Записная книжка

Нина Де Рябина
                Многие из моих современников записные книжки перенесли в телефоны. Я тоже хотела это сделать, но когда брала в руки свою бумажную и открывала её, меня просто оглушал взрыв воспоминаний о встречах, о лицах, отношениях с этими людьми. И я откладывала это мероприятие до следующего раза.
Взяла в руки последнюю, открыла. Некоторые страницы размыло от попавшей когда-то воды, и фамилии с именами не читались, придётся восстанавливать. Буквы и цифры – вехи жизненного пути. В телефоне они не были бы такими родными. Моего пути и моих друзей, родственников, подруг, коллег.

                Мой жизненный путь упёрся во фразу, пугающую обречённостью и безнадёжностью – «заслуженный отдых». Выходит, я заслужила отдыхать от жизни. А я и не уставала от неё. Такие горизонты открылись! Читай, отдыхай на морях, океанах, пестуй свои клумбы с цветами, общайся на полную катушку. Красота! Встречайся с подругами, коллегами.

                Стала листать. Кого-то не брать в следующий отрезок жизни, кого-то оставить, переписывая в новую. Книжка открылась на букве «эс». Почему-то красным цветом выведена фамилия «Саврасова» и имя «Тамара». Захотелось подробно вспомнить и пересказать одну историю, связанную с большими изменениями в её жизни, которых от неё никто не ожидал. И последствиях – они никак не вписывались в опыт профессии следователя. Мне не хватает встреч с ней, доброжелательности, умения уходить от негативных ситуаций, отрицательных оценок событий и поступков людей. Поучиться жертвенной и безграничной любви к дочери, любви к жизни и всему человечеству.
Тамара, Томка… Учились вместе, дружили с пятнадцати лет. В изостудии занимались, стихи сочиняли – то патетические, то любовные. Компания подруг большая, она – одна из них.

                Жила Тамара в пригороде. Сейчас она тоже на заслуженном отдыхе, но жизнь свою поменяла резко и неожиданно для всех нас.
Полная, черноволосая и черноглазая, всегда любила путешествовать. Часто навещала своих одногруппников. Ходила, тяжело переступая ногами, но на удивление, довольно быстро переезжала из одного региона в другой. Мы не успевали следить за этими географическими передислокациями. Дружелюбная, общительная и позитивная. Вот эти-то её качества и подводили её частенько. А история началась следующим образом.

                Со взрослой дочерью Мариной продали квартиру в пригороде, присоединили наследство от тётушки и переехали жить в Москву.
А что такое Москва для провинциалов?
Хотели ли они с дочкой покорить Москву? Скорее всего, нет.  С приездом в столицу они узнали, что в Москве такие же люди, как и везде. И культура, и любезность, и вежливость, и добрые улыбки в столице не редкость. Человеческое поведение автоматически перестраивается во время перемен. Эта аксиома, конечно,
известна Тамаре. Но почему-то автоматическое перестраивание не совсем её прельщало. Хотелось принять более активное участие в этом процессе. К тому же ей повезло: в Москве давно обосновалась другая наша общая подруга Рита. Она им с дочкой помогала вписаться в мегаполис. И они вписывались. Постепенно. Обе работу нашли. Из малосемейки переехали в отдельную квартирку.
Все эти эпизоды истории нам пересказывали Тамара, Рита и Марина. Каждая по-своему.

