Толкование на НЗ. Лазаре, гряди вон!

Игорь Устичев
                Мы продолжаем публикацию статей, посвященных сложным и в то же время весьма значимым и интересным местам Евангелие. Сегодня мы предложим любомудрствующему слушателю две истории: воскресение Лазаря и исцеление кровоточивой жены.  Евангелие от Иоанна нам повествует, что, узнав от Марфы, – сестры покойного, о смерти горячо Им любимого Лазаря, Христос восскорбел, как человек и, обращаясь к народу, спросил: «Где вы положили его?» (Ин.11:34), а в Евангелие от Луки, читаем о женщине, страдавшей 12 лет кровотечением: когда она прикоснулась к одежде Христа с верой, что Он исцелит ее, Иисус почувствовал это и спросил: «Кто прикоснулся ко мне?» (Лк.8:45). Две совершенно разные истории двух Евангелистов, но их объединяет одно общее – вопросы Христа: где и кто! Эти вопросы и станут предметом нашего изучения. В обоих случаях возникает недоумение: а что Христос, как Бог, не знал, где лежит Лазарь и, кто к Нему прикоснулся? Судьбу Иерусалима почти за 40 лет до разрушения Он предсказал, а о Лазаре и кровоточивой женщине ничего не знал? Конечно же, это не так. Тогда, зачем Иисус спрашивает о том, что Ему хорошо известно? Для ответа на поставленные вопросы еще раз обратимся к евангельским текстам. При их внимательном прочтении не трудно заметить, что оба случая имели место, когда Христос находился в окружении не только Своих учеников, но и народа, собравшегося возле Учителя. Поэтому не сложно предположить, что оба вопроса: «где» и «кто» были обращены к народу, не ради получения ответа, а с назидательной целью. Начнем с умершего Лазаря. Обращаясь с вопросом о месте его погребения, Христос тем самым привлекает внимание народа к тому, что должно произойти. Ему было важно, чтобы не только Марфа пошла с Ним ко гробу, но и как можно больше людей, многие из которых были далеки от веры в Иисуса как в Мессию. В ответ на вопрос Спасителя, иудеи отвечают: «пойди и посмотри» (Ин.11:34). Это не значит, что Христос пошел, а они остались. Весь народ последовал за Ним, подтверждение чему находим далее: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший» (Ин.11:41). Отняли именно те, кто пошел за Христом к гробу Лазаря. Таким образом становится понятным, зачем Господь задал вопрос, на который знал ответ. Да, и Сам Христос об этом свидетельствует в молитве к Отцу перед воскрешением Лазаря: «…но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:42). С вопросом Сына Божьего мы разобрались. Но в истории этого воскрешения есть еще один очень важный момент. После призыва Христа: «Лазаре, гряди вон!», умерший выходит из гроба весь повитый погребальными пеленами. Необходимо отметить, что при погребении в те времена человека очень туго обматывали пеленами, поэтому Лазарь, связанный по рукам и ногам, не то, что выйти, он и пальцами пошевелить не имел никакой возможности. Однако, он вышел! Это чудо усилило эффект от воскрешения Лазаря и всем явило Божественную силу Христа. Господь показывает, что в Его власти не только воскресить человека, но и дать ему силу для исполнения заповедей Божиих. С точки зрения Православной экзегетики погребальные пелены – это наша жизнь, с ее искушениями, слабостями, скорбями, немощами, болезнями, которые при их обычном течении, как это было в Ветхозаветной церкви, не давали возможности страждущему всецело повиноваться Господу и исполнять Его волю, ибо это превышало физические возможности человека и сковывало, как  пелены Лазаря. Но с приходом Христа невозможное становится возможным, и тот, кто прислушается к повелению Господнему: «гряди вон!» от порочной жизни, тому Христос дарует все необходимые силы для шествия путем спасения и исполнения Его заповедей навстречу Спасителю из гроба греховной жизни.
                Прикосновение кровоточивой женщины также произошло при стеснении народа, окружавшего Христа. И Его вопрос «кто» также был направлен на привлечение внимания собравшихся. Петр, удивившись вопросу Учителя, отвечает: «Наставник! Народ окружает тебя и теснит, и – Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?». Но Иисус продолжает настаивать: «прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк.8:45-46). После этого женщина перед всем народом признается, что это она коснулась края одежды Иисуса. И не просто признается, а рассказывает в связи с чем она это сделала, и как после этого исцелилась от болезни, на лечение которой истратила все свое состояние за 12 лет. В этом случае, как и в случае с Лазарем, сами виновники воскрешения и исцеления исповедуют Божественное происхождение Христа, и силу Бога на них явленную. Что примечательно: и в том, и в другом случае, помимо непосредственно явленного чуда присутствуют, так сказать, вспомогательные обстоятельства, которые не только подчеркивают факт свершившегося чуда Божьего, но несут и воспитательный, нравоучительный характер. У Лазаря – это гробные пелены, полностью его сковавшие, а в случае с исцеленной женщины – растрата всего состояния на бесполезных врачей. С пеленами Лазаря мы разобрались, а вот об истраченном богатстве кровоточивой поговорим отдельно. Помимо своего прямого назначения, истраченные деньги имеют свое особое толкование. Во-первых, под ними следует понимать все те усилия, которые человек прикладывает ради достижения поставленной цели, и которые часто оказываются пустой тратой времени и средств, по слову Писания: «Суетно спасение человеческое» (Пс.59:13), и «Яко без Меня не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). Другими словами, во власти человека задумать что-либо и приступить к осуществлению задуманного, а вот завершить начатое не в его власти, а во власти Божьей. Понимание этого имеет не преходящее значение в жизни каждого, поскольку от него зависит, как человек будет относится к тому, что с ним происходит: к потерям, разочарованиям, обидам, утраченному и недостигнутому. Если он верит, что за неутешительным для него итогом стоит Господь, во власти Которого благословить устремления человека или отвергнуть их, то он поймет, что наступившие разочарования – результат действия Промысла Божьего, а значит служат ему во благо. В противном случае, возникает злоба, ненависть, раздражение, отчаяние, уныние, а порой и богохульство. Вспомним т.н. «Зоино стояние», когда молодая девушка, не дождавшись своего парня, с которым собиралась идти на танцы, в злобе стала танцевать в обнимку с иконой св. Николая Чудотворца. Все это для нее весьма печально кончилось. Желающие могут найти эту историю 50-х годов в интернете или посмотреть фильм «Зоино стояние». Во-вторых, под израсходованными зря деньгами и имуществом, следует понимать упущенное время и возможности, данные человеку для богопознания и спасения, т.е. речь идет о напрасно потраченной жизни на ненужное, как на бесполезных врачей: удовольствия, развлечения, карьеру, стяжание чинов, должностей, славы, почета, признания людей, научных достижений и т.п. Вместо того, чтобы позаботиться о душе, как о том велит Христос: «ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам.» (Мф.6:33), человек тратит отпущенное время впустую. В-третьих, и это самое, главное – никогда не поздно обратиться с Тому, Кто только Один может исцелить и утешить. Для этого нужно уверовать во Христа, как уверовала в Него кровоточивая женщина. Приступающий ко Христу с верой не только исцелиться телесно и духовно, но и услышит глас Божий: «Дерзай!..вера твоя спасла тебя; иди с миром», т.е. получит отпущение грехов и благословение Господне (Лк.8:48). Но самый главный вывод заключается в том, что нужное для себя человек может получить только у Бога!