Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице VII

Нил Крас
 

   Дальше я постепенно перейду к немногим моим пожеланиям еврейской общине, образно говоря, поставившей на место Могильный Камень, который, как представлялось, в результате выветривания, окатывания дождевыми водами, под влиянием солнца и морозов, а также и, главным образом, в результате бесчеловечной деятельности людей, превратился уже в песок. Оказывается же, ещё не всё занесено временем, не всё вдавлено бескультурьем в культурный слой земли кладбища. И память ещё жива…

   Несомненно, есть немало фактов, прямо или косвенно свидетельствующих о намерениях выродившейся компартии и (находившейся у неё под пято'ю) имитации власти Советов стереть еврейское кладбище с лица земли.
Как рассказывал мне мой одноклассник — инженер строитель Анатолий Штейнбах, проживавший тогда в Виннице, в 1972-м году пошли слухи о ликвидации старогородского еврейского кладбища и, в связи с этим, появившейся возможности перенести прах и могильные памятники на кладбище у Литинского шоссе. Конечно, всё было организовано по-советски. Кладбищенские работники Городского кладбища гарантировали эксгумацию останков на кладбище в Старом городе, перенос их в небольшом гробике на кладбище у Литинского шоссе. А вот как памятник переложить в кузов грузовика и перевезти на новое место — будьте добры, побеспокойтесь на этот счёт сами. Так Анатолий и поступил (благо в стройтресте, где он работал, нашлись и кран, и автомашина) — и останки отца, умершего от военных ран сразу после войны, а также деда жены, конец жизни которого пришёлся также на первое послевоенное время, до сих покоятся на міському кладовище Підлісне.

   По словам А. Штейнбаха, в начале 70-х на кладбище оставалось ещё очень много сохранившихся целыми могильных памятников. Переносом их занимались и другие винницкие евреи. Хотя о массовости этого мероприятия говорить не приходится, учитывая затруднительности «советской технологии» этого процесса.  (Я сам ничего об этом не помню — в Виннице с 1961-го года не проживал, а в нашей семье к кладбищам было отношение, как бы выразиться, весьма сдержанное. Да и мать была к тому времени уже пенсионеркой, а брат мой проживал, как и я, в России.)

***

   Возвращаемся в наше время. На спасённом от исчезновения кладбище осталось проделать ещё целый ряд из задуманного ранее. Напомню о том, что планировалось восемь лет тому назад:
«Договір про встановлення земельного сервітуту (право на обмежене землекористування чужою ділянкою) зареєстровано 19 листопада 2015 року. Згідно з цим документом, міська рада надала право на користування релігійній громаді «Бейс Менхем Любавич Вінниця». Кінцевий термін земельного сервітуту – липень 2020 року.
Уже виготовлено проект майбутнього комплексу. Про це журналісту RIA розповіла начальник відділу охорони культурної спадщини департаменту архітектури і містобудування міськради Оксана Горбань. Нічого незвичайного автори не пропонують. Територію огородять. При вході буде арка. Між могилами прокладуть доріжки. Встановлять лавочки. Насадять квіти.
Кошти для проведення робіт обіцяла організація світового єврейства «Атра кадіша», - уточнює Даніель Ерліх [помічник рабина Вінниці Шауля Хоровіца — Н. К.] . – Її представник підтвердив це під час зустрічі із Сергієм Моргуновим. Вона відбулася нинішнього літа. Тоді ще не мали документів. Тепер вони у нас на руках. Можна починати роботи.»: На єврейському кладовищі, де похований мудрець, люди саджають картоплю : 18:12:2015 - 20 хвилин Вінниця (20minut.ua).

   Конечно, написано по-винницки: коряво и не везде понятно. Какие дорожки «между могил», если могил-то не видать: по всему кладбищу удалось собрать всего лишь несколько десятков могильных плит и выставить в одном месте? Цветы — по всей территории или только у лавочек? А сами лавочки тоже — где?  Установленный уже Памятник жертвам Холокоста — прежде не заявленная часть этого плана? И ещё кое-что. Например, сервитут (право пользования чужой собственностью — земельным участком), закончившийся в июле 2020-го года, продлён или всё происходит, как это было раньше, на никем фактически не контролированной земле?
  [Для ясности могу разъяснить, пожалуй, только следующее. Из ВикипедиИ: «Атра кадиша» (в переводе с арамейского - «Святая земля») - религиозная организация, занимающаяся святыми местами. Асра Кадиша (Комитет по сохранению могил) - это организация по сохранению еврейских кладбищ и мест захоронения по всему миру. Организация пытается избежать осквернения древних могил, предотвращая строительство на них (основана в 1959-м году в Израиле).]

