Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице - V

Нил Крас
   Поначалу — ещё несколько слов о возможных причинах немалой величины кладбища. Аэросъёмка 1949-го года показывает как места' скученных захоронений, так и — свободные от могил (фото 22 и - далее, в  6-й части статьи - 28). Последние занимают больши'е площади. Но мы не знаем, связано ли это, например, с какими-то особенностями грунта (мягкий или скалистый), либо это — следствие попыток нацистов полного уничтожения кладбища.  Обратите внимание на плотность захоронений (24), имевшую какую-то причину (ограничения для евреев существовали везде и во всём). Или сберегали свободное место ограниченной для кладбища территории на будущее.  [Вспомнилось Старое еврейское кладбище (Прага) — Википедия (wikipedia.org), где - из-за недостатка ме'ста - захоронения производились слоями: прямо-таки страшное ви'дение.] Наконец, что-то подобное удивило меня на еврейском кладбище в Дрогобыче (существует с 1840-го года): Галичина в полубеспамятстве. Дрогобыч (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru), Єврейські цвинтарі Дрогобича — Вікіпедія (wikipedia.org). И в Тернополе — то же самое: огромная огороженная территория кладбища, на котором видимые захоронения занимают разительно мало места: Галичина в полубеспамятстве. Тернополь (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   Кстати, винницкие градоначальники, потворствующие как в советские времена, так и - в ещё большей степени - в первые три десятилетия постсоветского беспредела, разграблению и захвату земли еврейского кладбища в Виннице, не являются в Украине каким-то исключительным образцом аморальности. Вот цитата из приведенной выше статьи в Вікіпедії: в Дрогобыче «випадково вцілілий [старий єврейський — Н. К.] цвинтар (кіркут) був повністю ліквідований після війни». А вот — из статьи о Тернополе: «… вопрос об исчезнувшем еврейском кладбище (я его помню ещё по 70-м годам прошлого столетия, сейчас там дома')». [Это старое кладбище (закрыто в 1840-м году!) было расположено у давнего выезда из города; ещё в «мои» тернопольские годы (до 1988-го) - конечно, в «усечённом» уже виде - его можно было обозреть, несмотря на густые заросли деревьев и кустарника.] И — из этой статьи в Вікіпедії: Нове окописько (Тернопіль) — Вікіпедія (wikipedia.org) - “Під час Другої світової війни в Тернополі німецькі нацисти плюндрували обидва єврейські цвинтарі, зриваючи надгробки і руйнуючи гробівці, тисячі камінних плит використовували на будівництво дороги та військового аеродрому поблизу Підволочиського шосе. Згодом - від квітня 1944 року й до серпня 1991 року комуністична московська радянська влада продовжила ганебну справу гітлерівців — нищити кіркути, використовуючи надгробки для будівництва доріг.”
 
***

   Ни описания, ни фотографии старого еврейского кладбища времени до Второй мировой войны мне не встречались. Интересно, что в 3-м томе «Вінниця в спогадах» (2019) есть сообщение Георгия Брилинга (в его рукописи 1967-го года) об экспедиции Винницкого областного краеведческого музея (в конце 1920-х годов) «… в Немиров и составление альбома старинных еврейских кладбищенских памятников. В Немирове в те годы сохранилось ещё в полной неприкосновенности еврейское «окописко» [польское народное определение еврейского кладбища: из пояснения в означенном издании — Н. К.] — кладбище со множеством старинных памятников большого художественного значения. Этот тип памятников давно уже выродился, уже нет тех богатых узоров, орнаментов, какие украшали памятники старых времён в Немирове.» (стр. 125). Понятно, что предполагать на винницком кладбище не худшее, чем в Немирове, собрание еврейских памятников — вполне резонно.

   Но мы имеем всего четыре фотографии (датируемые 1942-43-м годами) еврейского кладбища Винницы. Кладбища, на котором свершались, начиная с 1941-го года, казни и, вероятно, тут же – захоронение жертв нацистского насилия. Кладбища, где имеются, как видно на фотографиях (24,25), местами частичные, местами значительные разрушения памятников. Поначалу первые три фотографии (24 - 26) вызвали у меня, что касается винницкой их локации, сомнение, несмотря на известную мне щепетильность А. Рыбалка, обнаружившего этот материал на одном из аукционов e-bay. Разумеется,  доказательно возразить я ему не мог, так как, ещё раз повторяю,  никаких фотографий сего кладбища  д о в о е н н ы х  лет не было опубликовано. Возможности сравнивать эти изображения с аналогичными не представлялось.
Однако некоторые детали меня смущали — и это, как стало мне ясным после разъяснений А. Рыбалка, с которым я давно заочно знаком и мнение которого высоко ценю, связано было, прежде всего, с тем, что я невольно сравнивал фотографии с картинами, которые оставались у меня в памяти после посещений кладбища в 1948-49 годах.

