Фатальное решение

Владимир Араба
Я пришёл на работу старшим механиком на буксир РБ-69, состоящий в отделе вспомогательного флота НВМБ*, во время второй половины 90-х, судно временно базировалось на причалах Новороссийского Судоремонтного Завода вместе с кораблями второго дивизиона бригады.
Я отпустил вахтенного матроса Сергея Вотинцева для решения откуда не возьмись свалившихся на него проблем, и сидел на диване в кают-компании, откуда через открытые двери было хорошо видно людей, заходящих на судно по трапу.

 В этот июльский вечер 1995года, я увидел, как группа из четырёх мужчин, перешли по трапу и сразу зашли в кают-компанию. Ими оказались три мичмана с МПК** и сверхсрочник в погонах старшины 2 статьи- все были примерно одного возраста- до 40лет. Поздоровавшись со мной, один из мичманов спросил разрешение на то, чтобы им посидеть в уютной обстановке за парой бутылок беленькой.
-Пожалуйста- говорю, я не против.
Все четверо быстро расположились за столом и тут же налили в стаканчики- раложили на газетном листе принесённую с собой закуску. Стало понятно, что они здесь не впервой и вахтенной службе буксира скорее всего были знакомы.
Однако, от приглашения к совместному распитию я отказался, и повод: «день ВМФ»- меня не убедил.

 Телевизор я выключил, что бы не мешал читать книгу: «Новый Завет». Такой интерес к прочтению, у меня появился после разговоров с Сергеем, мне показались убедительными  слова о его личном познании Бога, и я к тому времени был уже совсем не против поменять свой образ жизни: молодого человека, склонного ко всякого рода приключениям, диктуемым желаниями и представлениями живущими в среде людей морской профессии. Против Остаповского принципа: «чтите уголовный кодекс»- ничего не имел против- всегда его соблюдал.

 Итак, гости сидят скромно: угощаются водочкой, закусывают и мирно общаются о своём: аналогичных компаний и похожих разговоров было и у меня предостаточно, и поэтому без интереса, я изредка отвлекаясь от текста- бросал взгляд в сторону компании. В какой-то момент, я заметил, что за разговорами ими была опорожнена четвёртая бутылка. Но не это привлекло моё внимание. Сначала, мне показалось странным зависимость мичманов от той темы разговора, которую предложил Виктор, который и после пятой на их счету поллитры выглядел совершенно трезвым и рассудительным. Я не запомнил содержания разговора, и не пытался в его суть вникать, но в один момент Виктор легко поднялся из-за стола и подошёл ко мне. Я в это время продолжал прочтение лёжа на диване.
- А ты почему не пьёшь с нами?: спросил Виктор.
- Просто нет желания, и похоже, что его(т.е.,желания) больше не возникнет- тем более в таких объёмах «бункеровки» как у вас- похоже приняли на «борт» каждый по литру с четвертью. Все приняли равно, а ты Виктор, «ни в одном глазу»- ничем не выдаёшь своего состояния опьянения- среди этих мужиков ты самый худощавый, откуда такая крепость?
-Слышал, что тебя зовут Владимир?: пройдёмся до ближайшей «точки» за недостающей бутылкой, и по пути я расскажу кое-что: тебе будет интересно.

 Я в этот момент повёл себя довольно странно: увлёкшись феноменом, я сделал то, чего до этого себе не позволял- будучи старшим на борту и замещающим отпущенного мною вахтенного матроса- я согласился на предложение Виктора.
 До сих пор загадка для меня: с чего бы это?- взять и оставить судно с тремя датыми мужиками, не имеющими отношения к судовой команде- в кают-компании, и ещё тремя членами экипажа буксира в своих каютах, время подошло к полночи.

 Идти правда пришлось недалеко, транспорт в то время и в этом месте- явление редкое. Ну, как ожидалось, я услышал рассказ Виктора.
- Работал я до недавнего времени в Керчи в рыбопромысловом флоте на БМРТ*** матросом. Всё в жизни удалось: красавица жена, три смышлёных пацана, жильё с обстановкой, хороший доход и пр. Привычный образ жизни: в радости, любви и всяком достатке закончился неожиданно. Три года назад, в это самое время мы были на промысле сельди- жирная и крупная, отъевшаяся исландским крилем- и находились мы в Северной Атлантике за полярным кругом: примерно 65°СШ и 7°ВД…
Тут Виктор прервал монолог и вошёл в открытую калитку частного домовладения, где на его стук- через открытую дверь, в диапазоне пары-тройки минут, совершили сделку: две бутылки передали за плату.