                Желание стать мгновенно здоровым известно каждому из нас. У Тамары оно совпало с новыми возможностями. Она проходила мимо какого-то строения, над дверью – большой плакат с изображением непонятной кровати. Только хотела поинтересоваться, как навстречу ей вышла женщина.
– Можно у вас узнать, что за кровать нарисована на плакате? – спросила Тамара.
– О, вы не знаете? Это волшебная кровать! Оздоровительная! Да вы заходите, сами всё и узнаете, первые сеансы бесплатные. Я только что полечилась! Изумительно!
Всё и решилось. Одно обстоятельство смущало нашу покупательницу: стоимость превышала двести тысяч. Продавцы пошли навстречу желанию быть здоровым во что бы то ни стало и предложили оформить кредит. В провинции таких благ Тамара тогда не наблюдала. Оформила и позвонила дочке.
– Маришка, ты мне нужна. Я купила кровать, приезжай помогать доставить, – проговорила она в трубку. Голос звучал празднично и величественно.
– Какую кровать? – не поняла Марина.
– Лечебную.
– Что лечить будем, мама?
– Позвоночник мой и твой, – терпеливо объяснила она.
– Там же есть грузчики, есть транспорт для доставки, привезут, а мы занесём. Я в офисе, извини. К дому подъеду.
Тамара отдала последние деньги за весь этот столичный сервис, доплатила подъём на этаж, с пустым кошельком и оздоровительным комплектом вошла квартирку.
Всё пространство, свободное от мебели, занимали коробки и красивые ящики с новым приобретением.
Марина, очень похожая на свою мать, за исключением комплекции, присела на диванчик.
– Мама, а где эта кровать будет у нас стоять? – взволновалась Марина.
– Соберём, посмотрим.
Собрали.
Квадратура жизненной площади удивила обеих. Но ради здоровья решили потесниться.
Сеансы оздоровления чередовали.

                Однажды Тамара позвонила мне по скайпу, и я увидела, как она ложится на эту кровать, что-то включает, и её сто килограммов перекатываются волнами от головы до пяток и в обратном порядке. Она держала в руках какой-то лист бумаги и читала с перерывами на новую волну.
«Сочетание этих методов воздействия обеспечивает следующие результаты:
снятие нервного напряжения и т. д.
– Ты слушаешь? – выкрикнула Тамара.
Моё воображение поразило не это зрелище, а другое – я увидела в их комнате всего два-три квадратных метра свободной площади.
– Тома, как же вы в такой тесноте живёте? Тамара развернулась головой к скайпу, в это время очередной волной её подбросило, и она скатилась на пол. Я услышала глухой звук и всплеснула руками. Мои очки слетели и упали на пол.
Скайп отключился.

                От Марины я узнала, что долечивали её в столичной больнице.
Марина прошла весь курс лечения при воздействии этого массажёра, но кости её, имеющие какое-то структурное заболевание, не отозвались позитивом. Подвела структура. Врачи запретили использовать это устройство.
Кредит платили два года. Кровать подвесили к потолку.
Быстро и эффективно привлекать покупателей научились многие.
Вот одна из мобильных реклам и прилетела однажды к Тамаре. Она не удивилась, Москва же! Прочла. Предлагали магнитный матрас. Какой же он, идеальный продавец матрасов? Угощение, причём, бесплатное, вкусным обедом такому продавцу гарантирует успех.

                Тамара решила проехать к Рите и пригласить её с собой на обед и презентацию матрасов.
После ритуального чаепития приступили к обсуждению.
– Тома, ты выплатила кредит за свою кровать? – начала разговор Рита, хорошо обжившаяся в Москве, имеющая бизнес вместе с сыном. До принятия какого-то решения всегда взвешивала, просеивала и оценивала риски.
– Да нет ещё. А при чём здесь моя кровать? – округлив глаза, – спросила Тамара.
– Да при том. С кроватью ты пролетела, она тебе сейчас не нужна. Такую же кровать купил мой сын, заплатив вдвое меньше. Ты чем думала?
Тамара на такие вопросы не отвечала никому. Она продолжала всегда свою тему, как будто никто её ни о чём не спрашивал. Вот и тогда она достала телефон и показала рекламный ролик.
Рита внимательно его просмотрела.
– Тома, ты же бывший мент, – смеясь, изрекла Рита. – Ты нюхом должна мошенников вычислять.
– Следователь я бывший, а не мент, – без обиды в голосе произнесла Тамара. – И не мошенники они вовсе.
– Вы с Маринкой ещё не закончили реабилитацию после вашей кровати, денег у вас нет, я знаю. Ты на что собираешься покупать матрас? – прищурилась Рита.
– А ты мне дашь. В долг. Я заработаю и отдам, – не моргнув глазом, проговорила Тамара.
– Нет, подруга, не рассчитывай на меня. Я тебе не дам.
– Почему?
– Я хочу тебя видеть здоровой. Мне денег не жаль для тебя.
– Так я для здоровья и покупаю.
– Ха-ха, ты для здоровья уже купила однажды кое-что.
Тамара молчала, что-то обдумывала.
– Но на обед, организованный этой фирмой, ты можешь со мной съездить? – задала новый вопрос. – Я ещё плохо ориентируюсь в городе. Неужели это трудно?
И они отправились.

