Поход на Воттоваару

Бьорн Высокий
Итак, астральные ветра улеглись, чакры встали на место, течение космических энергий стабилизировалось и я попробую описать свои ощущения от похода на Воттоваару.

Воттоваара, если кто не знает, это горный кряж на севере Карелии. «Место силы» считавшееся в древности священным, да и сейчас, пожалуй, сохраняющее эту славу. Площадь кряжа 6 км., высота всего 450 м. , но виды оттуда, тем не менее, открываются великолепные. Топоним переводится с саамского языка как «Гора победы», что также указывает на сакральный характер этого места.


Добирались мы туда поездом до станции Гимоловская, а затем 25 км проехали на заранее зафрахтованной «Буханке» с высокой подвеской. Это, пожалуй, лучший способ попасть на Воттоваару. Дорога туда находится в весьма плачевном состоянии и частично затоплена и это хорошо. Благодаря трудностям с достижением кряжа он еще не превратился в место для пикников со всеми вытекающими грустными последствиями. Сейчас на Воттоваару добираются лишь те, кому очень нужно и не смотря на растущую популярность этого места туристов там, по моим ощущениям, даже меньше, чем на Сейд Озере.


Высадившись с поезда в 4 утра мы с друзьями прибыли в точку начала подъема около 5 часов. Поднимались с южной стороны. Сам подъем довольно крутой на протяжении первых 300 метров, но затем становится пологим. Часам к шести утра мы добрались до небольшого водоёма на плато, который местные жители называют озеро Белое (протяженностью метров 200 и глубиной по пояс). Там разбили лагерь и следующие 3 дня ходили из него в радиалки.


Кряж Воттоваара это царство серых камней, мертвых сосен, мха и вереска. Пейзаж не похож ни на что, виденное мной ранее. Природа сурова и прекрасна при любой погоде, даже когда вершину накрывают облака и по скалам ползет туман.
В центральной части кряжа находится так называемый «главный амфитеатр» . Это долина размером с пару-тройку футбольных полей, почти правильной круглой формы, окаймленная гранитными скалами и с более низким, по сравнению с ними, скальным выходом, пересекающим долину с севера на юг. В целом, «амфитеатр» очень похож на святилище, устроенное для великанов, где центральный скальник представляет собой алтарь. Дно долины и справа и слева от него заболочено, покрыто мхом, там находится несколько мелких озер.

По самому плато и его окрестностям разбросано множество сейдов и прочих «знаменитых камней» , таких как «Шаманский камень» он же «Голова Укко» на западной стороне «главного амфитеатра», «Перевернутая пирамида» у озера, «Скамейка» у южной тропы, «Лестница в небо» и пр. Нашей группе, например, приглянулся колоссальный сейд, который я окрестил «Престолом духов», с гладкой как стол поверхностью, находящийся над южной стороной озера Белое. На нем мы принесли жертвы местным Хозяевам (и надо сказать удачно, потому, что погод нам благоприятствовала) и полюбили коротать там вечернее время за беседой. На верхней плите как раз хватало места для трех человек.


Стоит отдельно сказать о восточной части кряжа. Она отделена от основного плато не глубоким ущельем, по дну которого бежит ручей. Восточная часть сильно отличается от основного плато: на ней стоит настоящий живой хвойный лес, нет бесконечного нагромождения острых камней, зато скальные выходы поражают своей колоссальностью а общая атмосфера и, как бы сказать, энергетический фон, отличаются дружелюбностью. Если сама Воттоваара ни на что из виденного мной не похожа, то восточный кряж с его кривыми соснами, скальниками и начинающейся прямо под ногаи тайгой, уходящей к горизонту, напоминает, как мне кажется, горы Урала. По его восточной кромке пролегает живописная тропа, которая затем спускается к самому настоящему и двольно глубокому озеру, где мы с удовольствием купались.


Что еще удивило, так это почти полное отсутствие на Воттовааре любой живности (исключение составляют лишь стайки дроздов). Нет даже воронов, которые составляют непременную часть пейзажа, например, в Хибинах. И это при том, что кряж со всех сторон окружен густой тайгой, тянущейся на десятки и сотни километров. По словам нашего водителя, в прошлом местного егеря, в окрестностях горы в изобилии обитают медведи, лоси, глухари и прочая живность, но на самой горе нет никого. И «даже ворон костей не заносил».


Ели говорить о личных впечатлениях, то Воттоваара является кусочком Ётунхейма (мира инеистых великанов), занесенным к нам Великим ледником. И это место до сих пор хранит холодное дыхание своих изначальных хозяев, а появись вдруг орел-великан Тьяцци , отдыхающий на вершине, или его дочь, Скади, бегущая по этим камням, - их явление вовсе не удивило бы.
Здесь все еще бродят духи древних шаманов, а энергия, разлитая в пространстве, ощущается просто физически. На Горе, к слову, я вообще ни разу не почувствовал себя усталым.
Однако пытаться привлечь внимание тех, кто незримо присутствует там, тех древних, более старых чем сами боги Сил - дело на мой взгляд пустое. Они не то, чтобы враждебны людям, нет, но относятся к ним равнодушно, как, собственно, и положено великанам. Чтобы вступить с ними в какую-то внятную коммуникацию нужно быть в чем то им подстать: сыном бога и героем, например, ну или великим шаманом. А если нет, то нет. Тем не менее, ощущения там очень интересные.


Только вот когда спускаешься с горы накатывает усталость: словно попал в среду, бедную кислородом и нужно какое-то время на прийти в себя .

СПб, август 2023