Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице VI

Нил Крас
   
   А вот ещё, о чём нельзя не высказаться.
   Кто ответит на не позволяющий мне более десятилетия успокоиться вопрос: куда исчезли многие памятники, имевшиеся к 15-го октября 1949-го года — дню закрытия кладбища? Памятники, чудом уцелевшие в годы оккупации города, откопанные и поднятые с земли родственниками захороненных, наконец, поставленные на могилах умерших евреев за пять с половиной лет после освобождения Винницы от нацистов?

   Вернитесь к картинке аэросъёмки, включающей всё кладбище (28). 1949-й год — море оставшихся памятников. Да, были перезахоронения (см. ниже). Но я писал и о том, что родственники многих погребённых на этом кладбище сами лежали - после массовых расстрелов - в траншеях у Пятничанского леса и в других местах. Так что извлечение останков и перенос их вместе с памятниками было скорее исключением. И всё же к 2023-му году памятников осталось всего несколько десятков. Целых (не повреждённых) — всего ничего.

   Где-то около 2015-го года община сообщала: «И хотя на кладбище сохранилось достаточно много мацев (по некоторым подсчётам, около 500) большая их часть свалена в отдельные груды, а некоторые разбросаны по территории. Большинство из имеющихся надгробий датированы XIX ст. - первой половиной ХХ ст. Также на кладбище расположен охель.» Почему же сейчас мы видим собранной вместе лишь не более, чем примерно десятую часть этого количества (1, 2 - см. часть I.)? Где же  с о т н и  других? Охель — это изображённое в средней части снимка 2? Так это же — «современное» на старом кладбище, приблизительная модель объекта, существовавшего здесь (но на не известно каком месте и как выглядевшего). Не следовало ли дать объяснение этому «охелю»? Или уже двум таковым?
   [«Охель (охел) – ивр. ''палатка'' – традиционное еврейское надгробное сооружение, так называемое ''шатровое надгробие''. Широко распространено мнение, что подобное строение одновременно символизирует собой и высеченные в скалах древние ''гробы'' и святилище, в котором находился Ковчег Завета»: Охель (могила) - Ohel (grave) - Википедия (wiki5.ru),  Надгробное сооружение охель на еврейских кладбищах Латвии (korad.lv).]

   Есть всё же репортаж - повторяю ссылку: На старому єврейському кладовищі вінничани облаштували городи (vinnitsa.info), от которого не увильнуть, подтверждающий наличие в конце 2015-го года огромного количества всё ещё находившихся на кладбище памятников (даже - в единичных случаях - практически целых). Все ли они собраны и выставлены? Конечно, нет. И доказательства этого будут приведены ниже, в 7-й части статьи.

   Почему никто никогда не обратил должного внимания на отношение большевистских и советских властей к этому и другим кладбищам? Почему долгие десятилетия оставалось варварское поведение населения города (особенно, проживающего поблизости бывших мест захоронения) без должного внимания органов охраны порядка? Почему в постсоветское время никто не остановил преднамеренное разрушение или повреждение кладбищенских памятников? Отчего столь важная моральная проблема до сих пор не получила никакого отражения в публикациях винницких учёных? Может быть, если бы пытались разобраться, то не повторялись бы нынешними «независимыми» проступки прежде «колонизированных» - правонарушения, граничащие с уголовщиной, противоречащие основным правилам общечеловеческой морали?

   Понимаю, что обращаюсь в пустоту. Для ответов на столь «каверзные» вопросы всегда будет «недоставать времени», да и само время для них будет называться «неподходящим». А ведь надо лишь ясные всем факты назвать своими именами. Но если раньше единовластная партия и неизменная советская власть были «родными», а весь «советский народ» — «великим», то сейчас возникающие и исчезающие на горизонте партии обзывают друг друга нехорошими словами, а народы характеризуют по качествам, ничего общего с моралью не имеющими или совсем мало с ней связанными: по языку общения, почитанию тех или иных народных героев — истинных или в кавычках. И главное во возвеличивании или забвении — «наш» или «не наш». Поди разберись!

