17. 5 Формы сознания

Лариса Болотова
 «Какие же бывают формы сознания?

Индийская философия разделяет четыре состояния сознания. («Древняя мудрость» Анни Безант. Введение). Сон, сновидение, бодрствующее сознание и состояние абсолютного сознания – турийя.

По нашей терминологии эти четыре состояния сознания будут: потенциальное состояние сознания, сознание в возможности (сон); иллюзорное состояние сознания, (видение снов), то есть неразделение Я и НЕ я, объективирование своих образов представления; затем: «ясное сознание» (бодрственное состояние), разделение Я и Не я и, наконец, неизвестное четвёртое состояние сознания, о котором наша научная психология имеет очень смутное представление, экстаз.

Джордж Мид в ведении к переводу Плотина, Тейлера, сближает терминологию Шанкарачария, учителя школы Адваита – Веданта древней Индии, с терминологией Плотина.

«Первое или духовное состояние был экстаз; из экстаза сознание забылось в глубоком сне; из глубокого сна очнулось в безсознательности, но всё-таки внутри себя, во внутреннем мире сновидений; от сновидений оно перешло, наконец, в бодрственное состояние, во внешний мир чувств».

                Следует ли понимать под экстазом восприятие своего Эго человеком, когда он отделяется от Единого?

                Каким образом создаётся мир чувств? С помощью физического тела и трёх гунн.  Кто создаёт физическое тело, а кто гунны?

«Экстаз – это термин Плотина. Он совершенно тожествен с турийя древних индусов.

Идея индийских философов и Плотина заключается в том, что «абсолютное сознание» (то есть космическое или мировое сознание), дробясь на отдельные «лучи» или «искры», как бы засыпает, превращается в свой собственный потенциал, повторённый безконечное число раз, то есть создаёт безконечное количество возможностей сознания.  Из этого состояния, «лучи», собираясь вместе, но оставаясь замкнутыми в себе, создают «субъективное» состояние отраженного сознания сновидения».

                То есть Единому, как бы снится, что Он существует во множестве?

«Дальше сознание «пробуждается», окружённое тем, что конструируют его  органы чувств и воспринимательный аппарат в феноменальном мире: оно различает «субъективное» от «объективного»; разделяет мир на Я и Не я, и отличает от «действительности» свои образы представления».

                А как оно воспринимало себя до этого, как субъективное или нет?

                Образы представления – это как образы воображаемые человеком?

«Оно признаёт феноменальный объективный мир реальностью и сновидения нереальностью и вместе с ними считает, как бы нереальным, весь субъективный мир.  Своё смутное ощущение реальных вещей, лежащих за тем, что конструировано органами чувств, то есть ощущения мира ноуменов, сознание как бы сближает со сновидениями, то есть с нереальным воображаемым, абстрактным, субъективным и считает реальным только феномены».

                То есть, то реально, что только может оно воспринять своими органами чувств физического тела?

«Затем разными путями начинает осуществляться возможность, заложенная в каждую «искру», в каждый луч, то есть каждое отдельное сознание начинает приближаться к абсолютному.

Постепенно убеждаясь в нереальности феноменов и в реальности того, что лежит за ними – сознание освобождается от миража феноменов, видит, что весь феноменальный мир, в сущности, тоже субъективен, что настоящие реальности лежат глубже. Тогда в сознании происходит полный переворот всех представлений о реальности. То, что раньше считалось реальным, становится нереальным, а то, что считалось нереальным, делается реальным. И сознание переходит, то есть возвращается в состояние абсолютного сознания, из которого вышло.

Переход в абсолютное состояние сознания это и есть «слияние с Божеством», «видение Бога», «ощущение Царства Небесного», «переход в Нирвану».

 Все эти выражения мистических религий передают психологический факт расширения сознания, такого расширения, что сознание всё поглощает в себя.

«Сэр Эдвин Арнольд писал о блаженном состоянии, когда «отдельные капли сливаются в сияющее море».

Но, кто прошёл сам через этот чудесный опыт, знает, что как ни парадоксально это может казаться, ощущение в действительности совершенно  противоположно тому, что говорит сэр Эдвин Арнольд – и, что гораздо ближе это ощущение можно описать, сказав, что океан каким-то образом вливается в каплю!

Это сознание широкое как море, «с центром везде и с окружностью нигде» - есть великий факт. Но, когда человек достигает его, ему кажется, что его сознание расширилось настолько, что оно может взять всё это в себя, а не то, что оно погружается во что-то другое» (С. В. Лэдбитер «Заметки о высших планах. Нирвана»).

Это поглощение океана каплей происходит потому, что сознание никогда не теряется, то есть не исчезает, не гаснет. Когда вам кажется, что сознание гаснет, в действительности оно только изменяет форму, перестаёт быть аналогичным нашему, и мы теряем средства убедиться в его существовании.

У нас нет никаких определенных данных думать, что оно исчезает. Для того, чтобы выйти из поля нашего возможного наблюдения, ему достаточно немного измениться.

В мире объективного слияние капли с океаном, конечно, ведёт к уничтожению капли, к поглощению её океаном. Другого порядка вещей мы никогда не наблюдали в объективном мире, и поэтому мы не рисуем его себе. Но в реальном, то есть в субъективном мире, непременно должен существовать и действовать другой порядок. Капля сознания, сливаясь с океаном сознания, познаёт его, но сама от этого не перестаёт быть. Поэтому, несомненно, океан поглощается каплей».

                Возможно ли такое? Возможно, если капля и есть океан. Как? Изначально каждая капля содержала в себе океан, это как зерно содержит в себе всё растение.


Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 166).