Познакомился я со студентом-иностранцем из Непала Бхаттараем ещё в студенческом стройотряде в 1974 году. Тогда я был замполитом отряда, поэтому по должности интересовался, как и чем дышит каждый боец нашего отряда. Бхаттарай был единственным иностранцем из экзотичной страны – Непала, что на границе с Индией, которая совсем недавно переименовалась в страну Бхарат. Он уехал из своей страны по политическим причинам, потому что придерживался левых взглядов, а поэтому был активистом молодежного движения. У нас в Советском Союзе учился на журфаке МГУ, влюбился и женился на москвичке.
После стройотряда мы нередко встречались с ним на факультете, разговаривали на разные темы. Увидев, что он как-то по-новому одет, я спросил:
- Что ты такой нарядный?
- А что тут такого?- спросил он с некоторым акцентом.
- Какой у тебя модный костюм, и рубашка под цвет, еще и галстук хорошо подобран.
- Брат прислал, - прокомментировал Бхаттарай чудесное своё такое преображение.
- Эта одежда тебе идет,- сказал я.- У нас так не шьют. А вообще-то как живешь?
- Диплом должен был защитить, но пришлось отложить, потому что мне делали операцию в Боткинской больнице.
- Ну и как она прошла?
- Сейчас все нормально.
- Это хорошо.
- После защиты диплома, куда поедешь?
- Домой, в Непал.
- А почему бы тебе еще не пожить в СССР?- спросил я.- А на Родину мог бы отправиться собственным корреспондентом какой-нибудь газеты?
- Жену с собой берешь?
- Возьму.
- Вроде у нас в Союзе уже прижился, семью создал, а почему все-таки хочешь на Родину?
Ответ товарищ по стройотряду меня обескуражил.
- Скучно тут у вас в Советском Союзе.- Уж очень мирно живете.
Услышав эти слова, я вспомнил стихотворение Михаила Лермонтова «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!», и задал встречный вопрос:
- А что хорошего, если бы у нас тут стреляли бы?
- Я не привык к такой спокойной жизни,- пояснил свою позицию выходец из Непала. - У нас в Непале борьба, политические демонстрации, аресты оппозиции. Меня пять раз в тюрьму сажали за политику, потому что участвовал в молодежном движении. Полицейские били меня на демонстрациях. Говорили, что наш король обо мне знает, будто он не возражал, чтобы я скорее покинул страну – уехал в СССР учиться.
- Ты, друг, почему-то в стройотряде не рассказывал, что в тюрьму сажали тебя, полиция тебя била. Так значит вернуться домой, чтобы продолжить борьбу?
- Конечно, у нас в стране нет справедливости, законности. У вас в СССР она есть. И мы хотим, что бы у нас так было.
Выходит наша страна для иностранца Бхаттарая была примером, и он думал, что в такой обстановке мы и дальше жить. В своем прогнозе он ошибся, как и многие из нас.
Но в 1985 году началась горбачевская перестройка и закончилась печально. И у нас, в Москве на Манежной площади перед нашим журфаком были многотысячные е митинги, вся страна бурлила от безмерной гласности.
В этой обстановке Бхаттарай вряд ли бы повторил, что в СССР скучно жить.
А кончилось всё это тем, что автор перестройки потерял власть. А потом наступили лихие 1990-ые годы. Вот тут уж в стране стало совсем не скучно. Народ досыта хлебнул реформы Гайдара, поэтому снова стал мечтать о тихой, спокойной, предсказуемой жизни.
Пусть скучно, но пусть будет народу можно нормально жить.
***
P.S. Однако Запад не хотел, чтобы у нас была мирная жизнь:нашему народу за последние десятилетия неоднократно не давали жить спокойно, «скучно».
Пришлось нам подняться и в ответ устроить недругам нескучную жизнь. Как они, так и мы.