Дети школы номер 7

Чудинов Владимир Михайлович
Часть 1. Рита


Подо мной списанный стул из школьного буфета. Справа, возле ног, стойка с огнетушителем. За спиной старомодный конторский стол. На нем под стеклом расписание звонков и акварельный рисунок дочки-третьеклассницы. В ящике стола тревожная кнопка. Передо мной два монитора. Восемь глаз во внутренние коридоры, четыре на школьный двор. Я школьный охранник.



В школе я стараюсь ко всем детям относится ровно. Но как-то самопроизвольно некоторые из них прикипают к сердцу без всяких на то оснований. Обычно - просто дело случая.
Рита - мелкий белокурый чертенок, простая, как три копейки. До трех рублей ей еще очень и очень далеко. Как-то раз увидела, что я кого-то угостил конфеткой, и решила, что я ей должен.
- Охранник, дай конфету.
Ну ладно, конфета у меня была. На другой день - то же самое. Но конфеты не было.
- Чтобы завтра была, - строго велела Рита.
Прошел месяц. По какой-то причине я скармливал Рите по одной конфете в день. Слово "приручить" в данном случае больше подходит ко мне. Наконец, благоразумие взяло верх и я решил, что хватит. Хватит попусту растрачивать свои матерьяльные ресурсы. Один чупа-чупс стоит в киоске 5 рублей, а если, так сказать, оптом, в большой коробке по 100 штук, получается много дешевле. Считаем 100 дней - это до зимних каникул я могу чувствовать себя в относительной свободе.
Рита коробку просекла. Получив свой законный чупа-чупс, на следующей перемене привела двух  подруг.
На третей перемене пришел весь Ритин класс. Но я же не совсем дурак: написал крупно красным фломастером на белом листе слово "ЯД" и приклеил на коробку. А чтобы придать легитимность такой устрашающей надписи, перехватил в коридоре завуча по воспитательной работе с невинным вопросом:
- А что, Лариса Валерьевна, действительно кола, чипсы, чупа-чупсы всякие для детского организма яд?
- Конечно...
- Всё-всё, достаточно, дальше не продолжайте.
На четвертой перемене ( дело происходило во вторую смену )  ко мне выстроилась вся началка - это 3 вторых класса. Учителя были в шоке. Дети нестройными рядами шли очень целенаправленно в сторону охранника с громкими требованиями:  - Дайте яду! Пожалуйста яду !! Яду,дяденька , умоляю !!!( следует добавить . что первые двое просителей жестоко опешились . традиционно назвав содержимое коробки конфетами .-Где вы видите конфеты ? - резонно заметил я . Яд! Читать разве не умеете ?).
Коробка закончилась в момент.
Но это еще не всё. На следующий день приходит Рита:
- Охранник, дай конфету.
Я достаю с полки деревянную линейку.
- Сейчас, Рита, мы будем измерять твой мозг.
Прикладываю к Ритиному лбу гибкую линейку:
- Рита, размер твоего мозга 7 кв.см. Если бы ты не привела трех  подруг, тебе конфет хватило бы до нового года. А теперь, Рита, смеряем мой мозг.
Я прикладываю линейку к своему лбу.
- 10 сантиметров, и не квадратных, Рита, а простых линейных.
Разве можно, чтобы ребенку попалось на глаза то, что попалось?
Прошло время Ритин мозг трансформировался из квадратного в кубическое измерение . Почему ? А потому . что   я продолжаю кормить Риту конфетами каждый день.
Но история про конфеты и про Риту продолжилась . Рита перешла в третий класс, а третьеклассников я конфетами уже не кормлю, это привилегия малышей. Но мы дружим. И тут недавно, по старой памяти:
- Охранник . есть конфеты?
Я ей:
- Рита, денежки нет, кончились.
Рита достает из портфеля 100 рублей:
- На возьми, купи себе конфет.
Боже, как мне было стыдно и сладко.

Часть 2. Аида

Аида пришла в 1 класс в середине учебного года. Папа ее, трудовой мигрант из Киргизии, привез ее прямо из аула одну без мамы. По-русски она знала только одно слово - "туалет", но выговаривала его на английский манер. Получалось "тчуаллэт". Дети с ней не играли и не общались. Девочка была симпатичная по-восточному и, наверно, не дура. Но совершенная дикарка. Если ее обижали, запросто могла оцарапать или даже укусить. Способности к языкам не было вовсе.
Перескакивая в повествовании вперед, скажу, что в 1 классе она сидела 2 года, однако по своему тараторила, как сорока. Интересно, есть в Киргизии сороки? В первый раз увидел ее в коридоре во время, когда в классе шел урок. Стоит и жмется, вижу, что приспичило. Спросить стесняется, куда пойти, не знает. Подошел к ней, тихо спрашиваю:
- В туалет?
Закивала радостно:
- Тчуаллэт.
Так и познакомились. Обычно я стараюсь по мелочам за детей в их разборках не участвовать, а то получится как у дон Кихота. Помнишь, он за мальчика заступился, а хозяин после этого избил его еще сильнее. Но здесь она бы без меня пропала. Дети очень могут быть злы. Заступался.
Но скоро нашелся выход и оказался гениально прост, и не специально нашелся, а совершенно случайно. Чтобы как-то ее раскрепостить, попробовал такую "штуку" - даже и игрой назвать сначала было нельзя. Ее класс шел на урок физкультуры мимо меня по длинному коридору. Я, выждав момент, хватал ее за руку - а они шли парами - и начинал тянуть к себе с грозным  возгласом - "шайтан-бабай". Она смеялась и вырывалась, и детям было смешно. На другой день, когда шайтан-бабай Аиду тянул, ее пара ( девочка русская) -  помогала подруге не быть утянутой, дети смеялись пуще. И пошло - шайтан-бабай нападал на бедную Аиду из-за угла, а половине класса, особенно мальчикам, нравилось отбивать её. И, как" дедка за репку", тянули ее в разные со мной стороны. Хохот стоял гомерический. Что такое "гомерический" не знаю, наверное, дикий. Так и пошло. Дети ждали физкультуру с нетерпением . Ничего смешнее они в жизни не испытывали.
Прошел год. Девочки в этом возрасте еще носят в школу куклы. И гляжу, она с такой неприкрытой завистью смотрит на эти куклы, не передать. И что же делать? Детям я принципиально игрушки не покупаю, на это у них есть папа и мама. На конфеты это не распространяется, конфеты это не игрушки, а обычная детская еда.
Была у меня в запасе мягкая проволока, скрутил я из нее каркас, обложил ватой, замотал бинтом, обвязал цветными лоскутками из кабинета кройки и шитья, прицепил и пришил все утерянные детьми пуговки, серьги, кулончики, цепочки, дешевая бижутерия. Нарисовал лицо с бровями, волосы из косичек ниточных - мулинэ, глазенки из синего бисера. И ей подарил.
- Тебе, Аида - кыз.
Кыз - это девочка. Вот она на эту куклу смотрела, как ... . Девочки ее зауважали за "материнство", а мальчишки еще раньше спасли от шайтан-бабая. Так и влилась. Через год папа увез ее к маме в Бишкек. Попрощались мы с Аидой очень тепло. Уж
 махала она мне рукой да махала чуть, наверное, не до самого Бишкека.