Зачем Бог создал человека

Игорь Устичев
              Этот вопрос занимал умы всех религий со времен Адама и Евы. Традиционно, Православное священство отвечает на него только так и никак иначе: Бог создал человека, ради любви, ибо не мог пребывать Сам в Себе, не разделяя любовь с кем-то. Свойство любви и добра заключается в том, что они неизбежно должны на кого-то изливаться. Поэтому Бог создал Адама (человека), чтобы разделить с ним Божественную любовь и добро. Иных альтернативных точек зрения нам найти не удалось, по крайне мере, в открытых источниках. Есть, правда, попытки объяснить создание человека через призму современных полунаучных представлений, как, например, доктрина Синтропизма (махровая смесь язычества, манихейства, гностицизма, физики, астрономия, астрологии, математики и Бог весь еще чего): «Бог создал человека чтобы многомерный и сложный разум – настоящим носителем которого является наша душа, имел возможность жить как живое существо, получать впечатления и развиваться в идеальных для жизни трех измерениях». Но комментировать эти бредовые фантазии "лжеименного разума" (1Тим.6:20) мы не будем. Справедливости ради, нужно отметить, что до последнего времени, мы также склонялись к точке зрения современной богословской науки. Очевидно потому, что никакого другого объяснения создания человека она не предлагает. Но, при внимательном изучении Священного Писания, наша позиция изменилась кардинальным образом. Ее мы и предложим на суд читателю.
                Православные догматы, выработанные и принятые Церковью на протяжении более чем двух тысяч лет, однозначно указывают на безначальность и бесконечность Бога, которые являются Его непреложными свойствами. Другими словами, Бог существовал всегда и везде, и не было времени и места, когда и где Его бы не было. Бог Сам Творец и времени, и места, и поэтому находится вне этих понятий, как горшечник находится вне горшка. Это все, что нам нужно знать на данном этапе исследования. Одним из важнейших свойств Творца являются любовь и добро. Само понятие этих слов, включается в себя динамизм и огромный потенциал, пребывающий в Боге в латентном состоянии. Так было до начала творения. Однако, добро и любовь являются таковыми только в действии, когда они смогут проявляться во вне и быть познанными. Вне проявления или действия они остаются непостижимыми. В силу внутренней природы любви, Бог не желал «хранить» ее в Себе, и в силу Своей Божественной сущности решил излить ее на разумные существа. Однако в начале их не было. В начале вообще ничего не было. Ради эманации любви, Господь создает   Ангельский мир. Его главная задача была разделение Божественной любви и восхваление Бога, даровавшего такое благо. Ангельский мир был создан намного раньше Вселенной, звезд, солнечной системы и всего видимого мира. Об этом свидетельствует Сам Господь: «Когда (сотворены) были звезды, восхвалили Меня громовым голосом все ангелы Мои» (Иов.38:4). Св. Григорий Богослов пишет: "Для Благости недостаточно было упражняться только в созерцании Самой Себя, а нужно было, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше, то Бог измышляет сначала ангельские и небесные Силы". Итак, святоотеческое учение и Священное Писание со всей ясностью свидетельствуют, что Ангельский мир был создан для разделения Божественной любви и славословия Бога. Поэтому создание человека только ради повторения того же, что делали ангелы, т.е. разделения любви и восхваление Бога, выглядело бы непонятным. Получается, Бог решил, что для разделения с Ним любви  ангелов недостаточно и ради этого сотворил еще и человека. Такое даже помыслить невозможно в отношении Божества, чтобы не впасть в богохульство. Православная Ангелология учит об ангелах, как о служебных духах, цель которых сослужение Богу при Домостроительстве Вселенной и попечения о ней. Так оно и есть. Эти функции были в них заложены от создания, но до определенного времени находились в латентном состоянии, из которого проявились в действии при следующих обстоятельствах. Как мы уже показали, главной целью создания Ангельского мира было разделение Божественный любви и восхваление Творца: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (Ис.6:3), - воспевают