Эволюция ПТУ в СССР и деградация в России

Евгений Полуэктов
 Октябрьская революция 1917 года изменила коренным образом не только политическую систему России, но и идеологию страны, а значит - просвещение, в том числе и профессиональное образование. Новая власть за основу системы образования взяла идею "Пролеткульта", в результате чего многие достижения старой системы образования, наработанной многими годами и отточенную выдающимися педагогами и учеными, были признаны негодными.

 ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 9 ноября 1917 года, буквально через один день после Октябрьской революции, в советской России был создан Отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведомственные, государственные и частные), содержания и методов обучения.

 В тяжелейших условиях становления нового государства, голода и разрухи В.И. Ленин не забывал о проблемах образования молодежи, и уделял им большое внимание. Из-под его пера вышло 40 Декретов по вопросам, касающимся образования, и 20 из них касались именно профессионального образования. Связанно это с тем, что уже к зиме 1919 года стало ясно, что в стране наступил острый дефицит квалифицированных рабочих. Не вызывал сомнения тот факт, что политика "свертывания" профессионально-технической школы была ошибочной.

 Однако существовавшую до 1927 года Постоянную комиссию по техническому образованию правительство не просто игнорировало, а лишило всех полномочий. Мало того 29 июля 1920 года в действие вступил Декрет об учебной профтехнической повинности, согласно которому все рабочие (от 10 до 40 лет) были обязаны учиться. Этим Декретом правительство молодой страны хотело одним махом уничтожить техническую безграмотность населения.

 По всей стране стало массово организовываться ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) - профессиональные школы нового типа. ФЗУ, которые стали первыми профессионально-политтехническими школами в системе народного образования СССР, должны были сформировать народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, и пополнить техникумы и ВУЗы. Но ожидания правительства не оправдались, поскольку ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не удовлетворяли потребности постоянно развивающейся промышленности.

 В 1940 году большая часть школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные Трудовые Резервы). Согласно этому указу в СССР было учреждено два типа учебных заведений:

 школы ФЗО - на протяжении 6 месяцев эти школы занимались подготовкой рабочих массовых профессий

 железнодорожные и ремесленные училища - на протяжении двух лет эти училища занимались подготовкой квалифицированных рабочих.

 Таким образом, Советское государство сумело обеспечить народное хозяйство квалифицированными рабочими, а идея ГТР блестяще выдержала испытание временем.

 ПОСЛЕВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 В послевоенные годы идея ГТР продолжала совершенствоваться. В мае 1946 года Главное управление Трудовых Резервов и Комитет по распределению рабочей силы были преобразованы в Министерство Трудовых Резервов, что позволило в одном государственном органе сосредоточить руководство подготовкой и распределения квалифицированных рабочих. При этом большое внимание уделялось и повышению профессионального уровня преподавательского состава школ ФЗО и училищ. Для этого были созданы центральные курсы повышения квалификации и усовершенствования, на которых мастера и воспитатели изучали вопросы психологии и педагогики.

 На протяжении 1959-1963 годов школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения, созданные по системе ГТР СССР, были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от 1 до 3 лет). Иными словами, школы ФЗО и ремесленные училища, благодаря которым Советский Союз смог справиться с разрухой в послевоенные годы, были полностью ликвидированы, а на смену системе трудовых резервов пришла система профессионально-технического образования.

 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: 1960 - 1990 ГОДА

 В 1969 году началось преобразование профтехучилищ в средне-профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые специализировались на подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием на базе 8 классов. В последующие годы, наряду с техническими училищами, которые за 1 - 1,5 года на базе полного среднего образования давали высокую подготовку по выбранной специальности, средне-профессиональные учебные заведения стали основным типом профессиональных образовательных учреждений.

 Ориентация на профессионально-технические учреждения со средним образованием предполагала поэтапный переход от подготовки узкоспециализированных рабочих к выпуску квалифицированных специалистов широкого профиля. Однако реформа образования, объявленная в 1984 году, совпала с непростым переходным периодом в политической и социально-экономической сфере. Поэтому в 80-90 годы профессиональное образование сначала пережило тяжелый кризис, а затем были начаты поиски новых форм обучения, соответствующие зарождающимся рыночным социально-экономическим отношениям.

 В 1980 Положением о профессионально-технических учебных заведениях СССР учреждены два типа дневных ПТУ: средние с 3-4-летним сроком обучения и училища массовых профессий со сроком обучения 1-2 года, а также вечерние. В 1980 4026 средних ПТУ (более чем с 2 млн. учащихся) готовили рабочих по 926 профессиям.

 Сколько учатся в училище. В наше время ПТУ фактически не осталось. Получить рабочую специальность можно в техникуме или колледже. Продолжительность обучения по таким направлениям (плиточник, маляр-штукатур, электромонтёр и пр.) составляет 3 года после 9-го класса или 1-2 года после 11-го.

 Многие, кто учился в СССР, помнят такие учебные заведения как профессионально-технические училища.

 Их в каждом, даже небольшом городке, было по несколько.

 Обычно после восьмого класса (а в Советском Союзе была десятилетка) часть учеников уходили в ПТУ.

 Кто уходил:

 - слабо успевающие, которым не светило поступление в ВУЗ после окончания школы;

 - желающие получить на всякий случай хорошую специальность, а уже потом поступать в институт или университет;

 - ребята из рабочих династий, которые решали продолжать дело своих отцов и дедов. Особенно это было распространено в тех городах, где располагались промышленные предприятия с именем. Например: «Уралмаш», «ДнепроГЭС», «АвтоВАЗ» и т.д.

 В ПТУ обучали специальностям, которые были востребованы в данном городе, на предприятиях города, а также востребованные везде и всегда: токарь, слесарь, автослесарь, крановщик, сантехник, экскаваторщик и т.д.

 Над многими ПТУ шефствовали заводы и фабрики, заранее профессионально ориентируя учеников на будущую работу.

 Вы помните, чтобы выпускник ПТУ при такой организации остался безработным? Лично я – нет.

 Многие, добившиеся успехов в рабочих специальностях, по направлениям предприятий заочно поступали в профильные ВУЗы.

 А какое подспорье было нашей армии, когда призывников направляли, по возможности, служить там, где их профессия пригодится. Молодой человек и в армии отслужит, и профессиональные навыки доведет до совершенства. Или, как минимум, достигнет новых высот.

 Кому мешала подобная система? Не знаю.

 Разобраться сейчас в профессиональном образовании этого уровня невозможно. Колледжи, техникумы, лицеи, учебные центры… Платные и бесплатные…

 Что получилось? Квалифицированных рабочих рук не хватает. Работу найти сложно. Профориентация практически утеряна.

 А на службу в армию приходят люди без всяких навыков.

 Очень жаль.

               
 P.S. Рабочий класс, пролетариат не нужен, его боится власть...ЛЕНИН-СТАЛИН-ПРОЛЕТАРИАТ!!!