Сколько русских купцов было убито при освобождении

Али Албанви
Сколько русских купцов было убито при освобождении Шемахи лезгинами?

Мы располагаем гораздо более подробной информацией о Ширване [Shirvan] и прилегающих регионах в годы после прибытия [нидерландского путешественника Корнелиса] Де Брюйна [De Bruyn].

В 1709 году провинция стала объектом набегов лезгинских горцев [Lezghi mountaineers], которые воспользовались вакуумом, образовавшимся в результате отступления власти Сефевидов. Под руководством духовного лидера, суннитского священнослужителя по имени ал-Хаджжи Давуд [Hajji Da’ud], они двинулись в Ширван под суннитским знаменем, провозглашающим горячее желание снять иго Сефевидов. Народ соседней Армении восстал в 1716 году, убив своего губернатора Мухаммад-‘Али-хана [Muhammad `Ali Khan].

С 1718 года вторжения лезгин в Ширван усилились, по слухам, это было спровоцировано визирем Фатх-‘Али-ханом ’ад-Дагистани [Fath `Ali Khan Daghistani]. В апреле того же года они захватили село Ак-Таши [Ak Tashi] близ Низовой [Nizovoi], похитив несколько его жителей и разграбив караван из сорока человек, направлявшийся в Шемаху [Shamakhi]. Последовали новые сообщения о лезгинских грабежах. К началу мая около 17 тысяч лезгинцев подошли к Шемахе на расстояние двадцати километров, готовые атаковать город после разграбления окрестных поселений.

Волынский [Volynskii], вернувшись в Шемаху в 1718 году, обнаружил, что местные власти считали великого визиря неверным, поэтому считали его приказы недействительными и даже ставили под сомнение авторитет самого шаха. Тем временем итальянец [Флорио] Беневени [Beneveni] настаивал на том, что население города готово восстать против своих сефевидских повелителей за вымогательство у них крупных сумм денег.

В 1719 году для противостояния лезгинской угрозе региону были привлечены грузинские войска. В 1721 году, когда курды совершали набеги на Иран из района Эрзурума и бродили вблизи Исфахана, хаос на севере достиг своего апогея с захватом Шемахи лезгинами. Что свидетельствует о том, насколько разгорелись этно-религиозные чувства в этот момент, от 4000 до 5000 шиитских жителей города были преданы мечу. Столь же показательным является замечание Дурри-эфенди [D;rri Efendi], османского посланника, прибывшего в Иран в начале 1721 г., о том, что агрессии лезгин можно было избежать. В частной беседе Мухаммад-Кули-хан [Muhammad Quli Khan], преемник Фатх-‘Али-хана ’ад-Дагистани, предположил, что лезгин, как и афганцев, могли подкупить. Их набеги, утверждал он, на самом деле были направлены на то, чтобы заставить шаха признать их вассальный статус, облачившись в почетное одеяние и выплатив согласованную ренту. Только упрямый отказ правителя помешать этому найти решение.

Нападение лезгин имело и другие последствия; оно повлекло за собой гибель большого числа русских купцов и потерю огромной суммы денег в товарах. Цифры разнятся — российские источники говорят о более чем 300 убитых и 400 000 пропавших без вести туманах; но это, скорее всего, преувеличение, призванное усилить оправдание последующего нападения русских; более реалистичные сообщения говорят об убийстве нескольких смотрителей караван-сараев и потере 60 000 туманов.

Независимо от количества, эти события дали русским повод, необходимый для вторжения в северный Иран через Дагестан в рамках более крупного проекта по установлению прямых коммерческих связей с Индией, который царь Петр готовил годами. В конце 1714 года его соотечественники снарядили в г. Астрахань от 300 до 400 больших судов для нападения на шелководящие части Прикаспия, что побудило многих жителей Гиляна бежать из этого региона.

Три года спустя 30-тысячное российское военное присутствие прибыло на южные берега Каспийского моря недалеко от Астрабада. Исфахан не отреагировал на эти события каким-либо значимым образом, а, поскольку Гилян переживал серьезный налоговый бунт, север теперь, казалось, созрел для добычи. Доклады Волынского о плачевном состоянии армии Сефевидов, должно быть, убедили царя в том, что оккупировать северный Иран будет легко. Прежде чем сделать это, русские направили манифест, оправдывающий свое вмешательство и обещавший защиту правителям, населению и всем торговцам. Выставив около 100 000 солдат, включая казачьих, татарских и калмыцких вспомогательных войск, и при поддержке шамхала Тарки Адиль-Гирея, который предоставил продовольствие, русские в августе 1722 года взяли Дербент. После захвата Шемахи [лезгинами] ал-Хаджжи Давуд искал защиты у России, заявляя о своей верности царю. Когда русские дали ему ответили отказом, он обратился за защитой уже к османам.

В 1723 году османы двинулись на Кавказ, взял Ереван и Тифлис, получив охранный статус над Шемахой, и в конце-концов они захватили Гянджу. Они также взяли под свой контроль большую часть западного Ирана, включая Кирманшах, Хамадан и Маранд, увенчав свое завоевание оккупацией Тебриза в июле 1725 года. Необходимость установления новых сфер влияния на Кавказе поставила Москву и Стамбул на грань нового конфликта. Тем не менее, при посредничестве Франции они подписали Константинопольский мирный договор в 1724 году, согласно которому Дагестан, части Ширвана, Гиляна и Мазендерана перешли к русским, в то же время позволив османам аннексировать Грузию, Армению, западные части Дагестана и Ширвана, Хамадан, Кирманшах и окружающие районы Ирака-и Аджама.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Rudi Matthee. Persia in Crisis. Safavid Decline and the Fall of Isfahan. Published by I.B. Tauris & Co. Ltd In association with the Iran Heritage Foundation. London. 2012. P. 223; 225–227. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35Ye7D, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.09.2023). — Яз. анг.