Али-Кули-хан ал-Легзи - поэт, автор Tarikhi Daghis

Али Албанви
‘Али-Кули-хан ал-Легзи — поэт, автор «Tarikhi Daghistani»

Во второй половине XII в. от хиджры появилось множество биографических сочинений, но из длинного списка *тазкиратов самым ранним, является «Рийазат аш-шуара» [рус. «Сад поэтов»], ‘Али-Кули-хана [анг. Ali Culi Khan; Ali Culi Khan Legzi], уроженца Дагестана, от которого его сочинение иногда называют также «Tarikhi Daghistani». На этот тазкират ссылается большинство писателей, ставших его преемниками, и во многих источниках данный автор известнен под тахаллусом «Валех».

‘Али-Кули-хан в смутное время в Персии и восхода солнца славы Надир-шаха покинул свою страну и поселился в Индии, был благосклонно принят при дворе, жил в мире и довольстве, в почете и уважении, в обществе своих друзей до 1180 г., когда он умер.

Почти такие же сведения о жизни Валеха приводит Тазкират Абу Талиб [анг. Abu Talib], в которой Шамхалы в Дагестане названы выходцами из города из рода ‘Али-Кули, а первым поселенцем в Персии назван Алкас Мирза [анг. Alcas Mirza], младший сын Алдер-хана из Шамахана [анг. «Alder Khan of Shama khan»].

«Во времена султана Хусейн Мирзы главные должности в королевстве занимали разные члены его семьи: Фатх-‘Али-хан [анг. Fath Ali Khan], его младший сын Сипах Салар [анг. Sipah Salar], и Мухаммад-‘Али-хан [анг. Muhammad Ali Khan, отец ‘Али-Кули-хана] младший брат Лютф-Али-хана [анг. Lutf Ali Khan], управляли Ганджа и Ширваном».

Датой эмиграции Валеха в Индию считается 1147 г., а его смерти — 1170 г. х. Содержание его «Дивана», — добавляет Абу Талиб [анг. Abu Talib], — оценивается в четыре тысячи куплетов. Очень краткое упоминание о Валехе есть в «Atesh Kedah». В этом источнике он обычно цитируется как «‘Али-Кули-хан ал-Легзи» [анг. Ali Culi Khan Legzi].

Автор перевода: ‘Али Албанви

*Примечание: Тазкират — жанр антологическо-библиографических энциклопедий.

АЛ-ЛАКЗИ (араб), АЛ-ЛЕКЗИ, АЛ-ЛЕГЗИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из «Страны лезгин» («Билад лакз» — сегодня это земли преимущественно Южного Дагестана и современного Северо-Западного Азербайджана); Билад лакз — также территория компактного расселения лезгиноязычных народов.

’АД-ДАГИСТАНИ (тур. ed-Da;;st;n;, ad-D;;ist;n;) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к историческому Дагестану (ныне, земли частично современные Дагестан и Азербайджан). Нисба «ад-Дагистани» использовалась не только в отношении жителей собственно Дагестана, а выходила за его современные административные границы. Исторически в понятие «Дагестан» входила территория от Ширвана и до Ингушетии. В качестве примера можно привести нисбу известного в Чечне исламского учёного Шамс ад-дина сын Аута — аш-Шали ’ад-Дагистани («из сел. Шали из Дагестана»). При этом населенный пункт Шали расположен на территории современной Чеченской Республики. Нисбой «’ад-Дагистани» могли именоваться также жители северных районов современного Азербайджана. Эту нисбу носил широко известный всему исламскому миру шафи’итский факих, учёный ‘Абд ал-Хамид ’аш-Ширвани ’ад-Дагистани («из Ширвана из Дагестана») и многие другие.

Литература

1. N. Bland. On the Earliest Persian Biography of Poets, by Muhammad A;fi, and on Some Other Works of the Class Called Tazkirat ul Shu;r;/ The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, 1847, Vol. 9 (1847), pp. 143–144; 146. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/25207637, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.09.2023). — Яз. анг.