6. Мой муж - Борис Хрящёв. Рождение Форварда

Галина Гусева
1982 год ознаменовался многими событиями.
Первое – это «Новик» и «Флора» идут на международные соревнования «Операция Парус -82». На «Новике» капитаном идёт Б.Орехов, старпомом – Б.Хрящёв.  На «Флоре» - капитаном В.Гусев. Он корреспондент журнала «Катера и Яхты», хорошо осветил все детали похода, отметил его международное значение: «Не говоря уже о завоеванных в гонках призах, столь дальнее — более 4500 миль — плавание этих крейсерских яхт само по себе представляет значительное спортивное достижение. Их маршрут: гонка Фалмут — Лиссабон, совместный переход Лиссабон — Виго, гонка Виго — Саутгемптон - представлялась исключительно сложной для небольших крейсерских яхт — предстояло в условиях гонки дважды пересечь грозный Бискайский залив». Наши ребята показали себя достойными и отличными гонщиками. К тому же, они впервые побывали за границей и увидели мир (экипажи яхт составляли не профессиональные моряки, а яхтсмены. Когда их спросили, откуда навыки? Они ответили, что учителями были «Кубки Балтики».
Второе событие этой навигации - судно Балтийского Морского Пароходства выловило в море яхту фирмы «Колин Арчер» с говорящим о себе названием «Валгалла». Это пластиковая лодка с краснодерёвой внутренностью, оформленная под старину, отличная яхта. Хозяева получили страховку и отказались от неё. БМП отдало яхту в наш клуб. Трофей приглянулся В.Н.Южанскому. Т.к. он начальник Регистра БМП, то ему не было отказа.   Освобождался «Зюйд», и его пообещали дать моему Борису. Внезапно в БМП появился новый начальник АСПТР, Леонид Белов, тоже яхтсмен. Дирекцией клуба было решено отдать «Зюйд» ему. И обещанная яхта Борису, прошла мимо его носа. Борис обиделся, и даже хотел идти разбираться на уровне директоров БМП. Я остудила Бориса: «Если Белову дали «Зюйд», после того, как пообещали тебе, значит того требуют расчёты клуба, и тебе их уже не переиграть. Но дирекция будет чувствовать себя по-свински по отношению к тебе. Если ты не станешь бодаться, то они найдут, как тебя утешить.»  Так и получилось. В это время на Ленинградской судоверфи началась закладка новой яхты, СТ-36. Борису предложили курировать строительство и назначили на неё капитаном. Обещали всякое ему содействие в любом вопросе. 
Борис ознакомился с чертежами и увлёкся новым проектом. Он умеет хорошо убеждать и заражать людей энтузиазмом. Стал привлекать в свою команду хороших, опытных яхтсменов. Так он пригласил двух замечательных яхтсменов с маленькой килевой яхтюли «Олонки» - Кущенко Володю и Талалу Юру. Со «звёздника» к нему пришёл Саша Куликов. Да и от Орехова к Борису пришли Миша Куканов и Андрюха Горелин. Каждый вечер после работы новый экипаж ехал на верфь и исправлял всё, что за день натворили работники верфи. Доставали лучшие лаки, краски, которых не могла себе позволить верфь. Дельные вещи. Пришла пора спускать яхту. Но как же Борис может пропустить Кубок Балтики? За все годы существования этой регаты, он не пропустил ни одну.  Правда, он оправдывался, что на «Кареджи» нет капитана и ребята просят его пойти на регату с ними. Борис последние две недели помогает им готовить лодку, но в самый последний момент без капитана остаётся «Русь» - польской постройки «Арктурус», и руководство клуба поручает Борису пойти на ней, дабы не терять престиж страны.  «Кареджи» тоже не оставили без капитана. Туда пришёл Коля Сизов, тренер детской спортивной школы.
И так, возложив функцию приёмки «Форварда» на нас с Юрой Талалой, остальной народ укатил на соревнования.
22 июля 1983 года корпус яхты был спущен на воду. В лодку полетели не установленные дельные вещи и всё оборудование яхты. На наш немой вопрос был ответ: «Уже с Владивостока и Севастополя народ готов купить вашу яхту в любом состоянии. Вопросы будут?» Вопросов нет. Мы с Юрием перегнали яхту с верфи в «Водник», закрыли её и поехали праздновать её спуск. А на утро я уже сидела в автобусе и держала путь в Таллинн. На этот раз финиш Кубка Балтики был там.
Андрей Гальнбек потом сложил про нас частушку:
Целый год на верфь ходили,
Исправляли ляпы там.
А в итоге получили
Чудо-яхту «Сделай сам»!
Двадцать лет спустя, мы отмечали юбилей яхты на форту «Милютин». Туда прибыло несколько яхт. Были разыграны сцены из яхтенной жизни в разных стилях и с разным аккомпанементом, вплоть до гуслей (детские цимбалы с моей работы). Вот Ода «Форварду», вкратце описывающая команду и саму яхту:
Как во славном во городе Питере
На Петровской косе родилася верфь.
Не простая верфь – яхты строила:
Так студенты у нас развлекалися.
А в ту пору у них был за главного
Александр Стружилин Сергеевич.
Что студент ЛКИ напридумает –
За того наш герой отдувается.
Вот, однажды Олег Ларионов, свет,
С похмела, до того, блин, додумался:
Набросал чертеж яхты невиданной,
На Руси коей с роду не видели.
А Сергеич наш, дюже замотанный,
От студентов устав отбиватися,
Взял, и, сдуру, пером, ну, как водится,
Подмахнул тот чертежик безбашенный.
Долго время течет, или коротко –
Наш Сергеич во всем разбирается.
Когда понял, что с яхтой дал маху он,
Ушло время: закладка на стапеле.
Что тут делать с безбашенной яхтою?
И какой капитан тут отважится
Выйти в море в такой вот посудине.
Вспомнил тут наш Сергеич о Бореньке,
(О Хрящеве, свет, Боре Владимирче),
Что под стать этой яхте на свете нет
Во всем боле его подходящего.
А Хрящев Борис чести обрадован,
Для него, для яхтсмена, оказанной.
Собирает свою он дружинушку,
И на верфь прямиком, вечерочками.
Целый год он у стапеля трудится:
Все, что за день рабочие сляпали,
Он за вечер с дружиной исправит все:
Будто вовсе и не было ляпсусов.
Год прошел. Ну а с верфи рабочие
Наконец, осознав свой никчёмный труд,
В корпус яхты сгрузив оборудованье,
(Мол, и сами найдете им место в ней,)
Подтолкнули, и сбросили в воду, блин,
Пожелав нам успешного плаванья.
Двадцать лет с той поры уже минуло.
Мы на яхте не только не сгинули,
На регатах на ней состязалися,
Год за годом в призах мы купалися.
И по сей день победами славится
 «Форвард» наш, во главе с кэпом Борею,
И дружина его тоже славная,
Вся под стать своей яхте «безбашенной»:
В бурю лютую с ветром сразитеся -
Ей что в ласковый день окунутися.