   Я придирался ко всему, даже к тому, что ни одна из надписей на находящихся в первом ряду маццевах (24) не указывает на город, в котором это кладбище находится (моя попытка «расшифровать» надписи с помощью знатоков иврита). Конечно, такое не высекается на могильных камнях, но я искал доказательства «не-Винницы» и там, где шансы их найти были минимальными. Никак не хотелось влипнуть в историю, подобную случавшимися со многим фотографиями, опубликованы не только на винницких сайтах.

   Но оказалось, что аукционер выставил эти три фотографии в «винницкой серии» (8 штук), где на других снимках видна - с разных точек снятая - хорошо узнаваемая панорама города. А. Рыбалка также парировал мои сомнения по отсутствию на первой фотографии «чисто еврейских памятников» (типа ствола дерева с обрубленными ветвями) и, наоборот, там же - наличие явно «не еврейских памятников». При этом я имел в виду памятники, расположенные в основном в правом ряду: высокие, громоздкие, с украшениями на верхушке, ограждённые цепью из металлических колец. А он и тут нашёлся: «Могу предположить», - написал он мне, - «что это — новая часть кладбища (конец 19 – начала 20 веков), где могилы богатых европеизированных евреев, которым ставили модные памятники.»

   И мне вспомнились могилы на центральном кладбище города Плауэна в Саксонии, где я работал в 1995-1997 г. г. В городе, где до Второй мировой войны проживало около тысячи евреев, а через полустолетие с небольшим — не было ни единого! Но еврейское кладбище городские власти (еврейской общины-то не было) в середине 90-х привели в идеальный порядок. Об этом я писал в статье (см. ниже) в 2012-м году. Привожу цитату из указанной публикации: «Примечательно, что самые богатые довоенные евреи города  захоронены на главном (христианском!) кладбище города. Были ли они «выкрестами» — не знаю. Но лежать на кладбище, находившемся ещё перед 2-й мировой войной далеко за городской чертой, видимо, им и их близким казалось "не по чину"» - Писать об этом стыдно. Но надо! (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Видели бы вы эти несколько внушительных памятников в первых рядах на главной аллее: как будто там покоятся великие сыны человечества! И никаких там еврейских «скульптурных излишеств», возможно, где-то — небольшая шестиконечная звёздочка Давида (эту «мелочь» я уже и не вспомню).
   Заодно сообщу вам, что в небольшом городе (до 2-й мировой войны — около 100 000, сейчас — 65 тысяч населения) на небольшом кладбище (0,36 га) в настоящее время имеются в реставрированном виде 132 надгробных камня (с «Хрустальной ночи» 9-10-го ноября 1938-го года в городе нет ни синагоги, ни еврейской общины). Не поленитесь взглянуть на них: Juedischer Friedhof (Plauen) – Wikipedia и Juedische Geschichte rueckt in Plauen in den Fokus / Stadt Plauen.

   На третьей фотографии этой серии (26) видны результаты «работы» служак вермахта — опрокинутые надгробия, на которых они, позируя фотографу, восседают совместно с кухонными работницами солдатского общежития.
   Четвёртая фотография (27) сомнений не вызывает — подпись под ней (представлена отдельно - 27а) гласит: «Винница, Еврейское кладбище, могильные камни сейчас убраны и переработаны в щебень. Винница, август 1942». Тут вопросов нет.
   Только — добавление: на винницком сайте было сообщение А. Рыбалка о том, что в детстве он видел на Кумбарах пли'ты с непонятными знаками на береговой опоре сооружённого немцами на месте взорванного при отступлении Красной Армии Пятничанского моста (потом и этот мост был взорван, но уже — отступающим вермахтом). Отец ему объяснил, что пли'ты — части могильных памятников с еврейского кладбища.

   В заключение: мои сомнения были связаны также с тем, что некоторые фотографии этой серии подписаны с такими ляпсусами, что приводить их даже в качестве примеров нелепостей стыдно. Вы не поверите, но наружное фото Николаевской церкви у Старогородского моста подписано «Foto mit Juedischer Kirche in Russland Winniza» (Фотография с еврейской церковью в российской Виннице), а снимок, сделанный внутри её - «Foto mit Juedischer Kirche und Juedischen Papst in Russland Winniza» (Фотография с еврейской церковью и еврейским Папой Римским в российской Виннице). Так православный поп был возвышен до главы Католической церкви, до её верховного иерарха. [Православный поп — по-немецки — der Po'pe.]

   Продолжение следует: http://proza.ru/2023/09/13/1545.