Будем как рыбки?

Павел Тюменцев
– Пап, а почему одну и ту же рекламу нам повторяют много-премного раз? Они что думают, что мы рыбки?
– Почему же сразу рыбки?
– Ну, у рыб память короткая.
– Это скорее миф. Думаю, они просто не запоминают бесполезную для них информацию.
– А как они понимают, какая информация полезная, а какая нет?
– Надо спросить у них.
– Ну ладно, спрошу. А нам-то, зачем одно и то же сотни раз повторяют? Неужели кто-то ещё не запомнил?
– Мы «старички» уже много информации через себя пропустили. Это у вас молодых память хорошая, «жёсткий диск» ещё не заполнен, а наша память уже переполнена и что-то новое пишется в неё поверх старого, при этом качество записи сильно страдает.
– Так значит рекламу для вас «старичков» так часто повторяют?
– Если серьёзно, то оптом товары дешевле чем в розницу, то же самое и с рекламой. К тому же, если выкупить всё рекламное время, то его не останется для конкурентов. Это неправильно конечно, но об этом сейчас мало кто задумывается.
– Так значит память тут не причём?! Опять за прибылью гонятся!? Это же аморально!
– Ну вот, сам же понимаешь, а спрашиваешь…
– Я не понимаю, почему это работает. Почему покупают сильно разрекламированные товары, они ведь дороже, в том числе из-за рекламной наценки? Ну, то есть покупатели сами способствуют тому, чтобы рекламы становилось больше, оплачивая её через покупку разрекламированных товаров. Они что этого не понимают?
– Ну, видишь ли, людям кажется, что рекламируемые товары качественнее. Это происходит из-за существования некачественных товаров, продающихся только за счёт того, что покупатель не знает что берёт, а когда слух о низком качестве этого товара расходится, производитель меняет название, ассортимент, и всё повторяется. Вот люди и решили, что рекламируемые товары более-менее нормальные, а сильно разрекламированные наверно сильно лучше.
– А на самом деле?
– Всякое бывает. Впрочем, реально хорошему товару «мощная» реклама может потребоваться только пока о нём никто не знает, а потом сработает «сарафанное радио» и надобность в ней отпадёт. Ну а если для активной продажи товара требуется постоянная реклама, то это скорее говорит о его недостатках, нежели достоинствах.
– Интересная мысль…
– Впрочем, высокая цена это тоже недостаток, так что сам товар может быть вполне нормальным, а реклама – это для поддержания более высокой цены. И это работает, причём вложения в рекламу быстрее окупаются, нежели вложения в улучшение качества товара. Вот и предпочитают рекламировать, вместо совершенствования производства. Говорят, что реклама – двигатель прогресса. А выходит что…
– Тормоз? А почему тогда нельзя запретить рекламу?
– Ну не всё так однозначно. В каком-то смысле реклама полезна. Она позволяет продавцу и покупателю найти друг друга. Проблема в том, что рекламу применяют не по назначению. Вопреки названию, реклама практически не раскрывает товар, а если и раскрывает, то только достоинства, и то, зачастую с всякими рекламными хитростями и уловками. Это подрывает честную конкуренцию, а люди перестают верить не только рекламе, но и источникам информации от которых она исходит – ожидают подвох даже там, где его нет.
– Так значит нужно просто устранить эти недостатки, ну, т.е. запретить злоупотребление рекламой и целенаправленный ввод в заблуждение, когда информация может быть понята не так как на самом деле.
– Ну, вот вырастешь, станешь президентом, и запретишь!
– А почему другие до этого не додумались, это же логично?!
– Реклама «разогревает» экономику,  ведь она работает – покупатели тратят больше денег. Ну а то, что она иногда не совсем честная – это в «обществе хитрецов» нормально, не врут же в наглую, слегка хитрят только, ну и ладно. А качество? Сломается – придёт за новым, ещё больше выручка будет.
– Но ведь мы все от этого страдаем! Без честной конкуренции в долгосрочной перспективе мы можем многое потерять. Поощрение нечестных продавцов приводит к исчезновению честных, которые борются за покупателя через высокое качество товара, а не за счёт хитрости.
– Вот и не поощряй нечестных продавцов покупками.
– А как заранее понять, кто честный, а кто нет?
– Честные стараются быть честными во всём, даже в мелочах, хотя производством и рекламой могут заниматься совсем разные люди. Смотри не столько на рекламу, сколько на характеристики товара. Сравнивай срок службы, гарантию, энергопотребление и другие параметры. Ну и развёрнутые отзывы иногда многое могут рассказать.
– Так смотрим, и всё равно где-нибудь да обманут. Не хочу я жить в «обществе хитрецов». Я предпочитаю «Общество Чести»!
– Рад, что ты это понимаешь. Вот только хитрецы и лжецы были, есть, и никуда не денутся. Присоединяться к ним или нет, бороться с ними или смириться – дело каждого, но учитывать их существование и осторожничать, ожидая подвох везде, где только можно, нам всё равно придётся. Таков уж этот мир. Таковы сами люди.