Обусловленная душа может постепенно очистить греховный ум и подняться до уровня знания.
Освобождение души подобно искрам пламени, которые могут излучать свет не сами собой, а только вместе с огнём.
Душа неразрушима, а внешнее покрытие материи – тело и ум – меняются с началом нового цикла.
Живое существо может забыть всё, что ему довелось совершить в прошлой или нынешней жизни, но нужно помнить, что на дереве материального тела сидят две птицы: индивидуальная душа и Верховная Душа. Только по Её воле живое существо может вспомнить или забыть о своих поступках в прошлом.
Наш материальный ум и тело развиваются из живого существа, то есть души, но под влиянием трёх качеств материи мы забываем о своей истинной природе. Над уровнем восприятия материи (вещества?) находится ещё более тонкий уровень чувств. Возвышение над чувствами приводит на уровень более тонкого ума, затем дыхательной деятельности, и постепенно – разума.
Выйдя за пределы разума с помощью механических методов системы йоги, то есть практики медитации удерживающей чувства, регулирующей дыхание и использующей разум для достижения трансцендентного уровня, можно осознать живую душу.
Вечная душа может стать счастливой только в общение с высшим живым существом, Личностью Бога.
Освобождённая душа не имеет никаких желаний и потому ей неведома скорбь. Она не стремится ни к материальным приобретениям, ни к духовному спасению. Она видит в трансцендентном любовном служение Господу свой долг, и для освобождённых душ не имеет значения, где они находятся и каким видом служения занимаются.
Этот факт, имеющий единственное желание служить Господу. Долг может осознавать человек со свободной волей, а не фанат.
Гунны страсти и невежества крепко привязывают живое существо к иллюзорной, телесной концепции своего «я».
Материальная благость даёт человеку возможность понять разницу между телом и душой, и тот, кто находится под влиянием гунны благости, заботится о своей душе, а не о теле. Но из-за осквернения низшими гуннами природы люди не способны постичь истинную личностную природу души.
Именно нереализованные желания удерживают человека в плену трёх гунн материальной природы. Со смертью очередного тела индивидуальная душа погружается в забытье, но всемилостивый Господь, который как свидетель (сверхдуша?) пребывает в сердце каждого, пробуждая её ото сна, напоминает ей о её неосуществлённых желаниях, и в следующей жизни она начинает действовать, пытаясь исполнить их. Эту невидимую силу, руководящую живым существом, люди называют судьбой.
Источник информации книга Шримад Бхагаватам.