Херувимы и Серафимы в видении пророка Исайи. Такая радость на Небесах продолжалась до падения Люцифера. Об этом событии планетарного масштаба и его причинах мы подробно писали в работе «Падение Люцифера» и интересующиеся могут к ней обратиться. После того, как Ангел Света за восстание против Бога был низвергнут с Неба, он превратился в сатану, а падшие вместе с ним ангелы в аггелов или бесов. С этого времени вселенская история начинает развиваться совершенного в ином плане. Появляется новая цель Божественного Домостроительства, а значит и новые задачи у ангелов. Дьявол вступает в непримиримое противоборство с Богом за понесенное поражение и унижение. Его первоначальной задачей не было уничтожение человека, поскольку и самого человека не было. Его целью была борьба против Бога и ангелов. Бог знает и предвидит все и всегда. Падение Люцифера, равно как и грехопадение человека, также были предусмотрены планом Божественной Премудрости, ибо через это падение станет еще краше Вселенная, будет возвеличен Бог и умножена любовь, разделение которой с разумными существами было изначальной целью творения. Возникает закономерный вопрос: зачем Бог вообще ведет войну с дьяволом? Разве не в Его власти уничтожить сатану и всех бесов одним мановением мысли, ибо Он их Творец, и в Его власти уничтожить Собственное творение? Ответ лежит в свойствах Бога. Если допустить подобный исход дела, то это значит признать несколько неприемлемых положений. Во-первых, – Бог, уничтожая дьявола и его аггелов, расписывается в том, что ошибся при их создании, в неспособности предвидеть восстание сатаны, в уничтожении от бессилия собственного творения. Кроме того, с уничтожением мира падших аггелов встает вопрос о существовании мира ангелов Божиих, ибо и те, и другие являются творением единого ангельского мира, а значит единосущны по природе. Поэтому, уничтожение части единой природы затрагивает и всю природу, делает ее ущербной и неполноценной. Как, например, любая операция по удалению какого-то органа или тканей у человека, делает весь его организм уже неполноценным. Следовательно, уничтожение сатаны и бесов невозможно в силу Божественной Сущности Творца. Во-вторых, – прекращение бытия дьявольского мира и ада было бы воспринято как поражение Бога в войне с сатаной. Он мог бы предъявить Богу такое обвинение: «Ты Меня уничтожаешь, пользуясь тем, что бесконечно сильнее меня, а не потому, что я был неправ. Ты действуешь не по правде, а по силе, нарушая собственный Закон о силе в правде». Естественно, что и в силу этих причин Бог не желает уничтожение противника Своей силой, ибо дьявол не может победить ни при каких обстоятельствах. Возникает вопрос дальнейших шагов Промысла Божьего для разрешения дилеммы. И тогда Творец приступает к реализации Своего главного принципа: «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9). Он решает сотворить человека по образу и подобию Своему. Во времена Средневековья слуга рыцаря нес на своем плаще изображение герба господина, чтобы все узнавали, кто его господин. Воины несли отличительные знаки властелина, как знаки принадлежности ему. Победа войска в бою означала победу господина. Именно поэтому в истории можно встретить такие выражения как: «Король Ричард разбил сарацин» или «Император Константин разгромил Макценсия» и т.п. Очевидно, что не сам король или император выиграли сражения, а их войско, но победа приписывается господину. Поэтому, неся в себе образ и подобие Божие, как герб Властелина, человек становится воином Творца на поле брани с дьяволом. Но в отличии от короля, Бог победу целиком и полностью отдает человеку, что еще больше посрамляет сатану! Господь, создавая Адама, преследуя несколько целей. Во-первых – человек, как несравненно немощнейшее существо по сравнению с дьяволом, вступая с ним в войну и побеждая его, унижает дьявольскую гордыню – причину его падения, и тем самым не только срамит весь бесовский мир, но и лишает сатану возможности обвинить Бога в своем поражении, поскольку потерпел его от руки слабейшего. Этот позор и унижение страшнее для дьявола, чем прямое уничтожение Силой Божьей.  