Чайка смело пролетела...

Ваша Лена
Светлой памяти моей мамы.



И опять по нашему местному русскоязычному радио передавали очередной концерт по заявкам. Звонят, в основном, старенькие бабули и дедули, мечтающие услышать песни своей юности, а то и просто поболтать с обаятельной и душевной ведущей на родном языке.

В этот раз я включила радио поздно, передача уже заканчивалась и на последних ее минутах звучали заключительные аккорды какого-то вальса. Точнее, песни в ритме вальса.

Кто-то сказал, что не столько визуальные ощущения, сколько слуховые - способны так оживить и всколыхнуть память, что далекое прошлое прояснится до мельчайших деталей и оттенков.

Музыка, голос, смех, какие-то интонации, которые давным-давно забылись в памяти, покрывшись слоем других впечатлений и событий - оживут с необыкновенной четкостью.

И я вспомнила рассказ мамы и как будто услышала ее голос.

...Перед войной в одной из воронежских школ готовился большой концерт к празднику седьмого ноября. Шла репетиция и девочка-солистка - в синей плиссированной юбочке, белой кофточке, в пионерском галстуке и двумя косичками - вдохновенно пела красивую лирическую песню. Хор старательно помогал ей повторять куплет. В песне были такие слова:

...Милый в море на просторе, в голубом краю.
 Передай-ка, птица чайка, весточку мою!
 Я страдаю, ожидаю друга своего.
 Пусть он любит, не забудет! Больше ничего.

Директор школы покачал головой и сказал молоденькой учительнице музыки:

- Вы не находите, что это просто смешно? Такая песня из уст маленькой девочки?

- Не нахожу! - мгновенно отозвалась учительница, не сводя восторженных глаз со сцены. - У девочки сильнейший голос и идеальный музыкальный слух, уже сейчас можно сказать, что она будет обладать чистейшим колоратурным сопрано.

...Верь, мой сокол: ты далеко, но любовь со мной.
 Будь спокоен, милый воин, мой моряк родной!
 Чайка взвИлась, покружилась, унеслась стрелой,
 В море тает, улетает мой конверт живой.

Директор пожал плечами и удалился, чему-то посмеиваясь, а юная учительница музыки захлопала в ладоши и закричала:

- Отлично, отлично! Еще раз сначала, последний! Аккомпаниатор, прошу вас!

Девочка, конечно, волновалась, особенно, когда увидела полный зал, но выступление прошло под аплодисменты, и счастливая учительница музыки раскланивалась вместе с маленькими артистами.

Этот концерт и этот вечер запомнился девочке на всю жизнь. Потом была война и много чего пережито такого, что музыка ушла на второй, а, точнее, на десятый план.

Девочке не пришлось учиться пению и нотам, но пела она всегда. Природа поставила ей голос и выросшая девочка умела петь не просто шлягеры, но и оперные партии, и арии из оперетт, и неаполитанские песенки - все, что слышала, она пела, причем, могла вести и вторую партию ( втОрить).

Песню про чайку девочка ( моя мама) пела так часто, что я без труда подобрала ее на пианино и часто наигрывала, стараясь украсить как можно более богатыми и разнообразными аккордами. Мамина несбыточная мечта (научиться играть на пианино) воплотилась во мне, а вот ее голос - удивительно артистически-красивый и выразительный - не передался больше никому в нашей семье.

Песню про чайку ( композитор Милютин, слова Лебедева-Кумача, из кинофильма "Моряки") я не слышала много-много лет. С тех пор, как уехала из родных краев - точно. И как же приятно было услышать ее - сейчас забытую, а мне бесконечно дорогую - вдруг, неожиданно, по радио. Интересно, кто попросил ее передать?

Сейчас я думаю - директор школы был неправ. Только ребенок со своим воображением, уровнем мышления и фантазии - мог искренне поверить в то, что говорилось в песне. Что чайка способна была услышать просьбу девушки и улететь далеко в море, чтобы разыскать моряка, которого любила девушка и передать ему ее слова о любви.

...Чайка смело пролетела над седой волной,
Окунулась и вернулась, вьется надо мной.
Ну-ка, чайка, отвечай-ка, друг ты или нет?
Ты возьми-ка отнеси-ка милому привет.


Я нашла эту песню в интернете и слушаю ее с грустью и восхищением.

Великая вещь - возможность вернуться в далекие годы и вспомнить дорогих и близких. Которых уже нет в этой жизни, но которые навсегда живут в памяти.

Даю ссылку на запись этой песни ( поет Бибигуль Тулегенова)  http://u.to/aG-yHw