                Белоснежные скатерти, тарелки, столовые приборы, салфетки, вазы с цветами. Всё правильно: ножи были обращены лезвием к тарелкам, вилки лежали зубчиками вверх. Вазы в центре каждого стола стояли с невысокими цветами, чтобы гости могли видеть друг друга. Рита сразу это отметила и решила остаться с Тамарой.
Когда все чинно расселись за столами, они увидели высокого мужчину в белом халате. Он живописно рассказывал о лечебных свойствах этого медицинского совершенства. Ходил между рядами столиков, жестикулировал, то повышая, то понижая голос... Сидевшие разворачивали головы в сторону его передвижения.
Тамара с Ритой осматривали присутствующих. Их было человек сорок. Мужчины и женщины разного возраста слушали внимательно и сосредоточенно. Затем демонстрировали матрасы, предлагали полежать на них, посидеть, поднять, передвинуть с места на место, назвали цену.
Начался обед. Официанты виртуозно обслуживали собравшихся, а представители кампании по продаже товара ходили между столиками, раздавали рекламные буклеты и задавали один и тот же вопрос каждому.
– Вы уже готовы купить магнитный матрас?
Подошли и к столику, где сидели Тамара с Ритой. Спросили. Тамара кивнула. Молодой мужчина развернул блокнот, чтобы записать фамилии и имена
– Пройдёмте на оплату.
Тамара выразительно смотрела на Риту. Рита в это время миниатюрной ложечкой подцепляла очередную порцию мороженого из изящной вазочки и сосредоточенно её разглядывала.
Тамара кашлянула и под столом пнула ногой подругу.
Рита поперхнулась, плавным движением взяла салфетку, приложила её к губам.
– Молодой человек, у этой дамы нет наличности, она не сможет сделать эту покупку, – медленно и с достоинством проговорила.
– Ничего страшного. Это поправимо. Мы оформим кредит. Давайте ваш паспорт, – обратился он к Тамаре.
Тамара открыла сумку, паспорта в ней не было. Волнения своего не выдала.
– Молодой человек, вы можете подойти попозже, я обязательно куплю, – попросила она.
– Конечно, я же вас уже внёс в список покупателей.
Он отошёл. Тамара старательно перебрала содержимое сумки, но паспорт не нашла. Заволновалась. Рита видела, как она лихорадочно несколько раз выставляла сумку на стол, наклоняла её, заглядывая вовнутрь. Достала телефон.
– Маринка, ты дома?
– Да, мама, а что случилось?
– Поищи мой паспорт. Я хорошо помню, что взяла его с собой, а его нет. Она крупными глотками выпила кофе.
Через несколько минут Марина перезвонила.
– Мама, паспорта и дома нет.
Тамара расстроилась, но плакать она не умела.
– Рита, доставай деньги, – решительно проговорила.
– Какие деньги? – удивилась её подруга.
– Я покупаю матрас.
– Но это же ты покупаешь, а не я, вот ты и доставай.

                Тамара ссориться тоже не умела. Ушла вместе с Ритой.
Деньги заняла у новой своей подруги Людмилы, матрас купили.
С Людмилой познакомилась на работе.  Она оказалась большим потенциалом оптимизма и позитива. Каждый раз она Тамаре привозила пачку рекламных буклетов с предложениями разного рода: от чудодейственных приборов для мгновенной поправки пошатнувшегося здоровья до списка стран, готовых выплачивать тебе дивиденды.
Работали они с Людмилой по суткам. Одна сменяла другую каждый третий день.
Сегодня как раз тот случай, но Людмила не появлялась. Тамара прождала полчаса и решила ей позвонить.