Во-вторых – создание человека предваряет Боговоплощение Христа, Его победу над смертью и возвышение твари до чести Сына Божьего по обетованию. Этим еще раз поражается дьявол и его гордыня, поскольку он будет  вечно наблюдать с глубин преисподней, как человек, сотворенный из праха земного, не будучи ангелом, каковым был ранее Люцифер, сподобляется великой чести сидеть по правую руку Отца. А такой чести лишены и Ангелы Божии и, тем более, сатана с аггелами его. Это вечное жало в плоть дьявола, его заушение, оплевание и посрамление. Здесь, несколько отвлекаясь от темы, необходимо отметить, что вопрос о Боговоплощении был решен на предвечном совете Святой Троицы еще задолго до создания мира. В-третьих, – воскрешение человека через спасительную Жертву Сына Божьего возводит Божественную любовь, ради разделения которой все и начиналось, на совершенно иной уровень: насколько сын выше слуги, настолько человек выше ангела. Разбирать остальные сокрытые причины в деле сотворения человека мы и не можем, и не будем, чтобы «рука грешнича не коснулась святыни Господней». Таким образом, становится очевидным, что главной целью создания человека было не разделения с ним любви Божьей, а поражение им дьявола и слуг его, что намного выше простого славословия и восхваления Создателя, ибо человек обретает венцы, которые без брани невозможны. Его сражение с сатаной и победа над ним – высшее проявление Божественной любви, не доступное даже ангелам. Задачей Ангельского мира становится  помощь человеку в его брани с дьяволом. В этом и  проявляется их роль как служебных духов. Поэтому св. отцы и учат: нет человека, который не мечтал бы стать ангелом, и нет ангела, который не мечтал бы стать человеком. Под реализацию этого, как нам представляется, главного Промысла Бога о человеке, творится и весь видимый мир. Св. Климент Александрийский в своем труде "Педагог" пишет: "Без людей Бог не создавал бы и тех вещей, которые Он сотворил ради людей". Он создается ради человека и для человека, чтобы обеспечить его победу над дьяволом. Помимо прочего, в день Второго Пришествия Христа, когда сатана с бесами и грешниками будут окончательно низвержены во все мыслимые и немыслимые глубины ада под землю, человек оправданный, обновленный, воскресший будет ногами попирать прах, в глубинах которого мучается от унижения и злобы дьявол. Он низверг Ветхого Адама на землю, а Новый Адам будет попирать землю, в которую будет навсегда низвержен дьявол. В этом проявиться и торжество Бога, и сила Его Божественной любви. Есть еще один важный аспект в этом вопросе. Согласно учению св. Иринея Лионского, его теории рекапитуляции, Адам был создан "душою живою" после того, как Бог вдохнул в него. Бессмертие первого Адама в раю обеспечивалось дыханием Бога, к которому он был причастен от создания. Адам дышал Богом и этим жил. Он нуждался в этом дыхании, как мы в воздухе. Новый Адам, которого через Себя воскресил Христос, уже не нуждается в дыхании Бога. Он приобщается к Божеству через воскресение Сына. Это становится возможным в силу победы Христа над смертью, а человека над дьяволом. Ветхий Адам не боролся с дьяволом, а значит и не награждался венцом славы, не уподоблялся Отцу через Сына. Таким образом, мы приходим к тому, что создавая человека, Бог преследовал две цели: победу над дьяволом и почтением человека как Своего образа и подобия, усыновление Отцу через Сына. Св. Ириней Лионский пишет: "Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец", каковым был первый Адам  только что получившим бытие, а Адам в Царствии Небесном был уже в силе: "мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13), ибо воскрес со Христом, Который, как учит св. отец: "проживает в Своей жизни все основные возрасты человека, чтобы спасти нас в каждом из них". Бог из праха сотворил человека, а Христос из человека создал бога, - следует из учения  великого отца Церкви. Наше понимание вопроса, находит подтверждение у св. Иринея Лионского - основоположника Православного вероучения, который в своей работе "Против ересей" писал: "Надлежало, чтобы прежде явилась природа, а потом смертное было побеждено и поглощено бессмертием", а победа над смертью и есть победа над грехом, а значит и над дьяволом, ради чего и был сотворен человек.