, прежде всего ему, моему любимому человеку, и всячески старалась убедить его этого не делать. Он отшучивался, обещал, что распрощается с этой пагубной привычкой. Я ему верила, я вообще привыкла доверять людям».

Как я понял, Маша предъявляя к себе определённые, я бы даже сказал, завышенные требования к здоровому образу жизни, внутренне хотела, чтобы и её супруг им соответствовал и их разделял. Она стремилась избирательно относится к продуктам питания и их приготовлению. «Меня возмущало то, что Роман был неразборчив в еде, но я сдерживала себя, так как знала, что он скажет: «Вечно ты затеваешь разговор о здоровье». Однажды я ему сказала: «Ты лучше голодай, чем что попало есть», процитировав слова Омара Хайяма, а он посмотрел на меня так, словно я его оскорбила».

«С некоторых пор я стала следить за тем, что я говорю в разговорах с мужем». По тому как взгляд моей пациентки устремился в пространство, и она замолчала, я понял, что механизм отработанной «невысказанности», назовём его так, очередной раз сработал. С некоторого времени супружеской жизни Маша, стала контролировать себя, чтобы не создавать конфликтных ситуаций с мужем, непринуждённость их отношений стала подвергаться эрозии.

Она согласилась со мной, что «невысказанное» накапливается, невротизирует и в самых неподходящих ситуациях и в неприемлемой форме выходит наружу. Это стало проявляется рассеянностью, забывчивостью, раздражительностью, иногда – и бурной реакцией. «Да, я несколько раз не выдерживала, о чем сожалею, но просто то, что наворачивалось внутри меня комом, неожиданно для меня срывалось с горы, казалось бы, по незначительному поводу, условно говоря, сметая всё на своём пути. Вы меня понимаете?», – затем после некоторой паузы Маша продолжила. – Мне было стыдно за мою несдержанность, и я просила у Романа прощение».

Мы много о чём говорили с моей пациенткой, разбирая многие её жизненные ситуации и отношения с мужем. В конце нашего разговора она сообщила, что слышала от подруги той, к которой ушёл Роман. «Рома там, с её слов, катается как сыр в масле, его пассия смотрит ему в рот. Он стал выпивать и утрачивать прежние свои формы, округляясь», – и Маша добавила от себя, – мне его жаль, наверно по тому, что я его по-прежнему люблю».

Я же думал, что предложить Маше: отказаться от её веры, её убеждений и растворившись в супруге, попытаться его вернуть в семью, поддавшись воле волн и далее плыть по течению распространённых представлений, в которых так вольготно чувствовал себя её муж и многие из его окружения.

И неожиданно услышал от неё: «Уж лучше голодать, чем что попало есть, и лучше быть одной, чем вместе с кем попало». Это был крик души, но не последний сеанс психотерапии «Интервью с Машей».

Фото из интернета.

(Продолжение следует).