   Мне, разумеется, из Кёльна всего детально не рассмотреть. Но если говорить о (не)законченности работ на кладбище, то в общине это знают и без меня. Однако, только лишь в общине: вследствие почти полной негласности (секретности?) происшедшего и происходящего, не говоря уже о намечающемся (которое в конце 2015-го года выглядело столь радужно и чётко прописанным - см. выше, но через без малого восемь лет выполнено лишь частично).  Рассматривая внимательно карты ГУГЛа, фотографии с кладбища на винницких сайтах (при сообщениях о ряде событий на кладбище, о которых в было упомянуто в I-й части статьи) и основываясь на свидетельствах очевидцев, побывавших совсем недавно на кладбище (оно, вообще-то, для посещений пока не доступно: закрыто на замок, но в отдельных случаях его для вас могут открыть), а также сделанных ими фотоснимков ограждения и внутренних частей кладбища, позволительно информировать интересующихся читателей, что я,  н е  в  у к о р  общине, а в порядке констатации фактов, и делаю.

   Ограждения кладбища, по своему виду и по «функциональной надёжности», весьма пёстры. Новые части — красивы, даже можно сказать, изящны. Они простираются по западной, южной и - частично - восточной границе кладбища. Старые ограждения кладбища (от частных участков с восточной стороны) выглядят местами убого, мрачно: от деревянного (пластикового) штахетника (32, 35), местами заменённого новым ограждением, до глухих бетонных щитов и блоков (33), резко контрастирующих, например, с расположенной по северной границе монастырской оградой из металлического профнастила. Детсад огражден от кладбища какими-то сваренными металлическими рейками, загогулинами, толстой проволокой, и т. д. Кладбище на большей части своей остаётся захламленным давним бытовым мусором, заметны развороченные захоронения, обломки памятников (36, 37), что-то похожее на остатки разрушенных склепов (охелим). Даже вокруг Памятника жертвам Холокоста — хаос.

   На одном участке восточного ограждения есть странное углубление внутрь кладбищенской территории. На этом месте - снаружи ограждения кладбища - имеется, без сомнения,  с а м о д е я т е л ь н ы й  стадион, разбитый на экспроприированной спортсменами-любителями земле, дальнейший интерес к которой они, вероятно, не потеряли, учитывая огромную брешь в стене (за вратарскими воротами) - 34.
   И то тут, то там - что особенно печально (поэтому и повторяюсь) - встречаются на кладбище «вросшие» в почву маццевы; это — после их, казалось бы, сведе'ния воедино (фото 5 и 6 в I-й части статьи).
   [Все фотографии, собранные в этом коллаже, сделаны, прошу учесть, в июле-августе 2023 г.]

   В самое последнее время на территории кладбища были замечены рабочие с эмблемами на куртках и жилетах КП "Вінницяоблводоканал". Думаете, что они прокладывали по поверхности трубы или шланги для подачи воды к будущим посадкам цветов, о которых вы уже информированы мэрией (см. выше)? Снова не угадали: они ремонтировали прорвавшуюся трубу. Водоканальям было с самого начала главное — проложить траншеи по самой - как можно - короткой линии. У них есть, понятно, карты, на которых видно, где по территории кладбища (!) проходят водопроводные, канализационные и газовые трубы. Жалко, что никто тогда не зафиксировал на фотографиях рабочих, машины и груды выброшенной земли, а также портреты и должности намечавших - сперва на карте - эти траншеи.
   Иначе и быть не могло: по словам тамошнего старожила и знатока истории восточной части кладбища, в какое-то время (пару десятилетий тому назад) из территории кладбища не только выделили несколько новых участков для застройки, но и расширили приусадебные участки прежних застройщиков. Они, кстати, для утверждения своей новой собственности посадили там яблочный сад. Ну как тут без воды (канализации) и газа?
 
    Я понимаю, что в этой статье вроде бы не место для сказок. Але як пригідна тут цитата з казки феноменально талановитої Лесі Українки: “Але хто те місце знає, // де трухлявий пень і мох, // той приходить і волає // або й тихо каже: «Ох!»” (Леся Українка — "Казка про Оха чародія", 1912)!

   Почему всё это я сообщаю, как выше сказано,  н е  в  у к о р  общине? Община умалчивает источник(и) финансирования изменений (назовём это без обиняков в о с с т а н о в и т е л ь н ы м и  работами) на кладбище, но мне понятно, что, при любом раскладе, денег на это в обрез. Ясно, что новые части забора, установка Памятника и собранных по всему кладбищу надгробий выполнялись специалистами (фирмой), но кто осуществлял расчистку территории — тоже оплачиваемые общиной или благотворителем - меценатом (одним, несколькими) или же это, конечно, частично —  также дело рук членов общины?

