Есфирь. Древнее чудо, древняя быль

Максим Владимирович Чепиков
Прочитал в Библии очень интересную историю, будто какую-то сказку. Эта история может быть интересна многим, и я решил рассказать другим людям о том, какими я увидел эти события, читая Библию.

В древности большим могуществом обладала Персия. Царь Артаксеркс  (годы правления, видимо: 465 – 424 гг. до н. э.) царствовал над сто двадцатью семью областями, одной из которых была и захваченная Навуходоносором Иудея.
В третий год своего царствования он позвал к себе начальников областей, военачальников и других знатных людей, и полгода устраивал им пир и показывал им блеск своего царства.

Потом Артаксеркс устроил также семидневный пир для народа столицы. А царица устроила пир для женщин столицы.

И развеселилось сердце царя от вина, и он решил показать вельможам и народу красоту своей жены царицы Астинь, и передал ей через евнухов приказ прийти на пир. Но, наверное, царице было унизительно показывать свою красоту перед всеми, и она отказалась выполнять требование царя, защищая, как я думаю, своё человеческое, женское и царское достоинство.

Царь разгневался на неё и сделал так, чтобы она перестала быть царицей. Где-то суровый и не всегда справедливый, видимо, был нрав у царя.

Через какое-то время он стал искать себе новую царицу. По всему царству разыскивали и привозили к нему лучших девушек.

В столице Персии городе Сузах жили Иудей Мардохей и его двоюродная сестра Есфирь (или, по-другому, Гадасса). Родители Есфирь умерли, и Мардохей относился к ней, как к дочери.

Забрали к царю и Есфирь. Она понравилась царю больше других девушек, и он сделал её царицей.

Только она не рассказывала ему, из какого она народа.

Мардохей же каждый день приходил к царским воротам, чтобы справляться о здоровье царицы.

И случилось однажды, что он у царских ворот услышал о том, как два царских евнуха, озлобившись на царя, замышляли его убить. Он передал об этом царице, а та царю. Дело было исследовано и найдено верным, и евнухи были повешены. А о Мардохее была сделана запись в царской книге дневных записей.

У царя был главным фаворитом князь Аман.

И вот было даже такое царское повеление, чтобы перед Аманом кланялись и падали ниц все находящиеся у царских ворот.

А Мардохей по какой-то загадочной причине никогда перед ним не падал и не кланялся Аману. Можно предположить, что это Богом ему было открыто, что Аман был ужасным человеком, и что не надо было Мардохею кланяться перед ним.

И Аману доложили об этом. И тот лично убедился в таковом поведении Мардохея. И Аман хотел убить его, но это показалось ему ничтожным, и он захотел уничтожить его вместе со всем Иудейским народом.

И Аман пришёл к царю, говоря, что есть такой народ, у которого и законы другие, и царских законов они не выполняют, и нельзя этого так оставить. И царь сказал Аману, что он предаёт ему этот народ в руки, и пусть он делает с ним что хочет, и дал Аману свою царскую печать.

И Аман по жребию определил месяц и день, в который весь Иудейский народ должен был быть уничтожен так, чтобы в живых не было оставлено ни одной женщины, ни одного ребёнка из этого народа, а всё имущество их было разграблено. И по всем областям был разослан этот царский указ.

Все Иудеи в Сузах пришли в смятение. И Мардохей, узнав о произошедшем, разодрал на себе одежды, оделся во вретище. Посланный царицей евнух расспросил Мардохея о причинах этого поведения. И затем евнух передал Есфири просьбу Мардохея заступиться перед царём за Иудейский народ.

Есфирь ответила, что любой, кто явится к царю без вызова, по закону должен быть убит, если только царь не протянет к нему свой золотой скипетр. И что он не вызывал её к себе уже тридцать дней.

Мардохей же ей сказал передать, что она зря надеется остаться в живых, когда будет уничтожен весь её народ. И что Бог спасёт народ другим способом. Но что, может быть, Господь её специально так возвысил для этого дела.

Тогда Есфирь сказала Мардохею, чтобы он собрал всех Иудеев в Сузах и сказал им три дня ничего не есть и не пить, и просила молиться за неё. И что она тоже будет поститься, а потом пойдёт к царю. Мардохей выполнил её приказание.

И по прошествии двух дней Есфирь, одев царские одежды, пришла на внутренний двор царского дома, перед домом царя. Царь увидел её, и она обрела царскую милость. Он простёр к ней свой золотой скипетр, Есфирь коснулась рукой его конца, и Артаксеркс сказал ей: «Что тебе, царица Есфирь, и какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе» (Есф 5:3)

Есфирь же попросила его вместе с Аманом прийти к ней на пир.

Амана вызвали, и царь был у царицы на пиру вместе с ним. И когда он пил вино, то снова спросил царицу, чего она хочет, снова обещав дать ей до половины царства.
Есфирь же сказала ему, чтобы он назавтра снова с Аманом пришёл к ней на пир, и что тогда она ему скажет, о чём хочет его попросить…

Аман возвращался с пира весёлый, радуясь тому, что его одного царица пригласила на пир вместе с царём. И снова, проходя через царские ворота, он увидел, что Мардохей ему не кланяется и не падает перед ним ниц. И он воспылал гневом, но скрепился. А дома ему его жена и его мудрецы посоветовали приготовить дерево высотой пятьдесят локтей и  завтра утром  попросить у царя разрешения повесить Мардохея, и затем, распорядившись об этом, уже идти весёлым на пир к царице. Аману этот совет очень понравился.

