Белая собачка

Ирина Евгеньевна Снежкова
В электричке было много народу. Белая собачка сразу привлекла мое внимание. Курчавая шерсть кое где была испачкана кровью.

Хозяин собаки рассказал, что по дороге на его любимицу напала собака и укусила в холку. Возвращаться, чтобы оказать помощь питомцу,  не было никакой возможности.

Виктор Спиридонович, так звали пожилого пассажира, должен был привезти в Заходское лекарства для жены, еду.

Укус собаки конечно же очень серьезная травма, но здоровье любимой супруги важнее.

Я рассказала попутчику, что еду в лес, собирать грибы, ягоды и, как раз в Заходское.

Виктор Спиридонович очень обрадовался, когда узнал, что я ветврач и обработку укушенной холки его собаке смогу сделать без особых проблем прямо в домике хозяев собаки.
Йод, поваренная соль, бинты для повязки и кипяченая вода для приготовления раствора на даче в Заходском, конечно же, имелись. Вместо зажима для дренирования каналов можно применить вязальную спицу или крючок.

Ехать предстояло больше часа, но время в разговорах пролетело незаметно.

От станции пришлось идти лесом. Собака бежала знакомой дорогой без каких либо усилий. Рана от укуса не была опасной, только небольшие отверстия от зубов, напавшей собаки. В кажущейся простоте  травмы и таится опасность. Воспаление повреждённых тканей начинается на 2-3 день. Гной может накапливаться, не находя отверстия для вытекания, под кожей и приводить к заражению крови. Задача врача обеспечить отток экссудата, чтобы не допустить осложнений.
 
Татьяна Сергеевна ожидала мужа из города и в положенное время вышла встретить электричку. Виктор Спиридонович, как можно спокойнее, объяснил жене, что с собачкой случилось. И озабоченность на лице женщины возникла в тот  же миг.

Как быть, куда теперь бежать, где искать врача? Все эти вопросы хозяин пациентки ожидал, поэтому, выслушав несколько обвинений в свой адрес о длинном поводке собаки на прогулке, невнимательности вблизи крупных собак и легкомысленном отношении к любимице, Виктор Спиридонович сообщил жене, что ветеринарный врач уже есть и это случайная попутчица из электрички, стоящая рядом, то есть я.

Улыбка появилась на лице пожилой хозяйки, но таблетку "от сердца"  все-таки выпить пришлось, на всякий случай.
 
Возникла суматоха, как всегда на вызове. Хозяева старались наилучшим образом устроить операционную для оказания помощи собачке. А я, в свою очередь, не упуская из вида пациентку ни на минуту, поспешила успокоить владельцев и сообщила, что четвероногая любимица чувствует себя хорошо и с операцией можно не спешить.

Мой совет напоить собаку и не переживать насчет полученной травмы, был учтён. День был жаркий, светило солнце. Собаки регулируют температуру тела открывая рот и высовывая язык. С языка при этом капает слюна, что может существенно обезвоживать организм.

Напоить собаку   согласились сразу, а присесть к столу самим хозяевам не получалось. Тревога за здоровье покусанной любимицы была очень сильной.

Тогда мне пришлось терпеливо объяснить, что с момента возникновения раны уже прошло больше 5-ти часов. Все, что могло случиться  плохого, уже произошло. Один час не скажется на состоянии довольно бодрой пациентки ни как. Тем более, что помогать хирургу должны выносливые, устойчивые к виду крови,  ассистенты. Доводы прозвучали убедительно и легкий ужин появился на столе гостеприимного дачного дома.

Засиживаться никто не собирался, все мысли присутствующих были о бедняжке с прокушенной холкой. Стол быстро протерли и получилась вполне приличная операционная.

Стерильность понятие относительное. Может показаться, что отсутствие ультрафиолетовой лампы и специальных средств по очистке помещения, грозит неминуемыми осложнениями после операции. Все это не совсем так. Можно сказать, что в большинстве послеоперационных осложнений виновата сама операционная, точнее микроорганизмы, населяющие помещение медицинского учреждения.

Эту истину открыл мне заведующий травматологическим отделением одной из больниц Санкт-Петербурга.

Самым подходящим местом для проведения операции, в плане  стерильности,  является сосновый лес или березовая роща,- так сказал врач и добавил: - операции там происходят редко.

В нашем случае дачный домик, расположенный в сосновом лесу позволял проверить эту гипотезу на практике.

Насыщенный раствор натрия хлорида был приготовлен из половины стакана холодной кипячёной воды и чайной ложки поваренной соли.

Бинтовые турунды, матерчатые салфетки и попона для собаки сделаны были из подручных средств дачников.

Раневые каналы на укушенной спине удалось проверить с помощью вязальной спицы.
После введения в отверстия солёных полосок из бинта, сложенных внутрь краями(турунды) и  фиксации матерчатых салфеток при помощи попоны, перевязка была завершена, оставалось только дать рекомендации о выкладывании пациентки в спинное положение на несколько минут в течение дня. Делать так надо обязательно, чтобы обеспечить вытекание жидкости из отверстий. Иначе скопившийся экссудат не будет покидать воспаленное место и возникнут осложнения в виде отверстий ниже места укуса. Обильное питьё и ограниченное пребывание на жаре, тоже было рекомендовано.
 
Последующие приезды для обработки раны, я совершала ежедневно, с большим удовольствием приезжала в дачный домик в сосновом лесу.


Заживление раны происходило очень быстро. После первых суток с гипертоническим раствором, я использовала теперь в качестве заживляющего и дезинфицирующего средства линимент стрептоцида.

Отверстия раны заметно уменьшились и полоски бинта приходилось перед сворачиванием делать вдвое Уже. Толстые турунды не проходили в прежние каналы и мазь оставалась снаружи. При уменьшении ширины бинта, лекарства удавалось ввести больше. И результат был заметным.
 
На пятый день в ранку проходил только крошечный кусочек бинта с мазью.

За грибами в лес, ходили всей хирургической бригадой и не только в этом году. Дружеские отношения с супружеской парой продолжались ещё много лет.