Немецкие охотники в небе Днепра - 3

Андрей Грачев 2
Эрих Хартманн.

Для будущего первого аса люфтваффе осень была весьма успешной. Он штамповал победы ничуть не хуже, чем Ралль и Крупински. В сентябре он с 15 числа заявил 25 побед, а в октябре оформил 33 победы. 20 сентября он одержал сотую победу в карьере. Один раз его и самого подбили, произошло это 14 ноября, однако и на этот раз ас смог довести самолёт до аэродрома и посадить его.

15 сентября ас открыл счёт победам в ту осень. В его прицеле оказался ведущий советской группы, Ермолаев Сергей Петрович, лётчик 274 иап, имевший 3 победы на счету. Он спасся с парашютом и попал в плен.

18 сентября у аса был крайне успешный день. С этим днем, кстати, связана интересная история. Служивший в 8 отряде Фридрих Облезер, очень успешный охотник, весьма скептически относился к количеству побед Хартманна. Хартманн предложил Облезеру полетать с ним и посмотреть, как он сбивает самолёты.

Уже утром асы отработали на "отлично". Советские пилоты совершали налет, 6-я Гшад в сопровождении Яков 288 иад. Над целью стремительной атакой Облезер сбил один из "Илов", пилот Елисеев повторил подвиг Гастелло и врезался на горящем самолёте во вражескую колонну. В свою очередь, Хартманн сбил один из истребителей сопровождения, лётчик Малоголовко. Затем Хартманн атаковал, уже в другом бою, группу 812 иап, наглядно показав Облезеру, как он умеет воевать. Группа была укомплектована малоопытными пилотами, и в итоге Хартманн без особого труда сбил три самолёта, погибли пилоты Белоус, Кондяков и Русаков. Облезер тоже успел отличиться. Своей фирменной атакой с крутого пике он чуть раньше прямо над целью сбил ведущего советской группы. Поскольку атаку никто не заметил, первоначально советские пилоты решили, что Советского аса сбили огнём с земли. Облезер сбил в той атаке Конобаева Василия Сергеевича из 291 иап, имевшего 20 побед на счету. Полк потерял и ещё один самолет, который тоже пилотировал опытный пилот, комэск Бычков Василий Федотович, имевший 4 победы на счету. Он был тяжело ранен и умер в госпитале. Тут уже победа на счету Йоханнеса Бунцека. В общем, надо признать, отработали немцы успешно.

19 сентября ас заявил ещё две победы, из которых одну мы точно идентифицировали. Опять пострадал 812 иап. Группа полка ушла на задание по сопровождению Пе-2, вел группу опытный ас Чураков Георгий Павлович, имевший 7 побед на счету. По возвращении с задания немецкий охотник внезапно атаковал и сбил его. Чураков попытался довести подбитый самолёт до своих, но вынужден был сесть около линии фронта и был убит солдатами противника.

20 сентября ас заявил четыре победы. В первом случае он сбил два Яка из состава 897 иап. При возвращении два лётчика полка потеряли группу, Хартманн сбил обоих. К счастью, выжили оба. Одним из них был, кстати, хороший лётчик Бень Иосиф Кириллович, имевший уже 4 победы на счету. Этот лётчик в августе 43 года, как вы можете помнить из наших статей, сбил в бою толкового аса Вернера Пульса, который часто в тот период ходил ведомым Хартманна. Как видим, Хартманн частично смог отомстить за друга.

Следующая победа должна была стать сотой в его карьере. И он вскоре её одержал. Он атаковал звено 104-го гиап. В итоге было подбито две "Кобры", пилоты Графин и Румм. Несмотря на то, что самолёты получили лишь мелкие повреждения, немцы оформили две победы. Кроме Хартманна, заявил победу его тогдашний ведомый Херберт Бахник, в будущем тоже видный ас. Тут Хартманн, конечно, сильно приврал. Эта заявка имеет ещё меньше оснований, чем 250 победа Ралля. Впрочем, лучше отметить другое: в преддверии этой самой сотой победы Хартманн не занимался накруткой, а воевал честно. В тот же день он оформил ещё один "ЛаГГ". Очевидно, это был единственный потерянный в тот день 8-й ВА "Як", благо других заявок на него нет.

После этого до 25 числа ас взял паузу, зато 25 числа заявил три победы. В тот день немцы как-то с заявками перестарались: 8 ВА всего потеряла 3 истребителя. Немцы же, ничтоже сумняшеся, оформили 8 штук. Причём 73 гиап понёс потерю, судя по всему, в бою с Фридрихом Облезером. Также заявка от стрелков KG55 выглядит максимально правдоподобной, учитывая тот факт, что бомбардировщики люфтваффе почти никогда не завышали. В общем, очень похоже, что Хартманн в тот день с заявками перестарался.

