Тяжёлая ноша-2

Аля Хатько
   
Глава 1 Судьбоносная встреча

Тяжело переживала утрату матери Даша. Ведь она осталась теперь одна на чужой сторонке. Некому было сказать ей доброе слово. Единственный родной человек – сестра Маша была далеко и у неё совершенно другие заботы. На похороны матери она приехала и вместе с Дашей пролила немало слёз. Но что дальше делать Даше она не могла дать никакого совета, кроме, как пообещала чаще писать письма.
Станислав также переживал потерю любимой жены. После похорон он, оставшись наедине с падчерицей сказал:
- Даша, ты за это время стала для меня родной и поэтому не переживай, что у тебя никого не осталось тут. Я был и буду для тебя отцом. А, если на твоём пути встретиться человек, который предложит тебе руку и сердце, то я сделаю всё возможное, чтобы обеспечить тебя приданным. Теперь, когда мы остались с тобой вдвоём, забот и у тебя, и у меня по дому значительно прибавиться. Я не могу злоупотреблять и заставлять тебя работать не покладая рук. Просто первое время помоги мне, а потом я возьму себя в руки и скорее всего, придётся в дом взять работницу.
- Хорошо, дядя Стас, я постараюсь не подвести вас, - тихо сказала Даша.
И она не подвела. Практически всю домашняя работа, уход за коровами, прополка огорода теперь лежала на её хрупких девичьих плечах. А тут почти ежедневно к ним повадилась снова ходить Верка. Она всё охала да ахала, что Даше тяжело очень справляться с таким большим хозяйством. Частенько и она закатывала рукава и помогала девушке пропалывать грядки, а иногда и коров подоить, и с молоком управиться. И это всё делалось пока Стас находился в поле, занимаясь посевом или уходом за посевами, или работал на сенокосе.
Когда мужчина усталый и озабоченный приходил поздно вечером домой, его ждал приготовленный ужин.
- Когда же ты, Даша, всё успеваешь? – удивлённо спрашивал мужчина. А Даша отвечала, что тётя Вера приходила и помогала. Ничего на это не отвечал Станислав только про себя думал, что скорее всего это Верка подготавливает почву для себя, чтобы перебраться к нему в тёплую кровать на зиму. Так и случилось. Не постеснялась Верка сжить со свету Ольгу, не постеснялась приворожить и её мужа. Знала она разные штучки. Вот и добавила в молоко, которое принесла как-то своим соседям, порошок из семи ингредиентов, которое привело к летальному исходу ещё совсем не старую женщину. А теперь вот понемногу начала приворотного зелья подсыпать и Стасику. С Дашей пока что не решила, что делать. Девка работящая. Вон как ловко управляется с хозяйством. Пусть пока что помогает Стасику. А потом, когда она сама займёт место хозяйки в его доме, вот тогда и подумает, что с ней делать.
Но судьба распорядилась сама, не стала дожидаться, чтобы и невинную девушку эта змея подколодная со свету сжила. Как-то работала Даша на лугу и ворошила сено. Об этом попросил её Станислав. Обычно с этим делом управлялся он сам, но на сей раз что-то у него не получилось. Даша с удовольствием направилась на луг. Погода стояла прекрасная. Она и сама не заметила, как сначала тихо, а затем во весь голос завела грустную песню. Эта песня было о несчастной женской доле. Отдали молодую красивую девушку за старика, у которого много денег было. Заставлял старик любить себя, а молодой девушке хотелось, чтобы её любил молодой и красивый парень. Эту песню Даша слышала, будучи совсем ребёнком от своей бабушки. Они с Машей схватывали на ходу слова и часто не понимая значения слов, просто пели, играя. А теперь вот вспомнилась она девушке. Она и не заметила, что немного поодаль остановился незнакомый всадник и, не слезая с лошади, просто молча слушал пение. Когда она закончила свою грустную мелодию, мужчина спешился и подошёл к Даше:
- Здравствуй, краса-девица!
Даша испугалась и прижала руки к груди, молча уставившись своими синими глазами на незнакомца.
