Толкование на НЗ. Два исцеления слепых

Игорь Устичев
                Среди многочисленных чудес Спасителя в Его земной жизни есть случаи исцеление слепых. Два из них представляют особый интерес с точки зрения богословия и православной экзегетики. Их нам и предстоит разобрать. Однако, перед началом необходимо подчеркнуть, что существует две опасности изучения (понимания) Библии. Эти опасности возникли вместе с попытками толкования Священного Писания еще в первые годы Христианской Церкви на Древнем Востоке. Обе они берут свое начало в Антиохийской и Александрийской Церквях. Обе Церкви положили начало своим богословским школам, которые, начиная с первых веков Христианства, и поныне ведут между собой бескомпромиссную полемику в области Богопознания и Православного вероучения. О различиях в учениях обеих школ мы поговорим в следующий раз, а сейчас нам важно отметить главное. Александрийская школа делает уклон на аллегорическое, сакральное толкование Писания, полагая, что за его текстами скрыто гораздо большее, чем они собой представляют на самом деле, и буквальное понимание ведет к неправильному толкованию Писания и уклоняется от истины, умаляя Божественное Откровение. Антиохийская школа – наоборот считает, что излишняя аллегоричность и сакральность в подходе к экзегетике Священного Писания уводит в сторону от реальных исторических событий и ставит под сомнение историчность Священных текстов, чем также умаляется Божественное начало. Оба подхода имеют и свои плюсы и свои минусы, главные из которых заключаются в том, что последователи Александрийской школы рельефно выделяя сакральную или аллегорическую сторону Писания, умаляют историческую значимость Ветхозаветных и Новозаветных событий, ставя, тем самым под сомнение их истинность, а Антиохийская школа – опуская аллегории и мистику, сконцентрировала свое внимание на истории Ветхого и Нового Заветов, чем сводит к минимуму Боговдохновенность Священного Писания, превращая богословие в историческую науку. Для иллюстрации двух разных подходов к толкованию Писания мы прибегнем к двум разным историям исцеления слепых Спасителем. В Евангелие от Матфея мы видим, как Христос с учениками, выходя из Капернаума после исцеления дочери начальника синагоги Иаира, встречает двух слепых, которые шли за Ним и кричали: «Помилуй нас Иисус, Сын Давидов!», прося об исцелении. (Мф.9:27-30). После того, как они засвидетельствовали свою веру, Иисус исцеляет несчастных и предостерегает о неразглашении случившегося с ними. Для нас важно, каким образом Он это делает, а именно: прикосновением к глазам слепых. Христос прикоснулся и слепые прозрели. Именно так и нужно понимать это место, не выискивая в нем какого-то особого мистического смысла или аллегорий, как бы это сделали александрийцы. А вот в Евангелие от Иоанна мы видим совершенно иной способ исцеления слепорожденного, которого Христос с учениками встретили при выходе из Иерусалимского Храма: «…Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому и сказал: пойди умойся в купальне Силоам, что значит: посланный (Ин.9:6-7). В этом случае буквально толкование случившегося чуда не приемлемо, поскольку оно  не сможет объяснить, почему Христос изменил метод лечения. А именно в нем скрыта суть Божественного откровения, целью которого было не столько исцеление, сколько просвещение и наставление. Необходимо подробно исследовать это событие, чтобы сделать правильные выводы. Возникает вопрос: а что Сын Божий не мог одним мановением мысли или прикосновением, как в Капернауме, исцелить слепорожденного? Очевидно, что мог. Тогда, почему Он этого не сделал, а избрал столь странный способ излечения, более подходящий для народного целителя и волхователя, чем для Бога? Вопрос достаточно сложный, требующий серьезного богословского осмысления. Слово «брение», которое сделал Иисус означает лепешку или замазку из пыли (праха), смоченную слюной. Такой жест Христа призван напомнить о сотворении Адама из глины, которая тоже есть земля или прах. Вероучительный смысл поступка Спасителя очевиден: напомнить окружающим о сотворении Богом человека, и показать, что тот же Бог, который сотворил их праотца Адама, пришел в мир, чтобы сотворить снова, но уже Нового Адама. И этот Новый Адам в отличии от Ветхого Человека, прозреет и узрит Свет истины доселе неведомый остальным. Тем самым Христос в очередной раз показывает, что пророчество о Нем сбылось: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссиял» (Ис.9:2). После этого Господь отправляет исцеленного умыться в купальню Силоам, что значит «посланный». Этимологическая и онтологическая связь между этими поступками Христа очевидна: Посланник Отца посылает слепого в источник под названием «посланный». Слово «посланный» можно рассматривать в двух аспектах: источник, как посланный или данный Богом для исцеления, и источник, к которому припадает посланный к нему. Зачем же Иисус отсылает к источнику слепого, если брение уже сделало свое дело? Существует несколько толкований по этому поводу. Мы же остановимся на следующем. Христос – это Свет веры, учения и истины Нового Завета для Нового Адама. Силоам – символ Ветхого Адама и Ветхого Завета. Его упоминание относится с XV-XIV вв., до н.э. Еще тогда: «…из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм для торжественного возлияния оной на жертвеннике в последний день праздника из золотого сосуда при радостных восклицаниях народа, при звуках труб и кимвалов», – как о том свидетельствует Библейская энциклопедия архим. Никифора (Бажанова). Поэтому этот источник всегда считался святыней у израильтян. Отсылая слепого к Силоаму, Христос показывает преемственность Ветхого и Нового Заветов, подтверждая, что Он пришел: «не нарушить Закон, но исполнить» (Мф.5:17). Таким образом, Господь отправляет слепого к источнику, вода которого приносилась в жертву Богу. Слепой волей Христа становится жертвенником, на который возливается святая вода, а его вера являет собой жертву Богу, как самой верой, так и через послушание воле Господа. Этим чудом Христос как бы говорит: «Верующий в Меня и послушный Мне через исполнение заповедей Моих, прозреет во тьме вечной и обрящет Свет истины, принося в жертву Богу: «Сердце сокрушенно и смиренно» (Пс.50:19).
                Таким образом, на примере двух случаев исцеления слепых мы показали два разных подхода к толкованию Священного Писания. Оба они важны и необходимы для познания истины. Но, если первый доступен всем, как млеком питающимся, то второй – достояние взрослых, питающихся твердой пищей, т.е. опытных в духовной брани, просвещенных Писанием и творениями св. отцов, а главное – сподобившихся Дара Святого Духа на познание истины, который приходит только в предуготовленное сердце. Попытки самочинно, без просвещения Духом, исследовать Писание в александрийском духе, выискивая в нем тайные и сокрытые смыслы, приводят либо к ереси, либо к прелести, что в обоих случаях чревато погибелью. Особенно это касается некоторых женщин, эпидемия самочинного богословия которых в последнее время, распространяется с невиданной скоростью.