 Возвращаемся на завод к причалу. Виктор продолжает говорить:
- Занимался я на «подвахте» обработкой сельди, которой уже наловили в избытке, по технологии: «филе сельди обесшкуренное» под заморозку. Находился в цеху  рыбообраработки вместе со своей сменой. Как вдруг, резкий удар в правый борт судна, склонил его так, что все ёмкости с сельдью рухнули с разделочного стола- от удара протвинем с рыбой пострадал получив травму руки моторист.
- И это было только началом- при таком крене на левый борт, при открытых трюмах (так я думал, что открыты) мы могли вмиг затонуть набрав в них забортной воды. Мы поспешно стали покидать нижние палубы, в которых размещался цех, брали с собой индивидуальные спасательные средства и двигались по направлению выхода на главную палубу. Поднявшись на верх, через иллюминатор в двери, я, видя волны поднятые двеннадцатибалльным штормом, испытал смертельный ужас и панику в своей душе от понимания того, что судну предстоит гибель в безумной пучине вод. Страх стал контролировать полностью моё сознание после того, как экипаж узнал о том, что смытые волной за борт сети намотались на гребной винт и судно потеряв ход став абсолютно неуправляемы и полностью покорилось власти стихии.

 В этот момент нашего разговора, мы с Виктором пересекли проходную завода и до буксира на причале уже было «рукой подать».
- Я не контролировал своей воли- ужас разрушал её остатки изнутри, как вдруг, мне не показалось, а совершенно ясно и понятно я услышал голос:
- У меня проси спасения.
- Не задумываясь, зная кто мне говорит, я вмиг ответил не отдавая отчёта своему поступку:
- Душу свою продаю тебе- раб твой навеки, если спасёшь мою жизнь.
В это время мы зашли в кают-компанию буксира, где немало удивлённые скорости нашей экспресс-доставки заказа- мичмана.
Обе бутылки Виктор поставил на стол- одну из них сразу же стал разливать по стаканчикам.
- Что было дальше: спрашиваю его.
- Погода, как по движению волшебной палочки изменилась, ураганный ветер стих- волны стали успокаиваться, а затем и вовсе убились до штиля. Затем механик-водолаз во время спуска под воду освободил винт от сети- я со своей сменой заступил на вахту и жизнь продолжилась ровно с того места, как за минуту до урагана- всем и всё казалось реально замечательным- необыкновенно большой улов ценной рыбы по прибытии в порт, выразился в виде отличного заработка каждого члена  экипажа в соответствии со своим «паем».

 Я тогда заметил, что Виктор не просто быстро двигался во время нашей прогулки- это был почти бег, но при этом говорил непрерывно и сохранил дыхание. И мне, как бывшему бегуну- разряднику, не было понятно это явление с физической точки зрения.
Когда одну из бутылок допили, мичмана стали расходится, а вернее сказать передвигаться в сторону выхода, удерживая себя на ногах- цепляясь за попадающиеся на пути предметы, а то и вовсе опираясь на переборку. Когда все ушли, Виктор остался, и довершил свой рассказ до конца:
- Казалось, что жизнь не изменилась с того самого времени, за исключением: жена стала жить с другим мужиком в нашей трёхкомнатной, а мне достались два чемодана с личными шмотками, с работы уволили и вот теперь я здесь.
- Вот какое приложение к совершившейся сделке я получил бонусом. Живу здесь на плавказарме в каюте. По ночам не имею не сна ни покоя- этого ужаса не описать в словах, и сбежать никуда не могу, т.к двери становятся едино с переборкой одной конструкцией- это западня.

 В какой-то момент, я стал ощущать поднимающуюся внутри себя волну страха, посмотрел на Виктора:  меня сверлил до внутренности взгляд, кошачьих зрачков его глаз. С того момента, моё восприятие события не поддаётся никакому описанию. Тогда, первый раз в жизни я понял значение молитвы к Богу, и делал это с огромным рвением- голосовые связки едва справлялись с парализующим их работу действием.
Тогда я услышал предложение на свой счёт голосом, отличным от голоса Виктора более низким тембром звучания и слегка приглушённым.
Предложение касалось отказа почитать и служить Богу, который, по словам говорящего есть на самом деле неверный в своих обещаниях и др. Так-же предложил лучшие, нежели прежние условия жизни, положение в обществе, достойную работу и пр. В качестве подтверждения своих слов, говорящий от имени Виктора сказал:
- На тупиковом пути возле блока цехов «котельного» и «трубопроводного» стоит вагон с водкой- можешь смело его выгружать- весь товар твой, печати сняты и двери раскрыты.
- Нет, я отказываюсь от твоего предложения: ответил я.
Тогда-то, наконец адски выматывающий душу разговор окончился, по моим жилам опять стала вместе с потоком крови- циркулировать сама жизнь- я вздохнул и выдохнул с облегчением.

 За столом сидел Виктор- это был совсем другой человек. Он слез со стула на палубу и на четвереньках проследовал через трап на причал, а затем на плавказарму.

P. S.
Через время, я работал в этих местах сменным механиком на перегрузочных машинах. За это короткое по сути время, у завода отняли полностью причалы под перевалку металла за «бугор». А что касается главного вопроса, то однажды, стивидор Андрей из моей смены, рассказал историю об обнаружении пару-тройку лет назад среди вагонов с аллюминием в упаковках: один лишний- полный элитной водки. Долгое время не знали, чей он и что с ним дальше делать. А при всём дефиците пустых вагонов на ЖД станции- его не искали- даже не числился. Тогда подумали, что он принадлежит одному из известных авторитетов…

*НВМБ: Новороссийская Военно-Морская База.
**МПК: Малый Противолодочный корабль.
***БМРТ: Большой Морозильный Рыболовный Траулер.