- Ну, чего так испугалась? Не трону я тебя, не бойся. Ты чья будешь?
- Ничья….То есть я Станислава падчерица.
- Это какого Станислава?
- Хмелевского.
- Это у него жена недавно умерла?
- Да.
- Кто-нибудь из родных у тебя есть?
- Тут у меня никого нет, - смахнула непрошенную слезу девушка.
- И мужа у тебя нет? – всё так же строго допрашивал мужчина.
Даша опустила голову и отрицательно покрутила ею.
- Тогда о тебе я доложу своему хозяину, - сказал мужчина и, не простившись, пришпорил лошадь, ускакал от девушки.
 Даша закончила работу и, озадаченная словами незнакомого мужчины, направилась к дому. А там её уже поджидала Верка.
- Где же ты пропадаешь? Скоро обед, а у тебя ничего не готово. Чем дядю Стаса кормить будешь? – расспрашивала совсем по-хозяйски женщина.
- Ой, не знаю. Много работы на лугу у меня было, - расстроено говорила Даша, а сама не знала за что схватиться.
- Ладно, я тут огурцов принесла, несколько, поспели на грядке. А ты покроши и сметанкой заправь, вот и будет скромный обед на скорую руку.
- Спасибо вам, тётя Вера. Я бы честно не знала, чем кормить хозяина.
- Да и молочка с погреба холодненького принеси.
Пока Даша в погреб ходила, Верка время зря не теряла, а что-то там руками над обедом помахала, пошептала, улыбнулась и присела в сторонке, как ни в чём не бывало.
 Даша не удержалась и рассказала соседке о странной встрече на лугу с незнакомым мужчиной и странном разговоре.
 Женщина задумалась, но на ум ничего не приходило, и она просто махнула рукой:
- Ой, мало ли кого гоняет по белу свету. Увидел старый молодую, красивую девушку вот и решил глаза свои покормить. Ладно, побежала я к себе. Работы невпроворот, а я тут засиделась.
Она словно знала, что Станислав в это время подъедет к дому и лоб в лоб столкнётся с ней.
- Ой, Стасик! Добрый день! А я тут к Даше на минутку забежала, огурчиков ей свеженьких принесла. Сама-то домой спешу и не спрашиваю у тебя, как дела?
- Спасибо, соседушка! Ты бы выбрала денёк, когда времени у тебя больше, вот и поговорили бы, - как-то совсем ласково заговорил Стас. Но Вера махнула подолом и скрылась за углом дома.
- Даша, ты так быстро управилась? – удивился Станислав. – Даже и стол для меня накрыла. Хорошая жена кому-то попадётся, работящая.
- Дядя Станислав, это мне тётя Вера помогла, подсказала, как на скорую руку обед приготовить. Вот и огурцов молоденьких принесла.
- А, как ты, Даша, думаешь, Вера хорошей женой была бы для меня?
Даша покраснела и молча опустила голову. Ей обидно стала за мать. Ведь полгода всего лишь прошло, а дядя Станислав думает уже о женитьбе.
- Я не знаю, - тихо ответила девушка. - Вы уж сами с ней разбирайтесь, - сказала и выскользнула за дверь.
- Зря я затеял с ней этот разговор, - вздохнул мужчина. Присел к столу и с большим аппетитом съел приготовленный Дашей обед, выпил молоко. Хотя дел у него было много, но его очень на сон потянуло, будто и не спал он, как минимум сутки.
- Да ладно, ничего не случится, если я полчасика подремлю, - подумал Стас и прилёг на свою кровать. Не успел толком и глаза свести, как появилась Ольга, покойная жена. Она прилегла с ним рядом, обняла крепко и зашептала в самое ухо:
- Женись на Верке, Стасик. Любит она тебя. Вот и меня ради тебя на тот свет сжила. Но я не в обиде. Мне тут хорошо. С мужем со своим Иваном встретилась. Только вот не допусти, чтобы дочь мою Дашу она обидела. Дай слово мне, что оберегать её, как свою родную будешь.
- Даю слово, Оленька. Ты же знаешь, что тяжело мне одному хозяйство тянуть. Вот и задумался прежде срока жениться.