А царю в эту ночь не спалось. И он сказал, чтобы ему читали книгу дневных записей. И когда ему прочитали о том, что Мардохей спас его от покушения, Артаксеркс спросил о том, какая почесть была за это оказана Мардохею. И ему ответили, что никакой.

И тогда царь, узнав, что уже пришёл Аман, позвал его к себе. Аман же пришёл, чтобы просить разрешения повесить Мардохея.

И царь спросил Амана о том, что можно было бы сделать человеку, если бы царь захотел отличить его почестью. И Аман, думая, что царь хочет отличить его, сказал, что на этого человека надо было бы одеть царскую одежду, царский венец, посадить на лучшего царского коня; и чтобы один из главных князей вывел коня на городскую площадь и возвестил, что этого человека царь хочет отличить почестью.
Артаксеркс сказал Аману, чтобы он всё это сделал Мардохею, и чтобы ничего из этого не упустил.

Аман выполнил всё это и, удерживая коня с сидящим на нём Мардохеем, провозгласил на площади: «Так делается этому человеку, которого хочет царь отличить почестью» (Есф 6:11).

И пошёл домой печальный, закрыв голову. А жена и мудрецы ему дома сказали, что, видно, не одолеть ему Мардохея, если он из Иудейского народа, который он задумал уничтожить, и что, наверное, падёт он перед ним.

Ещё говорили это, как пришли евнухи торопить Амана пойти на пир царицы.
И на пиру снова царь спросил Есфирь о том, чего она хочет, обещая ей дать до половины царства.

«И отвечала царица Есфирь, и сказала: если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей!

Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя.

И отвечал царь Артаксеркс и сказал царице Есфири: кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?

И сказал Есфирь: враг и неприятель – этот злобный Аман! И Аман затрепетал пред царем и царицею.

И царь встал во гневе своем с пира и пошёл в сад при дворце. Аман же остался умолять о жизни своей царицу Есфирь, ибо видел, что определена ему злая участь от царя.

Когда царь возвратился из сада при дворце в дом пира, Аман был припавшим к ложу, на котором находилась Есфирь. И сказал царь: даже и насиловать царицу хочет в доме у меня! Слово вышло из уст царя – и закрыли лицо Аману.

И сказал Харбона, один из евнухов при царе: вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, говорившего доброе для царя, стоит у дома Амана, вышиною в пятьдесят локтей. И сказал царь: повесьте его на нем.

И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих» (Есф 7:3-10).

Мы здесь видим, как исполнились слова молитвы Богом любимого царя Соломона, сказанные им после окончания строительства им Дома Господня:

«Когда они согрешат пред Тобою – ибо нет человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут в неприятельскую землю, далекую или близкую;

И когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя, и обратятся, и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: «мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны»;

И когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,

Тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их, и сделай, что потребно для них;

И прости народу Твоему, в чём он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним;

Ибо они твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи.
Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего, Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя» (3 Цар 8:46-52).

И большую ошибку совершил Аман, пытаясь уничтожить этот народ. И ту же ошибку совершил после него и Гитлер. Конец обоих мы знаем...

…В тот же день Артаксеркс дал Есфири дом Амана, и Есфирь поставила там домоправителем Мардохея.
Царь дал Мардохею отобранный у Амана царский перстень.
А Есфирь ещё попросила у царя отменить распоряжение Амана об уничтожении Иудеев.
И царь сказал ей и Мардохею написать об Иудеях, что ей угодно от имени царя.
И приказал Мардохей всем начальникам сто двадцати семи областей от Индии до Ефиопии
«О том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф 8:11).
Велик стал в Персидском царстве страх перед Иудеями и Мардохеем, который пред царём возвышался всё выше и выше.
И в тот месяц и день, когда по распоряжению Амана, должны были убить всех Иудеев, наоборот, сами Иудеи начали истреблять своих врагов.
«И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступая с неприятелями по своей воле» (Есф 9:5).
В столице Сузах они умертвили в первый день 500 человек, а во второй  300. Царь разрешал это делать.
«И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабёж не простёрли руки своей» (Есф 9:16).

Не уточняется при этом, убивали ли они жён и детей своих врагов, как было разрешено Есфирью и Мардохеем от имени царя.

Потом Иудеи два дня веселились, праздновали победу над врагами.

В память обо всех этих событиях у Иудеев Мардохеем и Есфирью был учреждён праздник Пурим, который они должны были праздновать каждый год и, наверное, празднуют ежегодно до сих пор.

Трудно дать оценку этим трагическим событиям.

Говорится о том, что Иудеи убивали врагов для защиты жизни своей.
Может быть, после царского указа о полном уничтожении Иудеев, Иудеям стало ясно, кто хотел из окружающих их уничтожить, радовался их будущей смерти, и они решили расправиться с этими людьми, пользуясь представившейся возможностью, чтобы те их не убили в другой раз. Может быть, это, по законам того времени, где-то было и справедливо. Но убивать с жёнами и детьми? Или две с половиной тысячи лет назад так было принято? Жуть какая-то.

Произошло явное чудо, но с печатью древней ветхозаветной дикости.

Но ясно, что свой народ от тотального уничтожения Есфирь мужественно защитила, рискуя самой своей жизнью и всем, что имела. А последующая жестокая расправа над врагами, видимо, была организована Мардохеем, которого Есфирь слушалась, как отца.

Древнее чудо, древняя быль – народ свой спасла царица Есфирь.

Чепиков Максим Владимирович
13.09.2023 г.

Где опубликовано:
Сайт «Конт»: https://cont.ws/@vasilyok/2632002