   Могу предположить, что план работ на перспективу всё-таки имеется. И рискну ответить на вопрос, который, возможно,  возникнет в будущем: что делать с небольшими обломками памятников? Отвечаю  заранее.
Во-первых, их надо обязательно собрать все до единого, причём сделать это желательно побыстрее: растительность «прячет» их под себя, заглубляя в землю. Во-вторых, расположить их где-то на земле (даже с «подстилкой») не сто'ит: заметить трудно, да и разрушение их будет быстро продолжаться: в небольшие трещинки проникнут травинки —  и неимоверное гидростатическое давление ростков приведёт к трещинам камней.
   [Правда, я видел просто оставленные у памятного знака осколки маццет в Бориславе Львовской области: Галичина в полубеспамятстве. Борислав (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) - см. там на коллаже — слева вверху и внизу. Скажу Вам: глубоко печальная картина! Ведь это - ВСЁ, что осталось от единственного еврейского кладбища в городе с когда-то (до 2-й мировой войны) тринадцатью тысячами лиц еврейского населения. После войны в городе проживали уже только три тысячи евреев. Еврейское кладбище было закрыто в 1959-м году.]

Надёжнее и нагляднее сделать по-другому. На большие бетонные армированные пли'ты (дорожные, аэродромные), расположенные строго горизонтально на земле (с небольшим слоем свежезатворенной  бетонной смеси на них) раскладываются осколки надмогильных памятников. Затем в промежутки между камнями та же бетонная смесь доливается в таком количестве, чтобы камни после затвердения бетона прочно держались на плите и после перевода её в вертикальное положение. Готовая плита с остатками маццев крепится на заготовленный постамент. Разумеется, не исключается и фиксация камней к бетонной поверхности проволокой, металлической лентой, болтами, пр.

***

   Теперь о других неопределённостях (неясностях, неточностях, и т. п.), связанных с кладбищем.
   Когда появилось это кладбище?
   Чтобы прибавить весомости кладбищу, в общине искренне утверждают, что ему 500 лет. Но есть ли этому доказательства? Кто-либо когда-нибудь описывал самые старые из сохранившихся там захоронений? Вот я сообщал о старинном еврейском кладбище недалеко от Кёльна: Писать об этом стыдно. Но надо! (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Посмотрите на прилагаемом к статье снимке, как осторожно там написано: «Еврейское кладбище. Брюль. Еврейское кладбище было вероятно заложено вскоре после основания города в 1285-м году, документально о нём упоминается с 1371-го года. Это старейшее кладбище в Брюле.» Предположение и факты подаются раздельно.

   Профессор Т. Р. Кароева («З історії кладовищ міста Вінниці», грудень 2014) пишет о давности существования еврейского кладбища также академично (то есть, ввиду отсутствия фактов, предполагаемо): «Завдяки спогадам учня Подільської гімназії 20-х років XIX ст. та записам І. Шипович ми можемо його [еврейское кладбище — Н. К.] датувати щонаймен­ше XVIII ст. З врахуванням юдейської традиції незмінності місця розташування цвинтаря можна припустити його існування на даній території з часу появи єврейської громади у місті, тобто з XVI ст.». Только возникает вопрос о времени появлении еврейской  о б щ и н ы  в  XVI-м веке: где приведены сведения о таковой в то время?

   500 лет кладбищу — значит, что еврейская община в Виннице существовала уже в первой четверти XVI-го века. В относительно недавней публикации упоминаются лишь две фамилии евреев, имеющих отношение к Виннице (постоянных жителей??) в XVI-м веке. И — всё: Евреи в Виннице — Циклопедия (cyclowiki.org). А закладка кладбища происходит  п о с л е  создания общины, а не с момента покупки имения одним евреем или начала торговли скотом и сукном — другим.

   А теперь, как говорили винницкие евреи старой закалки, послушайте сюда: «По данным Международной ассоциация еврейских генеалогических обществ (IAJGS), еврейское кладбище в Старом Городе у Замковой горы было заложено примерно в 1727 году, а на официальных картах Российской империи появилось только в 1900-х.» (И сразу кладбище помолодело на двести лет!) «Это старейшее в городе кладбище, принадлежащее некогда местной еврейской общине, включено в США в список памятников культурного наследия. Причиной является то, что, как утверждается, там находится захоронение всемирно известного еврейского мудреца Исраэля-Исера бен Зеева-Вольфа, который умер в 1829 году. Он является автором книги «Шаар Мишпат» («Врата закона»), которая и сейчас еще используется в различных еврейских религиозных учебных заведениях»: Старое еврейское кладбище в Виннице (mitzvatemet.com).
Одним словом: или — или! Или IAJGS для вас — авторитет. Или фантазируйте, сколько душе угодно ...