Собственно, и 26 числа обе заявки на "Кобры", сделанные, очевидно, в боях против 16 гиап, не имеют никаких реальных оснований. В первом случае в бою с группой Покрышкина был сбит один самолёт, погиб пилот Попов, но, сопоставив все данные, мы можем утверждать, что сбил его Фридрих Облезер. Во втором случае и вовсе потерь не было понесено. Ещё ас заявил "Як", который, скорее всего, подтверждается.

А вот 27 числа ас одержал две вполне реальные победы. 49 иап потерял от атаки аса пилота Каширина. Более тяжелую потерю понёс 274 иап. Был сбит атакой Хартманна штурман полка, опытнейший ас, ветеран ещё испанской, Иванов Степан Иванович, имевший 7 побед на счету.

29 числа Хартманн сбил ещё двух опытных советских асов. В первом случае он атаковал ведущего группы 49-го иап. От атаки аса погиб опытный ас Заяц Николай Филиппович, имевший 9 побед на счету. Затем ас нанёс тяжелую потерю 104-му гиап. На задание отправилась группа полка под руководством Вишневецкого Константина Григорьевича. Задачей был перехват хе-111 и ю-87. Группа разделились - часть начала преследовать ю-87, а Вишневецкий занялся хе-111. В ходе боя его ведомый Скорняков, вместо того чтобы прикрывать ведущего, погнался за хе-111 и расстрелял весь боезапас без видимого результата. Воспользовавшись этим, Хартманн подбил Вишневецкого. Самолет последнего получил повреждения небольшие, но сам ас был тяжело ранен в руку. Он, тем не менее, почти дотянул до аэродрома. Хотя самолёт был в результате сохранен, но сам ас был тяжело ранен и уже не мог воевать. Он был штурманом полка и имел 31 победу на счету. День для полка вообще был трагический: в другом бою погиб командир полка Семенишин, о чем мы ещё расскажем. Так Хартманн вывел из строя замечательного советского аса. Однако снова отметим, что Хартманн заявил подбитый самолёт как сбитый. И вообще далеко не факт, что отличился именно Хартманн. В том бою было подбито три советских самолёта, в частности тот же самый Скорняков. Все повреждения были несущественные, но заявку оформил только Хартманн. Не исключено, что Вишневецкий вовсе не был заявлен. Узнать это наверняка уже не получится.

30 числа ас заявил три победы. Однозначно не подтверждается ЛаГГ, поскольку в тот день теряла 8-я ВА только "Кобры". Однако обе заявки на "Кобры" имеют подтверждение. В первом случае ас, подкараулив момент, сбил пилота Крещука Александра Семёновича из 104 гиап, имевшего 2 победы на счету. Пилот этот попал в плен, причём позднее согласился вступить в РОА. Во втором случае Хартманн поучаствовал в разгроме 100-го гиап. Было сбито три самолёта, и один из них сбил Хартманн. Одним из сбитых был Дольников Григорий Устинович, имевший 3 победы на счету. Как и Крещук, он попал в плен, но, в отличие от него, вёл себя в плену достойно, позже бежал из плена, вернулся в полк и стал знаменитым асом. Он стал прототипом главного героя произведения "Судьба человека".

В целом, если подводить итоги сентября, то можно сказать, что Хартманн в этот период ещё был асом объективным и очень опасным. В качестве цели выбирал зачастую командиров групп, умел неожиданно подкрадываться и наносить разящий удар, в общем копировал стиль своего учителя Вальтера Крупински. И всё же уже в этот период мы видим, что ас периодически записывал в сбитые самолеты, которые только несильно подбил, а то и вовсе не попал. Особо он этим пока не злоупотреблял, так как Ралль, командир группы, не поощрял такие вещи. И всё же тенденция эта была нездоровая. Любопытно ещё вот что: Хартманн начал накручивать не в преддверии сотой победы, как обычно делают, а уже после неё.

1 октября Хартманн сбил два истребителя за один бой, что соотносится с потерями 3 ИАК. А 2 числа он оформил целых четыре победы. На сей раз он эпично приврал, поскольку все потери 8 ВА в тот день ограничились одной "Коброй", пилотировал её знаменитый ас Ковачевич, случай этот известен, как и автор победы.

Аналогично и 3 октября обе победы Хартманна не имеют никакого реального основания. 8 ВА потеряла всего два своих Яка, немцы наоформляли семь заявок, и обе заявки Хартманна не имеют по месту подтверждения.

