Путешествие из Москвы в Киев - 2023 Окончание

Лидия Мнацаканова
Фото автора: Самолет компании "Уральские авиалинии"

Предыдущая Часть 3 http://proza.ru/2023/09/07/213

               
                ДЕНЬ ОТЪЕЗДА

-  А Савва не придет сегодня? - спрашиваю у внука.
Савва – его верный дружок.
- Нет, я хочу побыть сегодня только с тобой, бабушка. Ты же уезжаешь.  Давай поиграем.

В руках уже держит диванную подушечку, это у нас традиционная игра – бои мягкими вещами. Начинаем с подушечек, потом – что под руку попадет. Только сегодня что-то не идет игра, нет того азарта и куража.

- Может,  в "крестики-нолики"? Шесть на шесть.
- Давай.

Я научила внучка в три года простым незамысловатым играм -  в "дурачка", в шашки, в прятки, в крестики-нолики… Сейчас он перерос их, повзрослел,  больше в телефоне, планшете сидит – дань времени. 

Но мы с ним бережно храним невидимую ниточку, которая связывает наше прошлое и настоящее, нас и нашу дружбу. 

Отвернулась, чтобы скрыть предательски подступающую к глазам горячую влагу.
Ох, уж этот день отъезда!..

- Коли знову тепер
  зустрiнемось ми?
- Я думаю, скоро,
  пiсля вiйни!

Не сговариваясь, весь август, пока я была здесь, никто из нас не говорил о войне.  И слово это не произносили. Совсем. Но оно само напоминает о себе время от времени.

Страшно подумать, мой внук живет в военное время, он знает, как прятаться под звуки тревоги, часто спит в ванной. Под зданием школы - бомбоубежище.

Оба  прадедушки  воевали   во время Отечественной войны за мир в общем Союзе.  Мой отец, защищая Киев,  попал в плен, в концлагерь Бухенвальда. 

Что бы сказали они, будь живы?  Моя мама, пережившая трудовые лагеря в Германии,  нередко  с печалью в голосе повторяла: "Лишь бы не было войны".

Как же мы, наше поколение не смогли уберечь мир?!.. И моя есть в том вина. 

                СЛОВО-ОБЕРЕГ

Теснятся в голове мысли о настоящем и будущем детей,  какая участь ждет их впереди? Какие испытания?..

Играю рассеянно. Крестики-нолики... Смахнула незаметно слезинку.

- Надо же, я снова проиграла!
- О, а сейчас выиграла! – ободряет меня Сережа.
- Э, нет! Так нечестно, ты поддался, - не принимаю я легкой победы.
- Так мы свои!..

 Свои. Надо же так сказать!..
Задумалась.

Вот оно, простое, казалось бы, слово, но какая в нем глубина, какая сила! Слово, рожденное в крови и муках материнских, вот почему оно так дорого.

СВОИ. СЛОВО-ОБЕРЕГ! 

Несмотря на расстояния, оно способно веками  хранить в себе силу рода и чувства живые. Любовь. Нежность, Тоску. Печаль. Сострадание. Милосердие.  Более всего любовь-жалость... По ним мы узнаем своих.

И только пуля войны не различает своих и чужих.

Женщина-мать на Кавказе бросала белый платок между враждующими мужчинами, защищая СВОИХ. 
Пока живо это слово, есть надежда на спасение рода человеческого.
 

На безлюдном безмолвном вокзале мы стоим, прижавшись друг к другу.  Время остановилось. Войны нет!

Есть только  безмерная живая любовь и тесно сплетенные в объятии руки.   
- Спасибо, мама, твой приезд очень важен для всех нас.
- Берегите себя...


Когда считаешь
что не все успел,
жизнь слишком коротка
для добрых дел,
мир лязгает
зубами у лица,
и деньги
застилают
всем глаза

Вспомни о маме!!

Когда решишь,
что в жизни смысла нет,
и смерть сотрет
с песка
последний след,
любовь и верность
устарели и смешны,
все отдано
на милость сатаны

Вспомни о маме!!!*


                БИЛЕТ ПРИШЛОСЬ ПОМЕНЯТЬ


Решено было обратно из Киева ехать на "перекладных"  через Польшу до Калининграда, оттуда самолетом до Москвы.
 
С трудом приобретены билеты. Дорога до российской границы оказалась легче, чем когда  ехала в Киев на маршрутках.

Я не склонна петь дифирамбы зарубежному, но отдаю дань справедливости -  качество рельсового транспорта в Польше мне понравилось.
   