***

   И почему «про те, що саме тут було розстріляно кілька сотень євреїв, дізнались із “Енциклопедії Голокосту", яка була видана в Нью- Йорку в 1985 році.» ( У Вінниці відкрили меморіал жертвам Голокосту suspilne.media )?

   Вот и здесь об этом сказано: «В конце июля [1941-го года — Н. К.] сотни мужчин-евреев были убиты на  [еврейском — Н. К.] кладбище в Виннице.»: July 1941, a Member of the Waffen-SS Shoots a Jew at a Mass Grave in Vinnitsa, Ukraine (yadvashem.org). Но откуда получены эти сведения — опять же неизвестно. «За словами історика Павла Кравченка, у жодному радянському виданні такої інформації не знайшли.» Знали, где искать в стране государственного антисемитизма: в «радянському виданні»! И хорошо ли искали? Надо было бы порыться в архивах бывшего винницкого Управления КГБ. Когда-то КГБ близко к своему зданию никого не подпускал, постсоветская СБУ выпроваживает ни с чем уже из вестибюля. Далее не пройти — и кроме фиги под нос ничего не получить. Различие — невелико.

   Подчёркиваю в который раз: никто тысячи жертв нацистов не отрицает, но цифры и многое прочее, представленные всевозможными комиссиями, в состав которых входили (и которыми фактически руководили) сотрудники НКВД, вписаны в заключения этих комиссий очень даже ориентировочно, причём с явной тенденцией в сторону увеличения числа жертв. Объяснить это не сложно: война — точного учёта потерь нет и быть не может хотя бы потому, что огнём сметались и бумаги с данными учёта и, увы, сами учётчики. Что касается мирного населения, то кто может назвать точные цифры эвакуировавшихся и оставшихся в городе евреев ? Кто проанализировал данные переписей в оккупированной Виннице — списки евреев Управой составлялись не раз — кто, вообще, их видел? Назовите хоть одну публикацию этого плана, основанную на документах, копии которых можно где-то изучить?

   С другой стороны, зачем педалировать, преувеличивая известное? «До війни, за офіційними даними, понад 40 відсотків населення Вінниці були євреями.» (за словами того ж історика — см выше). К чему эти «понад», если такое было «до войн», не позднее конца ХIХ-го века, а в 1926 и в 1939-м, соответственно, 37,8 и 35,6%: Вінниця — Вікіпедія (wikipedia.org)?

   Мои изыскания убедили меня в ложности (нередко, умышленной надуманности) многочисленных «фактов» и «статистики» Второй мировой войны. Почитайте-ка, что написал по этому поводу некий непрофессионал: О числе винничан - жертв Холокоста (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) . Могу добавить некоторые материалы недавнего времени, где авторы пишут всё, что им вздумается, а другие сию галиматью цитируют, щеголяя «эрзац-знаниями».
   «Почти 35 000 евреев — мужчин, женщин и детей - были убиты здесь в ходе трех акций, в том числе с использованием украинской милиции.»: "The Last Jew in Vinnitsa" (kenyon.edu) — выставка материалов из BULMASH FAMILY HOLOCAUST COLLECTION в марте 2016-го года (США, штат Огайо). И, понятное дело, никто сим «историкам» из «Колледжа свободных искусств» с четырёхлетним обучением не возразил. Не нашлось оппонентов даже среди его более, чем 1,75 тысячи учащихся. Удивляться нечему: на Среднем Западе США о событиях в Виннице в годы нацистской оккупации города если и кто знает, то это - единичные жители (составители сей экспозиции, представленной северо-американцам, вероятно, с благой целью, но с минимальной ответственностью за её содержание).