- Говорю же – женись! Только помни, что слово мне дал.
Стас открыл глаза и огляделся. На кровати лежал он один.
- Оля! – тихо позвал мужчина.
У окна, задев крылом оконную раму, пролетела ласточка.
- Улетела ласточка моя, дала мне разрешение и улетела, -не сказала только, а будет мне с ней, с Веркой, счастье?
Прошло десять дней после Дашиной встречи на лугу и как-то вечером у дома Станислава остановилась бричка. Из неё вылез тот самый мужчина, который задавал вопросы Даше.
- Эй, хозяин! – зычным голосом выкрикнул незваный гость.
Станислав вышел из сарая и подойдя к гостю, стянул с головы кепку и, слегка поклонившись, промолвил:
- Гостям всегда рады. Доброго и вам вечера.
- Вечер добрый! – ответил гость.
- Чем могу быть полезен? – спросил Станислав, - внимательно наблюдая за выражением лица гостя.
- Надеюсь, что ты знаешь, с кем имеешь честь разговаривать? – спросил приезжий.
- Наслышан, что в наших краях появился пан из Польши. А вы его управляющий, что ли?
- Так и есть. Я - Тадеуш Вороневский.
- Чем могу быть полезен вам или вашему пану?
- Наслышан я, что проживает с вами падчерица. Теперь, когда её мать умерла, тебе не с руки её содержать. Вот я и прибыл по поручению своего хозяина пригласить её к нам в поместье. У нас как раз свободно место горничной.
Станислав растерялся и сразу не нашёлся, как ответить этому незваному гостю.
- Не знаю, справится ли Даша с такой должностью. Не знакома она с такими тонкостями в обслуживании ясновельможных панов.
-Ничего, там есть кому учить. Главное, чтобы девушка работящей и честной была.
-Ну, этого у неё не отнять, - с гордостью вымолвил Станислав. – А вот захочет ли она сама покинуть мой дом, это мы у неё и спросим. – Даша! Выйди на минуту во двор, - громко крикнул хозяин.
Девушка вскоре появилась во дворе, вытирая руки и передник. Он тотчас узнала мужчину, которого встретила на лугу и испуганно уставилась на него, забыв даже поздороваться.
- Даша, поздоровайся с нашим гостем, - сказал Стас.
- Добрый вечер, - покраснела девушка.
- Как и обещал, я поговорил со своим хозяином, и он согласен взять тебя, девушка, в свои покои на работу горничной, - как будто этот вопрос уже давно решёный сказал Тадеуш.
-Кккак…..кккак…..откуда вы знаете Дашу? – заикаясь и глядя то на Дашу, то на управляющего, спрашивал Станислав. – Пппочему…яяя ничего не знаю, Даша?
-Тттттак иии яяянне знаю, - так же заикаясь ответила девушка.
- Ой, да ладно вам тут отношения выяснять. Если ты, девушка согласна работать у пана, то завтра утром прибудешь в хозяйское поместье.
-А аа, жить, где я буду? – всё-таки спросил девушка.
- Ну, там и договоритесь с паном обо всём. Поняла? Завтра утром ты должна быть у него.
- А, если девушка не согласится? – спросил Стас.
Тадеуш громко засмеялся и взмахнул кнутом в воздухе так, что раздался не только свист, но и громкий щелчок, как выстрел.
- Ещё не нашёлся тот человек, который смог отказаться от такой милости, - сказал управляющий, и вскочил в свою бричку, даже не простившись.
- Ну, что, Дашенька, делать-то будем? – обнял девушку за плечи отчим.
- Я пойду туда, дядя Стас. Вам надо устраивать свою жизнь, а мне свою.
-Твоё решение, Даша, закон для меня. Только помни, девочка, что дверь моего дома всегда будет открыта для тебя. И, чтобы не случилось, я протяну тебе руку помощи.
- Спасибо, отец! – сказала Даша, сама, не понимая, как это у неё получилось.
А утром чуть свет она уже стояла у ворот нового обустроенного поместья.

продолжениеhttp://proza.ru/2023/09/15/219