                В трубке она услышала тяжёлое дыхание коллеги и всхлипывания.
– Люда, что с тобой случилось? Ты не пришла на смену.
– Я, я…я не смогу прийти, Тамара. Вызывай третью подменную. Ноги опухли, идти не могу, – жалобно простонала она. Прости.
– Я сейчас к тебе заеду, Людмила.
– Жду. Дверь открыта, не звони. Домофон не жми, дождись попутчиков в подъезд.
Припекло её. Как же так? Совсем недавно ходила она. Ехала Тамара и размышляла на эту тему. И жаль было по-человечески и сердилась, что придётся теперь через два дня выходить на работу.
Увиденное повергло её в шок. Картина живописная и удручающая предстала перед глазами, когда она откинула простыню, которой прикрылась на кровати коллега. Вместо ног – два распухших красных столбика с синеватыми оттенками.
– Ты почему в больницу не обращаешься?
Людмила молчала.
– Давай я тебе «Скорую» вызову, – предложила Тамара.
– Не надо, я лечусь, скоро будет лучше, – отрезала Людмила.
– И где ты лечишься?
– Расскажу сейчас. Она устроилась поудобнее, подвинув подушку под спину.
Позавчера я отправилась в больницу. Идти было тяжело, часто останавливалась и отдыхала.

                Жара стояла нестерпимая, хотя было раннее утро, а свежести не наблюдалось. Солнце уже высоко поднялось и начинало припекать. Не зря я надела шляпку. Откуда-то сбоку ко мне подошли две женщины. Поздоровались.
– У вас ноги больные? – заговорила одна из них.
– Да, а откуда вы знаете? – удивилась я.
– Мы ясновидящие, мы знаем, загадочно сказала вторая.
– Да, болят мои ноженьки, вот в больницу иду, – поделилась я с ними.
– Зачем вам в больницу? Не могут врачи сейчас ничего вылечить, – убеждала первая.
– А как же жить с такими ногами? – обречённо спросила.
– Зачем с такими ногами? Надо жить со здоровыми. У нас есть медицинский центр, мы там работаем и можем вас вылечить.
У меня от радости загорелись глаза. Я даже смогла улыбнуться. Увидела, как эти женщины просветлели лицом, и опомнилась, когда поняла, что они меня под руки уже ведут в свой медицинский центр.

                Лечение оказалось мне не по карману. Оформила кредит на сто тысяч. Мне подключали к ногам какие-то приборы, мазали мазями. Сказали, что лечение поможет. Завтра, я думаю, полегчает. Они сказали, что это первая такая реакция на лечение.
Тамара приготовила суп к обеду.
– А как долечиваться будешь?
– Завтра надеюсь встать – и в центр, там помогут.
В следующий свой приход к Людмиле Тамара узнала, что ей пришлось за лечение доплачивать ещё сто шестьдесят тысяч. Состояние ухудшалось. У Людмилы поднялась температура.
Тамара вызвала «Скорую». Лечили коллегу два месяца.
В одно из посещений она попросила Тамару составить заявление в прокуратуру, чтобы вернуть свои деньги.
– Ты же следователем всю жизнь проработала, помоги.
Тамара решила помочь, собрала нужные документы, но этот медицинский центр не нашла нигде.
Рассказала всё Людмиле и дочери. Дочь отчитала её и на всякий случай паспорт матери убрала подальше с глаз.

                Людмила вышла на работу.
– Смотри, Тамарочка, что у меня есть. Она развернула новый буклет.
«…Зарубежные капиталовложения в шведскую экономику могут гарантировать инвестору хорошие дивиденды». Тамара поняла, что этого хватило Людмиле, чтобы проникнуться симпатией к информации. Симпатия переселилась и к Тамаре, но осторожность, родившаяся из истории с ногами и медицинским центром, немного тормозила и мешала мечте осуществиться.