   [Я не забыл ни католическое кладбище, которое как бы испарилось после превращения этого места в Парк имени Горького, ни православное — через дорогу от него, значительная часть которого была отдана под застройку. Однако в данной статье речь идёт об еврейском кладбище.]

   В уже упоминавшейся выше статье Т. Р. Кароевой о кладбищах есть никем не замеченное вот это – одно-единственное! - предложение, от которого любого должен охватить ужас: «На початку 60-х років почалося руйнування єврейського кладовища, яке особливих обертів набрало під час спорудження дамби вздовж ріки, адже для будівництва використовувався грунт з цієї території.» Выходит, что дамба частично состоит из останков похороненных на этом кладбище! Это варварство было освящено теми же «рідними партією і радянською владою», исполнялось, как минимум, десятками «строителей коммунизма», наблюдалось тысячами соблюдающих «моральный кодекс строителя коммунизма» (принятый ХХII-м съездом в 1961-м году) — и никто не понял, ЧТО' происходит, никто не возмутился этим, никто, тем более, не решился воспрепятствовать этому.

   Эта безнравственность властей, сей произвол и до сих пор ещё не осознанные равнодушие и беспомощность так называемого советского народа («новой исторической общности людей различных национальностей», провозглашённой потерявшим рассудок Хрущёвым на том же съезде партии двоедушных) не произвели, по всей вероятности, никакого впечатления на читателей, которые бойко комментируют любую чушь, засоряющую интернет. Я не встретил ни одного отклика, ни одного замечания, что, впрочем, не новость для меня, следящего за винницкими страницами в facebook'e.

   Мне же, прочитавшему эти пару строчек в статье Т. Кароевой, почему-то сразу вспомнилась совершенно голая, покрытая лишь травкой, земля на месте довоенного еврейского кладбища в городке Струсов на Тернопольщине. И объяснение сей пустоши, данное мне местным стариком: «… в войну немцы использовали могильные плиты с этого кладбища для мощения автодороги» (та же моя статья: «Писать об этом стыдно. Но надо!»). Коммунисты, подумал я, в презрении к памяти о своих соотечественниках явно превзошли национал-социалистов, не надругавшихся хотя бы над прахом умерших чужеземцев. Сравнение, скажете, недопустимое. А если хорошенько подумать?

   Более того, как одно из напоминаний о советской действительности (а не миража о прошлом, который до сих пор заполняет умы жителей Украины ХХI-го столетия), я бы в нескольких местах этой дамбы прикрепил остатки прежних маццев с объяснительными табличками, хорошо видимыми прогуливающимся по дамбе. Было бы несла'бо?! Или, как подстраиваясь под язык улицы, под шпану со Славянки, иногда цедили сквозь зубы: «Не слабо'?», то есть, типа «не впечатлительно ли?», «не достойно ли внимания?», «не сильно ли?».

   С позиций руководства города советских и постсоветских времён правомерно навешивать на меня любые ярлыки, но в ФРГ, в ГДР и даже в до послевоенной Германии я видел совершенно иное отношение к старым кладбищам, в том числе — еврейским. Повторяю, не только после окончания Второй мировой войны, но и до неё, даже в период официального оголтелого антисемитизма, достигшего максимума после прихода нацистов к власти. Я об этом сообщал — почитайте в уже упомянутой статье 2012-го года: Писать об этом стыдно. Но надо! (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Табличкой «Европейская площадь» на веже тут не отмахнуться: от позорного прошлого, от его замалчивания, нежелания осмысливания (постижения смысла) и соответствующих выводов на будущее.

***

   Пора умерить мне свой пыл. Помните, как А. С. Пушкин писал в VI-й главе «Евгения Онегина»: «А может быть и то: поэта // Обыкновенный ждал удел. // Прошли бы юношества лета: // В нем пыл души бы охладел. // Во многом он бы изменился …» Но это не обо мне. Констатирую сие в намного меньшей степени с чувством удовлетворения от достигнутых успехов, от сознания важности, значительности моей просветительской деятельности, чем — с сожалением. Потому что по результатам, по итогам можно говорить только как о чём-то, напоминающем всего-то клапан выпуска пара в мультиварке-скороварке. Приготовленные мною под большим внутренним напряжением разнообразные блюда мало кому приходятся по вкусу, благо хоть голова моя при том, что я называю просветительством, от повышенного внутричерепного давления пока не разлетелась. Публикации служат «клапаном выпуска пара», ведут к временному уменьшению душевной горячности. Вот и эта картинка, представленная в коллаже. Возникла она следующим образом.