Приятно находиться в эстетически красивом электропоезде. Стеклянные прозрачные перегородки в купе с сидячими местами на шесть человек. За панорамными окнами   мелькают залитые солнцем, живописные виды ухоженных полей, лесных массивов, аккуратные домики с черепичными крышами и зелеными двориками.

Можно легко пройти через весь состав -  двери бесшумно открываются при нажатии кнопки и автоматически закрываются.

 Предусмотрено все до мелочей: места для вещей, педали для ног, отдельные ячейки для мусора и индивидуальная,  рядом с сиденьем,  вентиляция с кондиционером.
 Так и хочется сказать: сделано с заботой о человеке!
 
Услышав украинскую мову, поинтересовалась у молодых людей о цели их поездки.
Девушки из Киева, в Польше учатся и работают. Планируют остаться в этой стране.

- По Киеву скучаете?
- Очень скучаем, но жить хотим в Польше.
- И много таких, как Вы?
- В основном, все, кто может, уехали или хотят уехать.
- А кто будет восстанавливать Украину?..
-  ?..

На российском таможенном пункте  произошла не запланированная задержка. Из автобуса  вызывали людей с украинскими паспортами, видимо, для бесед, или проверок. Они подолгу не возвращались.
    
Я и другие пассажиры, кто торопился на самолет, начали нервничать. Опаздывали не только на последний автобус в аэропорт, пару человек уже не успевали  на регистрацию.

 У меня оставался небольшой запас времени, но учитывая непредсказуемость обстановки, я постаралась онлайн поменять билет на  более позднее  время. 

Если бы  могла знать, какая опасность меня подстерегает в небе, я бы, наверное, пошла в Москву  пешком.

                НА ВЗЛЕТЕ

Ночь, самолет Калининград-Москва  оторвался от земли и стал набирать высоту.
У меня место в самом "хвосте".  Лететь не так долго, 2 часа 40 минут.

Полеты я обычно переношу нормально. Расслабилась и закрыла глаза, надеясь уснуть.  Но не тут-то было.   Вскоре началось странное потряхивание салона, периодически усиливаясь.  "Видно, я никогда не сидела в хвостовой части, и это естественно", - мелькнула мысль.
 
Однако  зеленый огонек табло  "пристегнуть ремни" подозрительно продолжал гореть, хотя  по идее мы уже должны были набрать высоту.

И тут  голос командира самолета предупредил:
- Всем оставаться на местах с   пристегнутыми ремнями. Без особой необходимости не вставать.

Стало понятно: ситуация неординарная. Что-то произошло...

Надо набраться терпения и просто ждать посадки.   
 
Самолет  нередко  проваливался в воздушные ямы, похоже было, что мы летим не на  автопилоте.

Стали явно ощущаться проблемы с вентиляцией. Кондиционер не работал совсем.

В салоне самолета, едва освещенном,  становилось все более душно и жарко,  это  усиливало  тревожное настроение в ночи. 
 
                КРЕСТИК В ЛАДОНИ


На огромный самолет всего два стюарта, девушка и парень, и все время находятся у себя за шторкой, хотя люди в самолете, явно, нервничают. Просят пить, возмущаются  плохим, точнее, никаким сервисом. В маленьких бумажных стаканчиках обычная теплая вода.

Впереди заплакали дети. Несмотря на предупреждение, в проходе возле туалета толпятся люди, жалуются на укачивание, кого-то рвёт. 

Я держу в руках телефон и считаю минуты до приземления. По времени пора.

Голос из динамика прозвучал как приговор:
-   Аэропорт Домодедово не принимает. Через полчаса будем запрашивать Шереметьево. Это время самолет находится в воздухе. Всем оставаться на местах.

В сумке наощупь я нахожу маленький деревянный крестик – подарок внука, сделанный своими руками.  Удивилась тогда тонкой, почти ювелирной  работе.
- Внучек, как тебе удалось сделать это маленькое чудо? 

- Мне мама немного помогла.
- Я ведь только идею подсказала, - с улыбкой говорит невестка.
 
Крестик поместился в левой ладони, ближе к сердцу. 
Господи, спаси и сохрани меня, грешную!.. 

                ВРАЧ ОТ БОГА

Как же медленно движется в небе Время!
 
Обстановка в самолете становится все тяжелее от испарений.
Жарко. Душно. 

Чувствуется сильная нехватка кислорода.
 
А из динамика каждые 30 минут раздается голос командира самолета с просьбой не вставать с мест, не паниковать!

Посадку по-прежнему ни один аэропорт Москвы не разрешает.

В иллюминаторе видно, как под наклоном крыла  совсем близко горят огни города, потом исчезают, и снова вспыхивают.
 
