Иностранец сказал, что в СССР жить скучно

Михаил Сафиканов
   Познакомился я со студентом-иностранцем из Непала Бхаттараем ещё в студенческом стройотряде в 1974 году. Тогда я был замполитом отряда, поэтому по должности интересовался, как и чем  дышит каждый боец нашего отряда.  Бхаттарай был единственным иностранцем из экзотичной страны – Непала, что на границе с Индией, которая совсем недавно переименовалась в страну Бхарат. Он уехал  из  своей страны  по  политическим причинам, потому что придерживался левых взглядов, а поэтому был активистом молодежного движения. У нас в Советском Союзе учился  на журфаке МГУ, влюбился и женился на москвичке.

    После стройотряда мы нередко встречались с ним на факультете, разговаривали на  разные темы. Увидев, что он как-то по-новому одет, я спросил:
   - Что ты такой нарядный?
   - А что тут такого?- спросил он с некоторым акцентом.
   - Какой у тебя модный костюм, и рубашка под цвет, еще и галстук хорошо подобран.
   - Брат прислал, - прокомментировал Бхаттарай  чудесное своё такое преображение.
   - Эта одежда тебе идет,- сказал я.- У нас так не шьют. А вообще-то как живешь?
   - Диплом должен был защитить, но пришлось отложить, потому что мне делали операцию в Боткинской больнице.
   - Ну и как она прошла?
   - Сейчас все нормально.
   - Это хорошо.
   - После защиты  диплома, куда поедешь?
   - Домой, в Непал.
   - А почему бы тебе еще не пожить в СССР?- спросил я.- А на Родину мог бы отправиться собственным корреспондентом какой-нибудь  газеты?
   - Жену с собой берешь?
   - Возьму.
   - Вроде у нас в  Союзе уже прижился, семью создал, а почему все-таки хочешь на Родину?
    Ответ товарищ по стройотряду меня обескуражил.
   - Скучно тут у вас в Советском Союзе.- Уж очень мирно живете.
Услышав эти слова, я вспомнил  стихотворение Михаила Лермонтова  «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!», и задал встречный вопрос:
   -  А что хорошего, если бы у нас тут стреляли бы?
   - Я не привык к такой спокойной жизни,- пояснил свою позицию выходец из  Непала. - У нас в Непале борьба, политические демонстрации, аресты оппозиции. Меня пять раз в тюрьму сажали за политику, потому что участвовал в молодежном движении. Полицейские били меня на демонстрациях. Говорили, что наш король обо мне знает, будто он не возражал, чтобы я скорее покинул страну – уехал в СССР учиться.
   - Ты, друг, почему-то в стройотряде не рассказывал, что в тюрьму сажали тебя, полиция тебя била. Так значит вернуться домой, чтобы продолжить борьбу?
   - Конечно, у нас в стране нет справедливости, законности. У вас в СССР она есть. И мы хотим, что бы у нас так было.

   Выходит наша страна для иностранца Бхаттарая была примером, и он думал, что в такой обстановке мы и дальше жить. В  своем прогнозе он ошибся, как и многие из нас.
   Но в 1985 году началась горбачевская перестройка и закончилась печально. И у нас, в  Москве на Манежной площади перед нашим  журфаком  были многотысячные е митинги, вся страна бурлила от безмерной гласности.
   В этой обстановке   Бхаттарай вряд ли бы повторил, что в СССР скучно жить.
А кончилось всё это  тем, что автор перестройки потерял власть. А потом наступили лихие 1990-ые годы. Вот тут уж  в стране стало совсем не скучно. Народ досыта хлебнул  реформы Гайдара, поэтому снова стал мечтать о тихой, спокойной, предсказуемой жизни.
    Пусть скучно, но пусть будет народу можно нормально жить.

           ***

  P.S. Однако Запад не хотел, чтобы у нас была мирная жизнь:нашему народу за последние десятилетия неоднократно не давали жить спокойно, «скучно».
   Пришлось нам подняться и в ответ устроить недругам нескучную жизнь. Как они, так и мы.