4 октября Хартманн сбил Кобру из состава 16 гиап, пилотировал её лётчик Галкин. Он совершал одиночный облет самолета после ремонта. Советские источники эту потерю отметили как небоевую, очевидно ошибочно.

После этого асу удалось отличиться только 11 числа в районе Запорожья. Он сбил лётчика 483 иап Гуру Степана Петровича, имевшего уже две победы на счету. Лётчик посадил самолёт на брюхо и пешком вернулся в часть.

12 числа ас одержал четыре победы. Утром за вылет он одержал сразу три, причём советская сторона их подтверждает. Сначала ас атаковал 866-й иап. Хартманн сразу же решил вывести из строя ведущего советской группы, и это ему удалось: лётчик Зиновьев Александр Алексеевич, имевший 5 побед на счету, был подбит и посадил самолёт на брюхо. Ещё одной атакой был сбит лётчик Сазанский. Затем Хартманн атаковал группу 107 гиап, ведущим был Кучеренко Григорий Авилович, весьма сильный ас, имевший 8 побед на счету. Хартманн выбрал ту же тактику: внезапно со стороны солнца атаковал ведущего и сбил, к счастью советский ас не пострадал. Подтверждается и его четвёртая победа в тот день, он сбил самолёт из состава 295 иад. На следующий день Хартманн тоже добился успеха, он сбил лётчика Антонова из 116 иап. Лётчик был тяжело ранен и более не воевал.

14 числа ас заявил три победы. Утром он вёл бой против двух групп 5-го гиап. Сначала он сбил пилота Гребенкина из группы Кальсина, а затем внезапной атакой сбил Медведева из группы Попкова. Третья победа одержана в бою против 31 иап, потерявшего три своих самолёта.

Ещё три победы ас одержал на следующий день. Впрочем, на сей раз ни одна из заявок не имеет никакого подтверждения. В тот день вообще немцев понесло, что называется, не в ту степь.

20 числа ас заявил три "Кобры", но эти победы пока трудно подтвердить или опровергнуть. 21 октября ас сбил Ла-5 из состава 302-й иад.

24 числа ас заявил две победы. "ЛаГГ", им заявленный, не имеет подтверждения, а вот Кобру он сбил. Пилотировал её лётчик Хотовский из 104 гиап. Сбил её он в своей манере - внезапная атака.

25 числа Хартманн решился, встретив одиночный "Як", на нестандартный для себя бой один на один. Этот бой шёл очень долго, но в итоге Хартманн одержал победу. Он сбил вылетавшего на разведку пилота 43 иап Шипулю Игоря Васильевича, имевшего 4 победы на счету.

26 числа ас заявил две "Кобры". Ещё одну заявил его напарник, фельдфебель Херманн Вольф. При этом реально в том бою была подбита всего одна "Кобра" из состава 9-го гиап. Внезапной атакой был подбит Королев Иван Георгиевич, имевший 7 побед на счету. Но отнюдь не сбит, он смог довести самолёт до аэродрома и посадить его. Наконец, 29 числа ас заявил ЛаГГ и Кобру, но по месту обе эти заявки не имеют подтверждения.

В ноябре ас заявок не оформил, он ездил в отпуск. Мы рассказывали, как в начале ноября его самого подбили советские пилоты. Вероятно, ас уже перед отпуском ослабил бдительность и пропустил внезапную атаку, которые сам проводил столь мастерски. Мы можем подвести некоторые итоги.

Мы разобрали 50 заявок аса, то есть почти все. Из них подтверждаются 29 штук, а 21 победа не имеет подтверждения. В целом, результат неплохой. Однако, безусловно, по объективности ас сильно уступает остальным асам JG52. Он в тот период стал всё больше увлекаться завышением результатов. И в конце концов, в 44 году, он превратился из хорошего аса в обычного накрутщика, жалкого хвастуна, каким его и знают ныне.

Накрутки накрутками, но Хартманн в тот период был хорош. Это была практически копия Крупински по манере боя. Хартманн никогда не отличался особой меткостью, поэтому и не атаковал с крутого пике, как снайпера Облезер, Штурм или Ралль. Он подкрадывался как можно ближе и бил с короткой дистанции. В этот период он сбил несколько опытных советских асов. Конечно же, самым крупным успехом была победа над Вишневецким, однако, по указанным нами причинам, там может быть не всё однозначно. Есть вероятность, что Вишневецкого подстрелил не Хартманн. Но и без этой победы мы можем сказать, что Хартманн был весьма силен в данный период.