Причина, почему мы не можем  долго приземлиться, не известна. И это сильно напрягает, вызывает домыслы. 

- Самолет сбрасывает горючее, чтобы не возник пожар, - приходит к выводу женщина,  сидящая в кресле  со мной рядом. – Будет экстренная посадка. Господи, зачем я только полетела?!.
 
- А я поменяла билет, - говорю с досадой.
 
О детях, близких стараюсь не думать, чтобы не расстраиваться.  Надо держаться и экономить силы. Все будет хорошо! 

Соседка  все говорит и говорит, ей так легче переносить возникшее беспокойство.
 
- Вот, видимо из-за плохой вентиляции умер в самолете муж певицы Гурцкой, - делает она еще одно заключение. -   Молодой еще был, на здоровье не жаловался.

Недавно ребенок при полете из Сочи перестал дышать, еле спасли. Самолеты нечем ремонтировать, из-за санкций нет запчастей, они не обслуживаются. Так и летаем на неисправных, о людях не думают. Всему виной война, а мы должны терпеть, страдать. За что нам такое?!.

Уже около трех часов кружим над Москвой.

Запертые в металлическую капсулу, из которой, при всем желании, пока нет выхода. Как встретит нас земля?    Хорошо, что я побывала на родине.

Это были последние мои мысли. В какой-то момент показалось, что слышу и вижу все словно сквозь толщу зеленоватой воды,  словно я тону. Успела только сказать:
- Мне трудно дышать…
 
Издалека донесся голос стюардессы: "Если есть в салоне врач...".

Бог говорит с нами и помогает нам через людей. Я уверенна, это был Врач от Бога. Это была встреча в Небе с самим Богом!

Он давал мне со своей ладони лекарства,  потребовал у стюартов кислородный баллон и надел мне на лицо кислородную маску.

Чистая живительная струя коснулась гортани. Какое это счастье – дышать!
Какое счастье просто жить!

Господь спас меня. Видно, я еще не все, задуманное Богом, сделала на земле. Не все написала.  Не до любила!..

Молитвенное  благодарение Врачу от Бога и всем, кто в этой жизни молился и молится за меня!!!

                ЦЕНА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Во время приземления не прозвучали аплодисменты. Видно, что люди,  пережившие огромное беспокойство и стресс в небе, кислородное голодание, были совершенно измотаны этим полетом. Некоторым оказывали необходимую помощь.
 
Стало известно, что в эту тревожную ночь, с 29 на 30 августа 2023 года,   была самая массированная с начала войны  атака дронов на шесть, или  семь регионов России. В том числе, на аэропорты. 

На аэродроме Пскова был пожар, горело несколько самолетов. 

Пилотам пришлось изменить трассу полета, и остальное пошло не в штатном режиме.
 
Причину плохой вентиляции и отсутствия кондиционирования на борту узнать  не удалось. Была ли это поломка самолета, или пилоты экономили горючее, неизвестно.

Но другие факты указывают на то, что  в компании "Уральские авиалинии" не все благополучно.

Только в последние дни произошло несколько экстренных посадок самолетов ввиду неисправностей.  Одна из них  случилась 12 сентября  2023 года, из-за  выхода из строя гидравлической системы.

С "каплей" горючего в баке мужественным пилотам  удалось посадить самолет на грунт в сельской местности.

Я могу представить, что чувствовали и испытали при этом летчики и  176 пассажиров, среди которых было 23 ребенка!
 
Какова же цена жизни человека сегодня?!.. 

                ***

Самое низкое качество человека –
превосходство, точнее, гордыня.
Благородство – вот истинная святыня

Благородство любовь спасет,
когда будет та на пределе.
Так сажает пилот самолет,
когда крылья уже обгорели

                ***
 
                P/S

О путешествии из Москвы в Киев и обратно:

Расстояние от Москвы до Киева – 850 км

Путь, по которому я ехала из Москвы в Киев (в км):
Москва – Рига  919
Рига - Варшава 674
Варшава - Киев 816
 
Всего 2409км
Путь увеличился на1559км
_________________________________________

Путь, по которому я ехала из Киева в Москву
 
Киев - Хелм 575
Хелм -Варшава 245
Варшава - Гданьск 416
Гданьск - Калининград 166
Калининград - Москва- 1260

Всего – 2662км
Путь увеличился на 1812км

Всего проехала 5071 км вместо 1700км
Весь путь увеличился на 3371км


*  - http://proza.ru/2023/04/10/825
**  - проза.ру 

Август-сентябрь 2023
Москва-Киев