Как обычно, я прикатила к финишу раньше. Мне хотелось успеть осмотреть новый комплекс в Пириту, погулять по Таллину до того, как начнутся пьянки-гулянки и поздравления. Я была уверена, что такой здоровый комплекс с огромной гостиницей будет иметь свободные номера. Ведь он строился к Чемпионату Мира 1980 года в расчёте на огромное количество гостей. А этот год – обычный. Но я просчиталась. В это время здесь проводились, на ряду с Кубком Балтики, Всероссийские олимпийские игры. Короче – мест нет. В расстроенных чувствах я прошла на пирс и села обдумывать, куда мне податься, где устроиться на ночлег. И тут идёт по пирсу Сергей Перфильев. Он возглавляет Федерацию Парусного спорта г. Ленинграда. Привёз сюда нашу детскую парусную школу и его подопечные размещены в гостинице. Мало того, что мы одноклубники, он ещё является сводным братом моей подруги, Натали. Сергей подошёл ко мне и пообещал урегулировать вопрос с моим заселением. Отдельного номера он добиться не смог, но утрамбовал «комсостав», отправив Николая Ненарокова (старшего тренера) к другим тренерам, освободил для меня место. В последствии его любимой шуткой была: «А помнишь, как я тебя подобрал на панели?» Причём, он так шутил в обществе незнакомых мне людей, чем вводил меня в краску.
Но вот яхты финишируют. Я на борту «Руси». Радостная встреча: тосты за успех и за «сдачу объекта». Утром завтрак в буфете клуба. Очередь со всех яхт. Прибалтика славится всякими кулинарными изысками. Оставив мужа в очереди, решила посмотреть витрину: что выбрать на завтрак. Надо сказать, что у меня жуткая память на лица. Возвращаюсь, смотрю под ноги и не узнаю ботинки мужа. Перевожу взгляд на лицо. Нет, это Борис. Снова на ноги: да чьи же он одел ботинки? У нас ни у кого в команде таких нет. А надо сказать, у нас в яхту, когда ты внутри, если спускается человек, то первое, что ты видишь - его обувь. По обуви уже и определяешь, кто спускается. Так и тут: ну нет ни у кого такой обуви! Опять перевожу взгляд на лицо. И вдруг он улыбается: "Галина, что не узнаёшь, что-ли?" А это Эгон, с латвийской яхты, капитан "Спаниеля". У него такой же, как у Бориса рост, такая же шевелюра на голове, и такие же борода и усы!
В связи с этим у меня ещё был один казус. Сидим мы как-то после очередной гонки за столом в яхте. Борис, как всегда опаздывает. Вдруг, спускается кто-то в салон и зависает на трапе: с кем-то разговаривает с соседней яхты. Нам видна только нижняя часть его от пояса. Кто-то из гостей за столом восклицает: "Ну вот, слава Богу, кэп пожаловал!" А я тут же реагирую: нет, это не кэп!" - понимая, что обувь не его. Тот же гость меня спрашивает: "А по какому месту ты распознаёшь свою команду?"

Продолжение следует.

Уважаемые посетители моей  странички! Огромная просьба оставлять рецензию, ну или просто пару слов о прочитанном. Когда нет реакции, то нет и стимула писать. Будто пишешь в стол.