                Любопытство всё-таки победило. Учёные считают, что любопытство выступает генератором развития каждой личности и приводит к прогрессу всего человечества. Мимо прогресса пройти трудно. Тамара выхватила из рук Людмилы буклет. Она рассматривала цветные фото. Заглянула на каждую страничку. Людмила ободрительно наблюдала за ней.
– Да, не всякая возможность приведет к положительному результату. Но если и не попытаться – это бездействовать. Так ты будешь знать, что хотя бы попыталась воспользоваться ситуацией и тебе не за что себя корить, – выговаривала Людмила.
– Люда, а не получится ли, что и здесь мы с тобой прогорим? – осторожно спросила.
– А как мне поправить свои финансовые дела? У меня же большие кредиты! Я вложусь и получу дивиденды, погашу кредит. Ты тоже можешь денежки получить. У тебя же остались кредиты?
– Нет, я в очередную аферу не пойду, Люда. И тебе не советую. Меня девчонки на моей Родине на этот раз не поймут, если выйдет крах. Уволь! Новую попытку с провалом мне не пережить! – категорично сказала Тамара и решительным движением положила буклет на
стол. – Преуспевай на этот раз без меня!

                Где Людмила пересеклась со шведскими товарищами, готовыми дать возможность разбогатеть жителю Москвы, никто не знает. Она выпросила у родственников пятьсот евро и стала инвестором, ожидающим свои дивиденды. Неумолимо летящее время показало очередную фигу. Как с ваучерами в своё время в СССР.
Многие выбрали наиболее простой путь избавления от лишней головной боли, ваучеров, – люди начали просто продавать свои чеки. Людмила и продать ничего не могла – найти шведских товарищей не удалось.
Людмила плюхнулась в рабочее кресло. Растрепавшиеся пряди волос прилипли ко лбу, на котором выступила испарина. Очки сместились к уху. Она их дёргала за дужку, чтобы водрузить на место, но они каждый раз соскальзывали и устремлялись вбок. Закрыла лицо руками и заплакала в голос. Очки свалились на стол.
Тамара забрала у неё сумку, которая заняла всё пространство стола. Подала салфетку.
– На, утрись! Повествуй уже!
– Пенсию мою… арестова-а-али, – нараспев сказала Людмила.
– Почему? Кто? – изрекла Тамара.
– Неплатёжеспособная я, вот! Пока кредит не вычтут, не даду-у-ут. Я на полгода взяла.
– Молодец, доигралась! Так тебе и надо! Наконец-то, опомнишься! – отчитывала Тамара.
– Это ты вместо того, чтобы посочувствовать!? – рассердилась Людмила.
– Я сочувствую, но ещё больше радуюсь, что вылечилась от болезни легковерности и желания получить лёгкие деньги. И тебе того же желаю.
Не плачь! С работы тебя не уволили. Проживёшь.
– Чтобы я, что-бы-бы …я хоть раз ещё…– продолжала причитать Людмила.
Похоже, адаптация провинциалок подходила к завершению. Опыт приобрели, выводы сделали. Впереди – работа над ошибками.
Я закрыла записную книжку. Сколько историй она хранит для меня о моих подругах, коллегах! Пусть будет.

                Открыла новую. На букву «эс». Записала «Саврасова Тамара». Эта история-воспоминание добавила крупицу в образ моей подруги. Она созвучна её миропониманию, восприятию жизни. Учёные утверждают, что человек может меняться в зависимости от трудных жизненных ситуаций, потрясений, тяжёлых заболеваний и т.д. Они становятся более жёсткими и менее отзывчивыми. Тамара, конечно, менялась, набирая опыт в период адаптации в столице. Может быть, сыграла роль профессия. Трудно сказать, но появились осторожность и осмотрительность. Что же касается черт характера… Она осталась той Тамарой, с которой комфортно, спокойно, уютно, надёжно и приятно находиться в одном круге друзей, в одном союзе и мире. Мне жаль, что она не с нами. Пусть она поскорее рассчитается с долгами и приедет летом на свою родину. Мы свою подругу встретим. И эту историю расскажет нам с позиции своего нового жизненного опыта. Будет ли она такой же…