   «На Украине, например, кроме меня, никто такими каталогами [еврейских кладбищ — Н. К.] не занимается, а еврейских кладбищ там две с половиной тысячи, и большинство из них в ужасном состоянии. Думаю, что все эти 2500 кладбищ на Украине в ближайшие несколько лет мы в каталог внесем. Спасение кладбищ – дело дорогое, на это моих средств не хватит. Но я хотя бы спасу имена, чтобы память о людях, о местах их захоронений осталась в интернете». Что тут можно возразить? Только приветствовать!
   Но когда произнесший эти слова (Беньямин Беленький, 1987-го рождения, более десяти лет — гражданин Израиля, основатель коммерческого онлайн-проекта «Мицват Эмет» - «Уход за еврейскими захоронениями»: Замогильный бизнес // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр), предваряет свою статью «Еврейское наследие Винницы» фотографией … здания синагоги Розенберга на Подоле в Киеве (по всем признакам он её принял за Хоральную синагогу им. Лившица в Виннице — кстати, здание архитектуры типа коробки из красного кирпича с оштукатуренным фасадом, возведённое на месте бывшей синагоги как Клуб промкооперации имени Сталина), приходится насторожиться. Не зря: ибо далее он рассказывает небылицы - «Во время оккупации евреи, оставшиеся в городе, были помещены в гетто. Большинство из них (около 2800 человек) были расстреляны в сентябре 1941-го.»

    Вообще хочется потрясти его за шиворот. Он, оказывается, и про винницкое гетто знает, и число убитых подсчитал: Еврейское наследие Винницы - Benjamin Belenky — Medium. Но гетто в Виннице не было: Было ли в оккупированной нацистами Виннице гетто? (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). И сведения по расстрелянным евреям города — весьма гипотетические: разброс данных велик, они не верифицированы (см. выше).
   Мало того, специалист по еврейскому наследию Винницы завершает своё эссе весьма бойко: «Сегодня еврейская община Винницы играет значительную роль в культурной, социальной и экономической жизни города.» [статья датирована мартом 2022-го года]. Думаю, что это заявление ввело в краску не только меня. Достаточно посмотреть ставший широко известным в узких кругах фильм «В поисках идиша. Винница.». Там, например, красочно описывается прямо таки бурлящая культурная жизнь в Хоральной синагоге им. Лившица: Некошерное кино (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   Хочу также спросить: есть ли доказательства точности приведенных данных в этом абзаце:«А майже за два тижні до цих трагічних подій [розстріли євреїв 29-30 вересня 1941 року у Бабиному Яру — Н. К.], з 13 по 19 вересня 1941 року у Вінниці було закатовано та розстріляно близько 15 тисяч представників єврейського народу, серед яких кілька тисяч дітей... На жаль, місце поховання 1200 розстріляних єврейських юнаків та юнок та близько трьох тисяч євреїв Замостя та інші невідомі і донині...»: Еврейская община Винницы, 13 октября 2021 г.- Старое еврейское кладбище в Виннице (mitzvatemet.com)?  Мне кажется, что тут только даты массовых расстрелов в Бабьем Яру не вызывают сомнений. Всё остальное — приблизительно, с большой долей вольного, ничем не ограниченного воображения. Ни единого документального подтверждения или вызывающего доверия свидетельства — так нельзя! И то, что  п о д о б н о е действительно было — не оправдание: приводить даты и числа по ни на чём не основанному вымыслу не положено. Такую информацию,  причём,  н е  д у м а я,  воспринимают только те, кому она безразлична. 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

   - В различных районах Кёльна имеются три крупных — действующее и два хорошо сохранённых (закрытых) — еврейских кладбища.
1. - Действующее с 1918-го года: (385) Еврейское кладбище в Кёльне — YouTube. О нём подробно тут: Juedischer Friedhof Bocklemuend – Wikipedia. Свободное посещение — в отведенные для это часы.
2. - Закрытое (без свободного входа на территорию для любого желающего) еврейское кладбище (1774-1942) в Кёльне: (385) Der juedische Friedhof in Koeln-Muelheim (Mai 2020) — YouTube. О нём же: Juedischer Friedhof Koeln-Muelheim – Wikipedia. Площадь — 0,174 га, в «Хрустальную ночь» (ноябрьские погромы 1938-го года) кладбище было разрушено. Но ещё в 50-е годы прошлого столетия его привели в порядок (с участием христианских общин). Сейчас там находятся около 160 надмогильных памятников, среди них — поставленный в 70-е годы XVIII-го (!) столетия, с хорошо различимой надписью на иврите.
3. - Juedischer Friedhof Deutz – Wikipedia. Это кладбище (1695-1941) в Кёльне превращено в биотоп. Попросту говоря, там флоре и фауне представлена, так сказать, возможность самостоятельного существования и развития (при минимальном садовом уходе). Кладбище имеет весьма занимательную историю. Периодически там проводятся экскурсии. Кладбище - площадью в 1,8 гектара - надёжно огорожено, то есть попасть на его территорию, кроме как через калитку, невозможно.

   Продолжение следует: http://proza.ru/2023/09/15/977.