   Развернув по центральной оси на 15 градусов против часовой стрелки аэроснимок кладбища и «подложив» его под современный снимок из космоса (последний стал при этом несколько прозрачен), я вы'равнял, ориентируясь на очертания улиц Г. Успенского - Єв. Коновальця, Палиева Яра - Паліїва Яра и других, оставшихся на тех же местах за прошедшие 74-е года, масштабы обеих карт (28 и 29). После чего нарисовал на карте ГУГЛа возможные довоенные границы кладбища. Автоматическое измерение указало периметр кладбища — 1.120 метров, площадь — 6, 3 гектара. Учитывая использование только прямых линий для обозначения границ, полученные результаты, скорее всего, несколько завышены (я мог невольно прихватить не относящиеся к кладбищу участки). Но при попытке - извилистой линией - «точного» следования  п р е д п о л а г а е м ы м  границам результат, уверяю вас, оказался бы с не меньшей погрешностью. Предполагать — не знать. Посему я бы бессознательно (но неумышленно) «вёл свою линию» в двойном смысле этого словосочетания (в том числе, и на достижение величины площади кладбища, близкую к услышанным от священнослужителя семи гектарам).

   Цель этой простой процедуры, провести которую никто до сего времени не решался, не имеет ничего общего с поисками оснований для требования «освободить территорию». Всё, возможно, за малейшими исключениями (там, где запрет на застройку нагло игнорировался и есть доказательства того!), должно оставаться на своих местах. Многих собственников недвижимости, приусадебных участков и тому подобного, разместивших свои владения каким-то путём на кладбищенской территории, уже в живых-то нет. Наказывать их потомков? Оставлять детей без Садика?

   Но показать, насколько глупо выглядят новые границы кладбища, нарисованные неизвестно на что ориентировавшимися работниками мэрии, следует. Они-то считают себя Александрами Македонскими, разрубившими гордиев узел. Но сделали они не зря это втихаря, потому что глаза их постоянно косились на вышестоящее начальство (там ли рубим?), руки дрожали (не отрубится ли лишний сантиметр огорода или сада у кого-нибудь «со связями»?), а лезвие меча, лежащего уже три последних десятилетия Независимости без употребления, заржавело и «украсилось» щербинами. Оттого и не отважились они рубить, а нацарапали затупившимся остриём меча эти несуразные границы, изобразив что-то вроде поильника для лежачего больного — символ кладбища: очень старого, больного и безнадёжно неизлечимого.
   Когда-то в Виннице тон задавал художник-авангардист Натан Альтман, сейчас, оказывается, взяли своё художники-символисты. Имена их пока не известны, но подвижничество, самоотверженная их деятельность по сотворению воображаемых границ еврейского кладбища и эпохальное дополнение ими точнейших карт ГУГЛа не забудется никогда!
   Осквернять это творение попыткой измерения периметра и площади сего картографического шедевра не советую никому. Самому мне надругаться приблизительными расчётами и тем самым испоганить, лишить святости безгрешный Поильник и в голову не могло прийти…

   [Карты 30 и 31 приведены для демонстрации «формообразования» площади еврейского кладбища властями: послевоенными советскими и постсоветскими (независимыми), называвшими себя прежде в СССР  д е м о к р а т и ч е с к и м и  и позиционирующими себя ныне тоже как таковые. То, что  д е м о с  — основная часть винничан-граждан СССР и, соответственно, Независимой Украины принимали активное участие в формировании образа никому уже не нужного (ранее) или, противу этому, возродившегося из пепла (ныне) еврейского кладбища, естественно, ни у вас, ни у меня не вызывает малейшего сомнения. На том и порешили … ]

   Продолжение следует: http://proza.ru/2023/09/14/1598.